В статье автор исследует связь самооценки подростков с взаимоотношениями с родителями и сверстниками.
Ключевые слова: самооценка в подростковом возрасте, самооценка подростков.
В 21 веке, веке всеобщей занятости, нехватки времени, смены ценностных ориентиров, в веке, когда институт семьи утратил свой былой авторитет, а разводы стали делом обыденным, можно сказать повседневным, обратим внимание на то, что сейчас влияет на самооценку подростков. В век, когда общение с людьми заменили интернетом, осталась ли семья главным фактором, влияющим на самооценку подростка, или большее влияние оказывают сверстники. Какие факторы в настоящее время оказывают прямое и непосредственное влияние на формирование самооценки у подростков.
Самооценка — совокупность установок, направленных на самого себя, включающие — свое тело, возраст, способности, социальные отношения и все, что входит в сферу представлений о собственном «Я». Самооценка — это та ценность себя, та значимость, которой человек себя наделяет, как в целом, так и в отдельных сторонах своей личности. Это оценочное суждение человека о себе самом и о своих поступках. Это один из аспектов Я- концепции. Это совокупность мнений о себе, своем здоровье, своих внешних данных. Это представление человека о своем характере, о своих способностях, о своих достоинствах и недостатках. Самооценка определяется деятельностью человека, поступками человека как в прошлом, а так и его мотивами к будущей деятельности и поступкам.
От самооценки зависят и особенности чувств человека. Самооценка состоит из двух компонентов когнитивного и эмоционального. Когнитивный компонент — это знания человека о самом себе, знания о своих сильных и слабых сторонах и понимание своих возможностей. Основой когнитивного компонента является сравнение себя с другими людьми, сопоставление своего «реального Я» со своим «идеальным Я».
Эмоциональный компонент самооценки отражает отношение к когнитивной совокупности аспектов и степень удовлетворенностью этими аспектами.
Отечественная психология рассматривает самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания. Это сложный процесс опосредованного понимания себя связанный с движением и пониманием себя через ситуативные образы, которые интегрируются в целостное образование. Самооценка формируется в результате собственной деятельности, выражением оценки других лиц и соотношения реального и идеального представления человека о себе.
В отечественной психологии проблемой самосознания личности. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркина, В. В. Столина.
Самооценка формируется под воздействием различных социальных факторов. Наибольший интерес вызывает формирование самооценки в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят самые значительные личностные изменения. Именно в этом возрасте происходит процесс развития «Я», в этом возрасте усиливаются процессы самопознания, поиска себя, поиска смысла жизни.
Подростковый возраст — это возраст критического отношения к себе и конфронтации к значимым взрослым и окружающему миру. В подростковом возрасте появляется необходимость в формировании новых критериев для оценки себя и окружающих. На этом фоне наблюдается повышение тревожности и нервозности, а это, в свою очередь, порой приводит к негативным последствиям.
Подросток в этом возрасте настроен по отношению к себе крайне негативно, он обнаруживает в себе все новые качества, которые не соответствуют картине его идеального «Я».
Именно то, что закладывают ребенку в семье с раннего детства и сохраняется с человеком на протяжении все жизни. Формируется личность человека именно в семье по средствам взаимодействия ребенка с родителями и значимыми взрослыми.
В современном обществе семью рассматривают как институт первичной социализации. Она выполняет множество важных и ценных функций для своих членов. О. А. Карабанова указывает, что одна из самых важных социальных функций семьи — это воспитание подрастающего поколения.
Именно в семье ребенок, а в последствии подросток обнаруживает любят ли его таким какой он есть, поддерживают ли его в его начинаниях, поддерживают его хобби и его интересы, понимаю и принимают его, или же отвергают, остаются индифферентными и глухими к его нуждам, интересам и потребностям. Именно семья закладывает и ценностные ориентации, определяет жизненные ориентиры, помогающие подростку во взаимодействии с окружающим миром.
Спецификой детско-родительских отношений и воспитания занимались О. А. Карабанова, Э. Г. Эдеймиллер, А.В Петровский и другие.
И, конечно, на самооценку подростка влияет и тип воспитания, который используют в семье. Типы семейного воспитания, или как некоторые авторы называют — стили, были рассмотрены многими зарубежными и отечественными психологами В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Баумринд, А. Я. Варга и др.
Д. Баумринд выделила три стиля семейного воспитания, опираясь на анализ поведения дошкольников. Ею было замечено, что в зависимости от типа воспитания прослеживались разные особенности поведения детей. Таким образом, она выделила типы: авторитетный, либеральный и авторитарный.
- Авторитетный стиль повсеместно считается наиболее подходящим для воспитания детей. Авторитетные родители всегда учитывают интересы и мнение своего ребенка, поддерживают с ним теплые отношения, основанные на взаимном уважении. Присутствует высокий уровень контроля, но не пытаясь взять полный контроль за своего ребенка, уважая его автономию, позволяя ему брать на себя ответственность. Такие родители открывают дискуссии, дают советы и используют рассуждения. Предоставляют ребенку объяснения своих действий. Авторитетные взрослые готовы к изменениям правил, опираясь на потребности ребенка. Дети авторитетных родителей в большинстве случаев вырастают уверенными в себе и своих действиях, хорошо адаптированными в обществе, самостоятельными и активными.
- Авторитарному стилю, в отличие от авторитетного, присущ высокий уровень контроля при низком уровне эмоционального принятия ребенка. Такие родители не будут менять правила, опираясь на потребности ребенка, они будут ждать полного повиновения с его стороны, не позволяя ребенку становиться автономным. Также авторитарные взрослые могут применять строгие наказания по отношению к своему ребенку. Дети, выросшие в таких семьях, могут иметь проблемы с самооценкой, социальной адаптацией и тревожностью.
- Либеральный стиль воспитания подразумевает теплые отношения с ребенком в сочетании с низким уровнем контроля и требований. Либеральные родители делают это из хороших побуждений, полагая, что, будучи свободными, их дети станут счастливыми и самостоятельными. Такие родители не устанавливают границы и правила со своим ребенком, что впоследствии может привести к проблемам в социальном взаимодействии у ребенка. Такие дети не слушают взрослых, ведут себя вольно и не умеют следовать правилам, могут быть подвержены психологическим проблемам.
В дальнейшем Э. Маккоби и Дж. Мартин предложили еще один стиль воспитания, названный индифферентным.
Индифферентные родители не контролируют своих детей, не имеют к ним особых требований, а также безразличны и холодны к ребенку. Они могут удовлетворять базовые потребности своего ребенка в пище и жилье, но совсем не включаться в его жизнь. Дети, выросшие в таких семьях, имеют низкую самооценку, тяжело адаптируются в социуме, плохо контролируют свои эмоции.
Таким образом, абсолютно ясно, что именно авторитетный стиль воспитания является оптимальным для воспитания, ведь такие родители дарят необходимую любовь и поддержку ребенку, при этом устанавливая адекватные ограничения, дисциплинируя ребенка, отталкиваясь от его потребностей.
Подростковый возраст, переходный возраст, возраст перестройки и биологической, и эмоциональной. Он является самым сложный из всех детских возрастов. Критическое отношение подростка к себе, гормональные всплески, от этого и происходят основные колебания самооценки. И, конечно, самооценка определяет подростка в его социальных связях и взаимоотношениях. Опираясь на самооценку, подросток определяет свое место в социуме.
В подростковом возрасте внимание смещается в сторону сверстников, что в свою очередь ведет к ряду противоречий и некоторым образом влияет на самооценку. Но отношения со взрослыми продолжают занимать значимое место для подростка, хотя при этом появляется и новые важные взаимоотношения — отношения со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками вносят новые представления в мировоззрение подростка и оказывают на него влияние. Социализация со сверстниками помогает определить свое место в структуре общества и структуре межличностных отношений со сверстниками. А так как самооценка подвержена различным влияниям извне, то критические моменты в жизни, а именно подростковый период является очень уязвимой и неустойчивой формой образования.
Результатом работы стало теоретическое и эмпирическое исследование связи самооценки подростков старшего и младшего подросткового возраста с взаимоотношениями с родителями и сверстниками.
В исследование приняли участие 50 подростков, 25 старшего подросткового возраста 16–17 лет и 25 младшего подросткового возраста 12–13 лет.
Во время проведения исследования были выбраны методики: Тест Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Опросник Взаимодействие родитель-ребенок И. М. Марковской (подростки о родителях).
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что главным фактором, влияющим на самооценку подростков, остается семья.
На основании проведенного эмпирического исследования сделаны выводы:
- Что существует связь самооценки подростков с взаимоотношениями с родителями.
- Наиболее выражена связь самооценки подростков с взаимоотношениями с родителями в младшем подростковом возрасте 12–13 лет
- Существуют различия самооценки младшего и старшего подросткового возраста с взаимоотношениями с родителями
- Существует связь самооценки подростков с взаимоотношениями со сверстниками.
- Наиболее выражена взаимосвязь самооценки подростков с взаимоотношениями со сверстниками к старшему подростковому возрасту.
Корреляционная связь самооценки подростков с взаимоотношениями со сверстниками также подтвердилась, но менее выраженной. Тенденция влияния относится больше к старшему подростковому возрасту.
Гипотезы выдвинутые в начале работы нашли свое подтверждение, как в теоретической части исследования, так и в эмпирической.
Использовать полученные результаты в работе педагога-психолога с родителями и подростками, в семейном консультирование, для повышения компетентности родителей, а также разработке программ с целью повышения самооценки у старших и младших подростков
Литература:
- Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 281 с. (Антология мысли). — Текст непосредственный.
- Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. — СПб: Питер, 2021. — 224 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. –М.: Академия. — 2003. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»).
- Леонтьев А. Н. Развитие целостной личности ребенка. Педагогика сотрудничества (по трудам А. Н. Леонтьева). — М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2023. — 280 с. — (Антология гуманной педагогики).
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / «Формирование личности ребенка в общении»: Питер; СПб; 2009 ISBN 978–5–388–00493–2
- Skritskaya, M. I. Self-esteem of adolescents in the family, in the student body, in society [Электронный ресурс] // https://rep.bntu.by/handle/data/18376