Статья посвящена вопросу становления российского института судебных приставов. В данной статье рассматриваются изменения статуса судебного пристава. Все этапы общественного развития были сосредоточены на вопросе укрепления положения судебных приставов. Определены критерии вступления на должность судебных приставов. Проанализированы документы в области исполнительного производства. Исторически определены виды ответственности за неисполнение судебными приставами своих служебных обязанностей.
Ключевые слова: судебный пристав, исполнительное производство, становление должности судебного пристава, пристав-исполнитель.
Сегодня невозможно представить мир без закона и порядка, где игнорируются общепринятые нормы и правила, где нет места честности и справедливости. В современном обществе требуется соблюдение людьми закона, и общеизвестно, что безответственность приносит только страдания и разрушения. Для этой цели в развитых странах есть законодательные и судебные органы. При этом на законодательном уровне принимаются законы, способствующие улучшению жизни людей, которые регулируются исполнительной властью, а судебная власть их реализует. Судебные приставы играют важную роль в обеспечении соблюдения этих законов. Служба судебных приставов прошла большой путь и в результате достигла того уровня, который мы видим сегодня.
Развитие службы судебных приставов началось еще в Древней Руси. Например, в условиях российского государства, если должник не мог уплатить свой долг, он мог стать холопом, в результате чего кредитор распоряжался им.
В развитии службы судебных приставов можно выделить несколько этапов. Однако первые упоминания о деятельности приставов относятся к Новгороду середины XIII в., когда приставы фактически были чиновниками судебных и административных органов [1, с. 211].
Таким образом, этапы развития системы судебных приставов следующие: Первый этап — дореформенный (до 1864 г.), второй этап — пореформенный (1864–1917 гг.), третий этап — советское время, четвертый этап — советское время. После 1997 года началась новая история, когда уже можно говорить о полноценном институте судебных приставов.
На первом этапе, исполнение судебных решений осуществлялось отроками и мечниками на основе судных грамот и княжеского Судебника. Позже данные функции стала выполнять полиция.
Во времена правления Ивана IV должники уже могли погасить свои долги. Поэтому в этот период возникли такие понятия, как «долговая кабала». По сути, это был документ, по которому должник мог погасить долг, что можно было сделать и физическим трудом, если это было невозможно сделать деньгами [2, с. 144].
Второй период в развитии системы судебных приставов пришелся на судебную реформу 1864 года. За этот период был создан ряд независимых лиц, способных осуществлять исполнительную деятельность, в частности, приставы-исполнители.
Так, по нормам Учреждения судебных установлений в обязанности судебного пристава входило исполнение судебных актов и надежное исполнение судебных решений. При необходимости судебные приставы также выдавали повестки и судебные документы.
Поступая на должность судебного пристава кандидаты должны были соответствовать определенным критериям, в частности, они должны быть старше 21 года, не иметь иностранного гражданства, не быть банкротами и не занимать какую-либо другую государственную или выборную должность.
Обязательным условием также являлось завершение годичного испытательного периода. После успешного завершения кандидаты были приняты на работу. Важно отметить, что судебные приставы несли материальную ответственность и поэтому обязаны были внести залог. Таким образом, если действия судебного пристава причиняли ущерб, можно было реализовать залог, а если этого залога было недостаточно, возмещение ущерба осуществлялось из личных средств пристава. Приставам также было поручено арестовывать и проводить опись имущества должников.
Однако следует отметить, что в уездных судах, а также в губернских волостных судах, в верхних крестьянских судах приставы-исполнители как должностные лица отсутствовали. Эти функции были возложены на полицию, но в отсутствие полицейских органов эти функции были возложены на приставов окружных судов, что затрудняло эффективность исполнительных действий.
При Петре I долги взыскивались через суд. Но при этом должник находился под арестом, для того чтобы принудить его к погашению долгов.
В царствование Александра II произошли важные изменения в административных порядках. Именно при его правлении был создан так называемы институт приставов. Их полномочия заключались в наложении штрафов для компенсации убытков. Пристав также обеспечивал исполнение судебных актов, принятых мировыми судьями.
Следует отметить, что данные реформы в деятельности исполнительных производств способствовали формированию смешанной модели исполнительных производств в России.
Следующий этап развития исполнительных процедур, в частности определения места нахождения в них приставов, произошел в советское время. Поэтому до Октябрьской революции исполнение судебных решений оставалось на усмотрение судебных приставов. Более того, эти люди принадлежали к судебной бюрократии.
Когда в ноябре 1917 года началась Октябрьская социалистическая революция, исполнительная система перестала функционировать. В то же время с принятием в марте 1918 года Декрета о суде № 2 исполнение судебных актов было передано красногвардейцам.
После окончания гражданской войны и перехода от военно-коммунистической политики к новой экономической политике привели к изменениям и в судебной системе РСФСР [3, с. 55]. В данное время регулирование деятельности судебных приставов основывалось на положениях Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 года.
Дальнейшее развитие службы судебных приставов произошло уже в эпоху НЭПа, когда стала активно развиваться торговля. Требованием для принятия на должность пристава был опыт работы в судебной системе не менее одного года. Важно отметить, что судебными приставами могли стать и неопытные кандидаты, но им необходимо было сдать экзамен при губернском суде.
В этот период в обязанности пристава входило исполнение судебных актов по гражданским и арбитражным делам и решений третейских судов. В его обязанности также входит ведение исполнительного производства на основании нотариально удостоверенных исполнительных листов.
В дальнейшем в советском государстве исполнительное производство регулировалось отдельными постановлениями, такими как ГПК РСФСР 1964 года и Инструкцией Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г.
Середина 1980-х годов уже характеризовалась полноценной системой исполнительного производства, которое являлось частью судебного процесса. Национальные интересы защищались посредством государственных процедур. Например, были установлены определенные ограничения на взыскание штрафов с государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов и т. д.
Постсоветский период отмечен как следующий этап развития службы судебных приставов. Поскольку с 1980–1990 гг. изменились экономические и социальные направления, исполнительные процедуры также должны были измениться. В результате возникла необходимость принятия нового исполнительного законодательства [4, с. 117].
Этот период характеризуется сменой понятия «пристав-исполнитель» на понятие «судебный пристав».
Понятие «судебный пристав» впервые было использовано в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», где указано, что судебные приставы обеспечивают правопорядок на заседаниях Конституционного Суда РФ.
Важно отметить, что задачей судебного пристава являлось лишь обеспечение порядка в судах и он не участвовал в исполнении решений Конституционного суда.
В 1997 году был принят ряд законов, в том числе Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которыми была создана служба судебных приставов, которая входила в состав Министерства юстиции Российской Федерации. Поэтому 1997 год можно считать годом реформирования системы судебных приставов и доведения ее до привычного нам уровня.
Современное законодательство в Российской Федерации необходимо для более эффективного исполнения судебных решений. В результате в федеральный закон, касающийся исполнительных процедур и исполнителей, было внесено множество изменений.
Соответственно, в 2007 году был принят новый Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Это обновление также затронуло и самих судебных приставов. Так, в 2019 году был принят Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В 2021 году также был издан Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2021 г. № 46 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 615 «О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников».
Таким образом, история развития законодательства об исполнительном производстве позволяет сделать вывод, что исторически исполнение судебных актов и актов других институтов тесно связано с развитием судебной системы. Это дает основу для обсуждения прямой связи между развитием судебной системы и исполнением судебных актов. За время своего создания и развития служба судебных приставов претерпела множество организационных и правовых изменений, обусловленных государственной политикой и социально-экономическими предпосылками, в результате чего на сегодняшний день создан полноценный институт службы судебных приставов, который однако не лишен недостатков, поэтому можно предположить, что данный институт продолжит свое развитие.
Литература:
- Решетникова И. В. Размышляя о судопроизводстве: избранное. — М.: Юрист, 2019. — 510 с.
- Лабашова Э. Р. Становление и развитие системы принудительного исполнения // Вестник гражданского процесса. — 2022. — № 2. — С. 144–146
- Лобырева Н. С. Деятельность судебных органов Брянской губернии в 1921–1929 гг. // Российский судья. — 2017. — № 1. — С. 55–59
- Бессарабов В. Г. Основы развития института судебных приставов и исполнительного производства / В. Г. Бессарабов, П. С. Тройно // Политика и право. — 2018. — № 10(58). — С. 117–124