Избрание и применение мер уголовно-процессуального принуждения имеет важное значение в современном обществе. Однако есть проблемные аспекты, связанные с применением и исполнением этих мер, так как они затрагивают права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Меры уголовно-процессуального принуждения имеют двойственный характер. С одной стороны, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, но с другой стороны, эти ограничения направлены на защиту этих прав и свобод. В настоящее время все большее внимание уделяется гуманному обращению с лицами, совершившими противоправные деяния [1].
Это проявляется в выборе и применении более мягких мер наказания, не включающих заключение под стражу. Поскольку вина гражданина в совершении противоправного деяния проверяется и подтверждается во время проведения следственных действий, государство должно избегать нанесения излишних страданий гражданам.
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой набор принудительных механизмов, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и применяемых уполномоченными лицами в ходе уголовного судопроизводства в целях обеспечения правильного порядка ведения дела. Согласно данному определению, эти меры необходимы для подробного и точного определения причастности конкретного лица к совершенному преступлению и исключения возможности его вмешательства в процесс его раскрытия [2].
Характерные признаки мер уголовно-процессуального характера включают в себя следующее:
– уголовно-процессуальное принуждение осуществляется против свободного волеизъявления участников уголовного процесса. К мерам уголовно-процессуального принуждения относятся процессуальные решения и действия, осуществляемые против воли участников уголовного процесса;
– уголовно-процессуальное принуждение является одним из видов государственного принуждения.
– объектом принуждения являются частные лица, а субъектом его применения уполномоченное должностное лицо или государственный орган;
– уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает правила применения мер уголовно-процессуального принуждения;
– главной целью применения мер уголовно-процессуального принуждения является обеспечение надлежащего порядка производства по уголовному делу [5].
Применение мер уголовно-процессуального принуждения не стремится унизить честь и достоинство участников уголовного процесса. Они призваны обеспечить быстрое и полное раскрытие преступления, а также соблюдение порядка, установленного уголовно-процессуальным кодексом РФ. В законодательстве Российской Федерации выделяются три группы уголовно-процессуального принуждения.
К первой группе относится задержание подозреваемого. Согласно статье 5 пункту 11 УПК РФ, задержание подозреваемого — это мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
В данной концепции выделяется круг субъектов, обладающих полномочиями по задержанию подозреваемого, в который входят: дознаватель, орган дознания и следователь. У них есть определенные основания для права задержания подозреваемого:
1) когда лицо было застигнуто в процессе совершения преступления или после него;
2) при наличии потерпевших или свидетелей, указывающих на причастность данного лица к преступлению;
3) при наличии улик о совершении преступления, обнаруженных на одежде, теле или в его жилище.
Необходимо отметить, что задержание подозреваемого применяется по отношению к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое впоследствии может быть назначено лишение свободы [3].
Действующее законодательство также предусматривает ряд других критериев, которые могут указывать на причастность лица к совершению преступления. Среди таких критериев можно назвать информацию, полученную при проведении оперативных мероприятий с применением законных оперативно-технических средств. Если основания подозрения не связаны с указанными данными, лицо может быть задержано в случае:
1) попытки скрыться;
2) отсутствия постоянного места жительства;
3) неустановленной личности;
4) направления следователем с согласия руководителя следственного органа или органа дознания, с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Следующая группа мер уголовно-процессуального принуждения — меры пресечения. Меры пресечения представляют собой процессуальные инструменты, направленные на ограничение личной свободы обвиняемого, иногда подозреваемого лица, с целью обеспечения его явки в органы расследования и суд, предотвращения уклонения от участия в процессе, препятствования продолжению преступной деятельности и выполнения приговора. Меры пресечения используются для ряда целей:
1) исключить скрытие обвиняемого, подозреваемого от органов дознания, предварительного следствия или суда. В качестве основного критерия при применении меры пресечения необходимо учесть отсутствие у подозреваемого, обвиняемого места постоянного жительства [4].
2) продолжительная преступность. Лицо, совершившее преступление, в отношении которого действует предварительного расследование, оставшись на свободе без каких-либо ограничений, имеет риски на совершение повторного преступления.
3) подозреваемый обвиняемый может угрожать субъектам уголовно-процессуального принуждения, уничтожить вещественные доказательства, либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу.
4) исполнение не вступившего в законную силу приговора.
В современном уголовно-процессуальном праве самой серьезной мерой пресечения является заключение под стражу, которое осуществляется с особыми гарантиями для личной неприкосновенности и свободы граждан. Применение этой меры возможно только по решению суда и только в случаях, когда невозможно выбрать более мягкую меру пресечения. В основном заключение под стражу применяется к подозреваемым или обвиняемым в преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок более трех лет.
Это положение указывает, что лица, совершившие преступления небольшой тяжести, обычно не подлежат заключению под стражу. Однако существуют исключения, когда такая мера может быть применена в случае совершения преступления средней тяжести и если:
1) лицо не имеет постоянного места жительства;
2) личность лица не установлена;
3) данное лицо ранее нарушило избранную меру пресечения;
4) лицо скрылось от органов предварительного расследования или суда [6].
Важную роль при избрании меры пресечения занимают обстоятельства, то есть мотивы совершения преступления. В первую очередь необходимо учитывать тяжесть преступления. Далее рассматривается такой критерий, как сведения о личности подозреваемого: его пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, род занятий и другие.
Группа мер уголовно-процессуального принуждения включает в себя различные способы принуждения по уголовным делам. Эти меры можно разделить на две категории, в зависимости от их применения к различным участникам процесса. Первая категория включает в себя меры, применяемые к подозреваемым и обвиняемым, такие как обязательство явиться по вызову, временное отстранение от должности и наложение ареста на имущество. Вторая категория относится к потерпевшим, следователям, гражданским истцам, гражданским ответчикам, экспертам, специалистам, переводчикам и свидетелям, и включает в себя такие меры, как обязательство явиться на вызов, привод и денежное взыскание.
Обязательство о явке подразумевает письменное обязательство подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля явиться по вызову следователя, дознавателя или в суд, а также обязательство незамедлительно уведомить о смене места жительства [7].
Привод — это принудительное доставление лица к дознавателю, следователю или в суд. Временное отстранение от должности, как форма процессуального принуждения, применяется исключительно по отношению к подозреваемым или обвиняемым с целью временного ограничения их трудовой деятельности, а также предотвращения вмешательства в ход расследования и исполнения приговора. Важно отметить, что в российском законодательстве существует ряд различных мер уголовно-процессуального принуждения, которые направлены на обеспечение правильного проведения предварительного расследования и исполнения решений суда.
Подводя вывод, можно отметить, что в российском законодательстве имеется большое количество различных мер уголовно-процессуального принуждения. Все они направлены на надлежащее проведение предварительного расследования по уголовному делу, а также исполнения приговора суда.
Литература:
- Мишкин В. А. Условия применения мер процессуального принуждения// Студенческий форум. 2021. № 2–4 (138). С. 50–51.
- Демидченко Ю. В. Домашний арест, как гуманизация системы мер пресечения// В сборнике: Ученые записки ИУБиП. Серия,. Право. Институт управления Б. И. П.Р. Н. Д. Ростов-на-Дону, 2010. С. 33–35.
- Теппеев А. А. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды// Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 23.
- Шавкарова Е. Е. Правовые и организационные аспекты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста в ходе предварительного следствия: учеб. пособие / Е. Е. Шавкарова, В. С. Хоршева. — Волгоград: ВА МВД России, 2018. — 80 с.
- Турсунбаева, Д. С. Виды мер пресечения в уголовном процессе / Д. С. Турсунбаева, ЯМ. Ишмухаметов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. — № 3–3 (66). — С. 90–93.
- Ганаева, Е. Понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8.
- Павловец Г., Уласевич Т. Задержание в уголовном процессе: история становления и развития // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: сборник статей. Могилёв: Могилёвский институт МВД Республики Беларусь, 2020. № 14.