Статья раскрывает понятие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Раскрыты объективные и субъективные признаки составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ.
Ключевые слова: административные правонарушений, общественный порядок, общественная безопасность, объективные и субъективные признаки состава правонарушения
Административным правонарушением в сфере охраны общественного порядка признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Административным правонарушениям данной группы присущи такие признаки как виновность, противоправность, наказуемость.
Характеризуя посягающие на общественную безопасность административные правонарушения, нужно отметить, что всем сферам жизнедеятельности человека они наносят существенный вред. Они мешают нормальному отдыху, созидательному труду, творческим и интеллектуальным устремлениям, способствуют появлению дискомфорта в сфере общественных правоотношений, чувства незащищенности, нестабильности и даже страха перед негативными последствиями, которые данные виды правонарушений сопровождают.
Всего глава 20 КоАП РФ содержит тридцать восемь статей, многие из которых содержат сразу несколько составов.
Анализ объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения позволил выявить особенности общественного порядка как объекта правонарушений и специфику объективной стороны отдельных правонарушений.
Родовой объект данных правонарушений — общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, регламентируемые законодательными актами. Эти отношения напрямую связаны с порядком в обществе и безопасностью личности, общества и государства в целом.
Непосредственный объект правонарушений, предусмотренный главой 20 КоАП РФ, составляют общественная безопасность и общественный порядок с учетом применения отдельных сфер жизни общества. Хотя некоторые ситуации являются спорными. Например, спорным является вопрос о признании общественного порядка в качестве объекта правонарушения применительно к ст. 20.2 КоАП РФ. Сложность установления непосредственного объекта квалифицируемого деяния в ряде случаев обусловлена отсутствием четкой правовой характеристики родовых и непосредственных объектов правонарушений. Для привлечения к административной ответственности важен механизм выявление факта административного правонарушения, позволяющий определить покушался ли виновный на общественный порядок или общественную безопасность.
Объективная сторона проявляется в нарушении или несоблюдении установленных законодательство норм, правил и требований. Она может быть выражена либо действием, либо бездействием. Среди правонарушений, посягающих на общественный порядок, особо выделяется мелкое хулиганство. Неслучайно состав именно этого правонарушения упоминается в гл. 20 КоАП РФ первым. Объективная сторона мелкого хулиганства — противоправные действия виновного. Противоправные действия виновного могут быть выражены в различных действиях, которые демонстративно нарушают общественный порядок и спокойствие граждан. Например, Евстафьев Е. В. совершил мелкое хулиганство. В присутствии посторонних граждан и сотрудников полиции беспричинно выражался грубой нецензурной бранью, на законные требования сотрудников полиции прекратить свои хулиганские действия не реагировал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ [1].
Мелкое хулиганство характеризуется активными волевыми злостными действиями, аморальностью, цинизмом. Аморальность проявляется в желании оскорбить или унизить незнакомого гражданина или добиться того же вредного эффекта с помощью ненормативной лексики.
Незаконное использование ненормативной лексики может выражаться устно, путем нанесения соответствующих надписей для всеобщего обозрения в общественных местах, громкого прослушивания аудиозаписей, которые содержат ненормативную лексику и другое [2].
Представляется, что деяния, квалифицируемые по ст. 20.2 КоАП РФ «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга…» нецелесообразно относить к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, потому что при проведении масштабных несанкционированных митингов, в том числе в непосредственной близости от территории ядерной установки или пункта хранения радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, может осложнить выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей и создать угрозы безопасности населения и окружающей среде. Именно поэтому родовым объектом состава данного административного правонарушения следует признать общественную безопасность, а не общественный порядок.
Субъектами правонарушений будут физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица.
Определение субъектов административной ответственности — это, в первую очередь, выявление признаков, характеризующих лицо, которое может нести ответственность за совершение административного правонарушения. Эти признаки делятся на общие и специальные. Первые определяют общий субъект любого административного правонарушения. Субъектом является вменяемое, достигшее 16-летнего возраста физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
В силу того, что законодатель (ст. 2.3 КоАП РФ) установил возраст 16 лет, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности, вопросы о квалификации рассматриваемых деяний, совершенных лицами, не достигшими указанного возраста, решаются путем привлечения к административной ответственности их родителей.
Специальным субъектом будет лицо, которое дополнительно к общим условиям, обладает иными признаками, которые признаются обязательными для конкретного правонарушения. Некоторые составы правонарушений, предусмотренных гл. 20 КоАП РФ также предусматривают особые требования к субъектам.
Так, в связи с изменениями в Федеральном законе № 54- ФЗ [3] в КоАП РФ была введена ст. 20.2.3, предусматривающая ответственность за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения. Федеральным законом № 519-ФЗ [4] в КоАП РФ введена ст. 20.3.1, предусматривающая административную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет». Например, Гаранин А. А. привлекается к административной ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, которое было выявлено 10.03.2021 в период времени с 15:45 до 17:15 Переславской межрайонной прокуратурой Ярославской области и выразилось в публикации пользователем социальной сети «ВКонтакте» Алексеем Гараниным на своей странице записи от 16.08.2019 под названием «ПОЛИЦАЯМ ВОЕННЫМ и ФСБешникам», имеющей 148 просмотров, со ссылкой на размещённый в тот же день на сайте «Youtube» и находящийся в свободном доступе видеоролик с 8394 просмотрами. Указанный видеоролик содержит высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства сотрудников полиции, ФСБ, военнослужащих как представителей социальных групп [5].
Субъективная сторона правонарушений выражена виной в форме умысла или неосторожности.
В случае, когда виновный осознает противоправность своих действий (бездействий), предвидит нежелательные результаты или желает их наступления, сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично, правонарушение будет выражено виной в форме умысла.
В случае, если виновный предвидит нежелательные результаты своих действий (бездействий), но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит, в то время как должен был и мог предвидеть возможность наступления указанных последствий, правонарушение будет совершено по неосторожности.
Юридическое лицо будет признано виновным в том случае, если будет установлено, что возможности соблюдения законодательства были, но юридическое лицо не приняло все возможные меры по их соблюдению. При этом к административной ответственности за конкретное правонарушение может быть привлечено как юридическое лицо, так и виновное физическое лицо. И наоборот: если привлечено виновное физическое лицо, может быть привлечено и юридическое лицо.
Для больше части рассматриваемых правонарушений форма вины не имеет значения. Виновный привлекается при обеих формах вины, за исключением правонарушения по части два статьи 8.32 КоАП РФ. В данном случае правонарушение совершается только умышленно.
Таким образом, объективные признаки правонарушений в сфере охраны общественного порядка предполагают анализ объекта и объективной стороны составов правонарушений. Субъектами административного правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть физические и юридические лица. Субъективная сторона данных правонарушений выражается в умышленной форме вины либо в форме неосторожности.
Литература:
- Постановление Шпаковского районного суда Ставропольского края № 5–1114/2021 от 30 июля 2021 г. по делу № 5–1114/2021// Документ опубликован не был. Доступ из справ-прав. системы Консультант-Плюс.
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / под общ. ред. Л. В. Чистяковой. М., 2019. С. 517.
- Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
- Федеральный закон от 27.12.2018 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8447.
- Решение Ярославского областного суда № 30–1-304/2021 от 28 июля 2021 г. по делу № 30–1-304/2021// Документ опубликован не был. Доступ из справ-прав. системы Консультант-Плюс.