Проектная деятельность как фактор формирования мотивации у обучающихся в условиях временного ученического коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Аллало, К. А. Проектная деятельность как фактор формирования мотивации у обучающихся в условиях временного ученического коллектива / К. А. Аллало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 398-399. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115822/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается проект на уроке литературы в 8 классе, как инструмент эффективного повышения уровня внутренней мотивации учащихся в условиях временного коллектива.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, временный коллектив, методика преподавания литературы, детский лагерь, мотивация, цифровые технологии.

Исследователи и педагоги неоднократно отмечали [2] сложность организации учебной деятельности во временном детском объединении. Такие объединения формируются на базе внешкольных образовательных организаций временного пребывания и составляют особое образовательное пространство, требующее оптимизации. Безусловно, важнейшим фактором организации образовательной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, однако, зачастую, задача осложняется отсутствием внутренней мотивации учащихся.

Сложно переоценить важность быстрой адаптации ученика, оказавшегося в условиях временного коллектива. Дидактическая составляющая такой образовательной среды должна быть более гибкой и оперативно откликаться на психологические и возрастные изменения учеников: такой подход поможет развить внутреннюю мотивацию учащихся. Один из вариантов его реализации — интеграция метода проектов [3].

Проект предполагает конкретную задачу, к выполнению которой стремятся его участники, четкое распределение ролей в коллективе и заблаговременную оценку ресурсов. Отметим, что смена в лагере «Орлёнок» длится всего 21 дней, а значит, время для оценки способностей и склонностей учащихся сильно ограничено, поэтому помимо базового входного контроля, на первых занятиях так же проводится работа в командах и круглые столы по теме занятия. Такая работа позволяет корректно распределить роли участников проекта.

Проект, реализованный в 8 классе, был посвящен погружению в довоенное и послевоенное время в процессе анализа художественных текстов. По календарно-тематическому плану на изучения лирики, посвященной Великой Отечественной войне, а также рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» отводится три академических часа, соответственно, на реализацию проекта было выделено 1,5 недели.

Далее мы обозначили подзадачи проекта:

1) определить различия довоенного и послевоенного периода родных городов;

2) проанализировать образ героя-повествователя;

3) расширить знания об истории фотографии в середине XX века.

В рамках самостоятельной работы учащиеся создали канал «Летопись нашей смены» на базе мессенджера Telegram. Работа велась поэтапно. 1 этап проекта: создать Telegram-канал, добавить фото канала и описание; 2 этап: выбрать одно стихотворение (из предложенного списка), подобрать к нему картину или фотографию, песню (объяснить свой выбор) и оформить в виде поста; 3 этап: обсудить пост в комментариях.

Отметим, что роли в команде распределяют учитель. Так, администратор (т. е. ученик, обладающий лидерскими качествами) отвечает за создание и оформление канала; редактор (т. е. ученик, обладающий навыками работы с текстом) — за соответствие текста стилю и жанру; дизайнер (т. е. ученик, обладающий визуальным типом восприятия) отвечает за подбор иллюстраций; корректор — за грамотность; исследователь (т. е. ученик, обладающий развитым аналитическим мышлением) — за нахождение достоверной информации в сети Интернет.

В итоге получилось пять команд (писатель, редактор, корректор, дизайнер, исследователь) и один администратор. Каждая команда подготовила пост, а администратор их опубликовал. Учитель объяснил классу суть проекта, распределил учеников по подгруппам, объяснил роли, распределил и объяснил задачи, подготовил раздаточные материалы (стихи и памятки). Любопытно, что учащиеся быстро вжились в роли и с энтузиазмом приступили к выполнению заданий.

Преимущество такой организации проектной деятельности в том, что учитель не транслирует готовое знание, а направляет образовательный процесс, учитывая специфику т. н. поколения Z: современные ученики способны самостоятельно найти и обработать большие объемы информации, а также склонны к многозадачности [1].

Для реализации подзадач проекта была проведена следующая работа: ребята сделали коллажи из фотографий своих родных городов, где были запечатлены одни и те же места до и после Великой Отечественной войны. Затем написали небольшие заметки, рассказав об истории своих городов, и поделились впечатлениями. Для того чтобы проанализировать образ героя-повествователя, были запланированы тематические посты: «Объявление: приехал фотограф!», «Факты о Вите Потылицыне», «Школа в с. Овсянка. Как она появилась?», «Школьная фотография сквозь время».

Заметим, что для понимания значимости коллективной фотографии в судьбе главного героя необходимо расширить знания об истории фотографии. Для этого был подготовлен дополнительный пост о «5 интересных фактах из истории фотографии»: ребята кратко рассказали об особенностях фотосъемки в середине XX века (как работали пленочные фотоаппараты, почему такой был не у каждого и т. п.). Ключевой этап любого проекта — рефлексия в формате круглого стола — показал, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, а новый опыт, приобретенный учениками, сплотил их.

Таким образом, метод проектов, интегрированный в образовательный процесс, способствует мягкой адаптации учащихся, оказавшихся в условиях временного коллектива. Кроме того, проектная деятельность повышает уровень мотивации обучающихся, а также дает стимул для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

Литература:

  1. Анфимова Е. А. Поколение Z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7(33). С. 256–261.
  2. Долганина В. В., Циптаури Т. А. Критерии и уровни формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 62–69.
  3. Мальцева Е. В. Развитие мотивации обучения старшеклассников в процессе проектной деятельности компетентностный подход: автореф. дисс. к-та пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): временный коллектив, внутренняя мотивация учащихся, проектная деятельность, история фотографии, метод проектов, образ героя-повествователя, образовательный процесс, ученик.


Ключевые слова

мотивация, метод проектов, проектная деятельность, цифровые технологии, детский лагерь, временный коллектив, методика преподавания литературы

Похожие статьи

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Краткосрочный групповой монопроект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка

В статье дается характеристика краткосрочного группового монопроекта как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения английскому языку, приводится структура разработанного автором Дневника краткосрочног...

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Похожие статьи

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Краткосрочный групповой монопроект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка

В статье дается характеристика краткосрочного группового монопроекта как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения английскому языку, приводится структура разработанного автором Дневника краткосрочног...

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Задать вопрос