В статье рассматривается проект на уроке литературы в 8 классе, как инструмент эффективного повышения уровня внутренней мотивации учащихся в условиях временного коллектива.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, временный коллектив, методика преподавания литературы, детский лагерь, мотивация, цифровые технологии.
Исследователи и педагоги неоднократно отмечали [2] сложность организации учебной деятельности во временном детском объединении. Такие объединения формируются на базе внешкольных образовательных организаций временного пребывания и составляют особое образовательное пространство, требующее оптимизации. Безусловно, важнейшим фактором организации образовательной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, однако, зачастую, задача осложняется отсутствием внутренней мотивации учащихся.
Сложно переоценить важность быстрой адаптации ученика, оказавшегося в условиях временного коллектива. Дидактическая составляющая такой образовательной среды должна быть более гибкой и оперативно откликаться на психологические и возрастные изменения учеников: такой подход поможет развить внутреннюю мотивацию учащихся. Один из вариантов его реализации — интеграция метода проектов [3].
Проект предполагает конкретную задачу, к выполнению которой стремятся его участники, четкое распределение ролей в коллективе и заблаговременную оценку ресурсов. Отметим, что смена в лагере «Орлёнок» длится всего 21 дней, а значит, время для оценки способностей и склонностей учащихся сильно ограничено, поэтому помимо базового входного контроля, на первых занятиях так же проводится работа в командах и круглые столы по теме занятия. Такая работа позволяет корректно распределить роли участников проекта.
Проект, реализованный в 8 классе, был посвящен погружению в довоенное и послевоенное время в процессе анализа художественных текстов. По календарно-тематическому плану на изучения лирики, посвященной Великой Отечественной войне, а также рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» отводится три академических часа, соответственно, на реализацию проекта было выделено 1,5 недели.
Далее мы обозначили подзадачи проекта:
1) определить различия довоенного и послевоенного периода родных городов;
2) проанализировать образ героя-повествователя;
3) расширить знания об истории фотографии в середине XX века.
В рамках самостоятельной работы учащиеся создали канал «Летопись нашей смены» на базе мессенджера Telegram. Работа велась поэтапно. 1 этап проекта: создать Telegram-канал, добавить фото канала и описание; 2 этап: выбрать одно стихотворение (из предложенного списка), подобрать к нему картину или фотографию, песню (объяснить свой выбор) и оформить в виде поста; 3 этап: обсудить пост в комментариях.
Отметим, что роли в команде распределяют учитель. Так, администратор (т. е. ученик, обладающий лидерскими качествами) отвечает за создание и оформление канала; редактор (т. е. ученик, обладающий навыками работы с текстом) — за соответствие текста стилю и жанру; дизайнер (т. е. ученик, обладающий визуальным типом восприятия) отвечает за подбор иллюстраций; корректор — за грамотность; исследователь (т. е. ученик, обладающий развитым аналитическим мышлением) — за нахождение достоверной информации в сети Интернет.
В итоге получилось пять команд (писатель, редактор, корректор, дизайнер, исследователь) и один администратор. Каждая команда подготовила пост, а администратор их опубликовал. Учитель объяснил классу суть проекта, распределил учеников по подгруппам, объяснил роли, распределил и объяснил задачи, подготовил раздаточные материалы (стихи и памятки). Любопытно, что учащиеся быстро вжились в роли и с энтузиазмом приступили к выполнению заданий.
Преимущество такой организации проектной деятельности в том, что учитель не транслирует готовое знание, а направляет образовательный процесс, учитывая специфику т. н. поколения Z: современные ученики способны самостоятельно найти и обработать большие объемы информации, а также склонны к многозадачности [1].
Для реализации подзадач проекта была проведена следующая работа: ребята сделали коллажи из фотографий своих родных городов, где были запечатлены одни и те же места до и после Великой Отечественной войны. Затем написали небольшие заметки, рассказав об истории своих городов, и поделились впечатлениями. Для того чтобы проанализировать образ героя-повествователя, были запланированы тематические посты: «Объявление: приехал фотограф!», «Факты о Вите Потылицыне», «Школа в с. Овсянка. Как она появилась?», «Школьная фотография сквозь время».
Заметим, что для понимания значимости коллективной фотографии в судьбе главного героя необходимо расширить знания об истории фотографии. Для этого был подготовлен дополнительный пост о «5 интересных фактах из истории фотографии»: ребята кратко рассказали об особенностях фотосъемки в середине XX века (как работали пленочные фотоаппараты, почему такой был не у каждого и т. п.). Ключевой этап любого проекта — рефлексия в формате круглого стола — показал, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, а новый опыт, приобретенный учениками, сплотил их.
Таким образом, метод проектов, интегрированный в образовательный процесс, способствует мягкой адаптации учащихся, оказавшихся в условиях временного коллектива. Кроме того, проектная деятельность повышает уровень мотивации обучающихся, а также дает стимул для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.
Литература:
- Анфимова Е. А. Поколение Z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7(33). С. 256–261.
- Долганина В. В., Циптаури Т. А. Критерии и уровни формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 62–69.
- Мальцева Е. В. Развитие мотивации обучения старшеклассников в процессе проектной деятельности компетентностный подход: автореф. дисс. к-та пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 22 с.