Статья проводит анализ использования профайлинга как современного метода выявления потенциально опасных пассажиров на этапе проверки в аэропорту и на борту самолета. В ней детально рассматриваются технические характеристики и преимущества профайлинговых систем, а также освещаются этические и юридические аспекты, связанные с их использованием.
Ключевые слова: профайлинг, безопасность воздушного транспорта, опасные пассажиры, системы проверки на стадии посадки, этические и юридические аспекты.
The article analyzes the use of profiling as a modern method of detecting potentially dangerous passengers at the stage of checking at the airport and on board the aircraft. The article discusses in detail the technical characteristics and advantages of profiling systems, as well as highlights ethical and legal issues related to the use of such systems.
Keywords: profiling, air transport safety, dangerous passengers, check systems at the landing stage, ethical and legal aspects.
В современном мире обеспечение безопасности воздушного транспорта становится все более приоритетной задачей для авиакомпаний и государств. С целью защиты пассажиров и персонала на борту, активно разрабатываются и применяются новые методы и технологии. Одним из таких методов является профайлинг, который используется для выявления потенциально опасных пассажиров на этапе проверки в аэропорту и на борту воздушного судна.
Профайлинг представляет собой метод идентификации потенциально опасных пассажиров на стадии проверки в аэропорту и на борту воздушного судна. Он основан на анализе данных о пассажирах, собранных в процессе бронирования билетов, и их использовании для выявления пассажиров, которые могут представлять угрозу для безопасности полета.
В современных методах профайлинга широко используются данные из различных источников, включая базы данных бронирования билетов, профили социальных сетей, кредитные истории и другие открытые и закрытые источники данных. Эта информация служит основой для создания профилей пассажиров, которые могут потенциально представлять опасность.
Применение компьютерных алгоритмов для анализа данных является одним из наиболее распространенных методов профайлинга. Эти алгоритмы настраиваются на выявление конкретных поведенческих паттернов и других факторов, которые могут указывать на возможную угрозу безопасности.
Другой широко используемый метод профайлинга основан на анализе поведения пассажиров. Наблюдатели обращают внимание на такие факторы, как нервозность, необычное поведение, взаимодействие с другими пассажирами и прочие признаки. Эти данные затем используются для создания профилей пассажиров и выявления тех, кто может представлять угрозу.
С использованием машинного обучения также разрабатываются эффективные методы профайлинга. Они основаны на анализе больших объемов данных о пассажирах и создании моделей, способных предсказывать вероятность, с которой пассажир может представлять угрозу.
Кроме того, существуют и другие методы профайлинга, такие как использование биометрических данных для идентификации пассажиров. Они могут быть особенно полезны в ситуациях, когда профайлинг на основе других данных не дает достаточно точных результатов.
Профайлинг имеет несколько главных преимуществ, включая более эффективную идентификацию потенциально опасных пассажиров. Используя разнообразные источники данных, такие как базы данных бронирования билетов и профили социальных сетей, профайлинг помогает выявлять пассажиров, которые могут представлять угрозу для безопасности полета.
Одним из ключевых преимуществ профайлинга является сокращение ложных срабатываний систем безопасности в аэропортах и на борту воздушных судов. Благодаря более точной идентификации потенциально опасных пассажиров, профайлинг помогает уменьшить вероятность ложных тревог.
Кроме того, профайлинг способствует улучшению качества обслуживания пассажиров. Например, пассажиры, не представляющие угрозы, могут пройти предварительную проверку безопасности, что поможет им избежать дополнительных проверок при посадке на борт самолета.
Однако использование профайлинга вызывает этические и юридические вопросы. Существует опасность дискриминации на основе расы, национальности, религии и других факторов, если такие параметры используются при создании профилей пассажиров. Кроме того, существует риск ошибочной идентификации невиновных пассажиров как потенциально опасных.
Для обеспечения прозрачности и ответственности в использовании профайлинга важно четко определить критерии, используемые при идентификации потенциально опасных пассажиров, и ограничить доступ к этой информации только тем лицам, которым это необходимо для обеспечения безопасности полетов [4].
Профайлинг широко применяется в аэропортах и на борту воздушных судов по всему миру. Например, Transportation Security Administration (TSA) в США использует профайлинг в сочетании с другими методами проверки безопасности. Аэропорты в Европейском союзе также применяют профайлинг, даже для проверки пассажиров, не являющихся гражданами ЕС.
В странах, таких как Израиль, профайлинг является ключевым методом обеспечения безопасности в аэропортах. Здесь профайлинг используется совместно с другими мерами, такими как дополнительная проверка безопасности и обучение персонала по обнаружению поведенческих признаков, указывающих на потенциальную угрозу [5].
Однако применение профайлинга вызывает обсуждения в обществе. В Европейском союзе существует директива, запрещающая дискриминацию на основе расы и национальности, что ограничивает использование профайлинга на основе этих параметров. Однако в судах США и других стран законность использования профайлинга в целях обеспечения безопасности была признана [2].
Профайлинг является важным методом обеспечения безопасности в аэропортах и на борту воздушных судов, так как помогает выявить потенциально опасных пассажиров и предпринять меры для предотвращения террористических актов. Однако его использование вызывает обсуждения из-за возможности дискриминации и ошибочного идентифицирования невиновных пассажиров как потенциально опасных [3].
Важно использовать обучающие данные, которые исключают дискриминацию и справедливо представляют всех пассажиров. При построении моделей профайлинга необходимо учитывать разнообразие пассажиров и избегать использования параметров, которые могут привести к неправомерной дискриминации [1].
Прозрачность и ответственность в использовании профайлинга также играют важную роль. Это включает ясное определение критериев, используемых при идентификации потенциально опасных пассажиров, и ограничение доступа к этой информации только для тех, кто действительно нуждается в ней для обеспечения безопасности полетов. Такие меры помогут предотвратить злоупотребления и защитить права и свободы пассажиров.
Литература:
- Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. // М.: ИНФА-М, 2001. 233–254 с.
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru document cons_doc_LAW_164931.
- А. И. Сопочкин, К. В. Яцук Авиационная безопасность: учебник, филиал ВУНЦ ВВС ВВА в г. Челябинск, 2016г. 254–320с.