В статье исследованы такие способы снижения судебной нагрузки как организационно-правовые, юрисдикционные, процессуальные, консенсуального урегулирования, информационно-технологические. Изучена судебная нагрузка за 2022–2024 гг., а также попытки её снижения за время судебной реформы.
Ключевые слова : судебная нагрузка, судебная деятельность, способы снижения нагрузки, электронное правосудие, досудебное урегулирование.
The article examines such ways of reducing the judicial burden as organizational, legal, jurisdictional, procedural, consensual settlement, information technology. The judicial burden for 2022–2024 has been studied, as well as attempts to reduce it during the judicial reform.
Keywords: judicial workload, judicial activity, ways to reduce the workload, electronic justice, pre-trial settlement
Судебная власть, являясь одной из трех ветвей государственной власти, призвана осуществлять правосудие. Эффективное функционирование судебной системы является одним из средств построения правового государства и гражданского общества. Основными задачами гражданского судопроизводства выступают правильное и своевременное рассмотрение споров заинтересованных лиц независимым и беспристрастным судом в разумный срок. Достижение отмеченных выше задач зачастую не может быть в полном объеме реализовано ввиду наличия ряда объективных и субъективных причин. [3]
Судебной статистикой за 2022–2024 гг. зафиксировано увеличение количества рассмотренных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Согласно данным, представленным в докладе председателя ВС РФ, И. Н. Подносовой на пленарном заседании Совета Судей Российской Федерации 21 мая 2024 года: «Судами общей юрисдикции, включая мировых судей, и арбитражными судами в 2023 году только по первой инстанции окончено производство более чем 39-ти миллионам дел. В 2023 году по сравнению с 2022 годом судами было рассмотрено на 10 % больше гражданских дел и на 5 % больше экономических споров. В первом квартале 2024 года судами Российской Федерации уже рассмотрено более 10 миллионов дел, что на 13 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано с увеличением в три раза количества административных дел. Их число составило 1 миллион 382 тысячи дел (в первом квартале 2022 года эта цифра была 486 тысяч). Что касается гражданских дел, в первом квартале 2024 года судебная нагрузка в среднем возросла на 6 %, а количество рассмотренных дел увеличилось на 374 тысячи дел. Количество дел, рассмотренных арбитражными судами в первом квартале 2024 года, осталось на уровне первого квартала 2023 года. Арбитражными судами было рассмотрено 430 тысяч дел, в том числе 99 тысяч дел о банкротстве, что на 40 % больше, чем в первом квартале прошлого 2023 года. В порядке уголовного судопроизводства судами Российской Федерации в первом квартале 2024 года рассмотрено (окончено производство) 159 тысяч уголовных дел в отношении 160 тысяч лиц, из них осуждено 127 тысяч лиц, или 79,4 %, а в отношении 30 тысяч лиц, или 19,2 %, уголовное преследование судами прекращено». [4]
Однако, направленность к росту нагрузки на судей не является прямолинейной, она характеризуется вариациями статистических параметров объемов поступивших в суды дел. Временные ряды показателей загруженности судебной системы указывают на разные уровни абсолютного прироста или снижения количества поступивших дел в зависимости от периода, нестабильные величины темпов роста и прироста поступивших дел. Неравномерность связана с действием различных внешних факторов.
Так на основании аналитической справки о работе районных судов Пензенской области в 2023 г., отмечается некоторое снижение количества дел, рассмотренных судьями в 2023, по сравнению с 2022 г.
1. Рассмотрение уголовных дел
По итогам 2023 г. общее количество уголовных дел, оконченных производством по первой инстанции районными судами, уменьшилось на 8,6 % и составило 4003 (в 2022 г. — 4378). Число нерассмотренных уголовных дел по итогам 2023 г. незначительно увеличилось и составило — 327 дел (по итогам 2022 г. остаток составлял 318 дел). В 2023 г. на 3,4 % в сравнении с 2022 г. увеличилось число дел, возвращенных районными судами прокурору для устранения недостатков в порядке ст.237 УПК РФ, с 58 (или 1,3 % от общего числа оконченных) до 60 (1,5 %). Районными судами в апелляционном порядке окончено 200 дел, что составило 9,3 % от общего числа уголовных дел (2145), рассмотренных мировыми судьями в 2023 г. В сравнении с 2022 г. число таких дел увеличилось (в 2022 г. — их было 187 или 8 % от общего числа рассмотренных уголовных дел 2326).
2. Рассмотрение гражданских и административных дел
За 12 месяцев 2023 г. районными судами области окончено производством 25899 гражданских и административных дел, что на 1 % меньше, чем в 2022 г., когда было окончено 26150 дел. В том числе 18828 дел искового производства (на 1,9 % меньше, чем в 2022 г. — 19200), 1785 дел особого производства (на 11 % больше, чем в 2022 г. — 1608), а всего 20613 гражданских дел (в 2022 г. всего 20808 гражданских дел), 5286 административных дел (в 2022 г. рассмотрено 5342 административных дел). В 2023 г. в районные суды в апелляционную инстанцию поступило 890 дел (882 гражданских и 8 административных дел), т. е. 0,6 % от общего числа гражданских и административных дел, рассмотренных мировыми судьями (148063). В сравнении с 2022 г. их число уменьшилось на 9,5 % (в 2022 г. — 983 или 0,6 %).
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Судами районного звена в 2023 г. рассмотрено дел об административных правонарушениях в отношении 7457 лиц, что значительно меньше, чем в 2022 г., когда было рассмотрено дел в отношении 28144 лиц. В 2023 г. в районные суды на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях поступило 3417 жалоб и протестов, что на 1,9 % больше, чем в 2022 г. (3353), из них на постановления органов (должностных лиц) — 2358, на постановления мировых судей — 1059 (в 2022 г. на постановления органов (должностных лиц) — 2356, на постановления мировых судей — 997).
Из аналитической справки о работе мировых судей Пензенской области в 2023 г.:
1. Рассмотрение уголовных дел
В 2023 г. объем работы мировых судей по рассмотрению уголовных дел снизился по сравнению с 2022 г. на 7,8 %, ими окончено производством 2145 уголовных дел (в 2022 г. — 2326). Остаток дел, неоконченных производством на 1 января 2023 г., по сравнению с началом 2022 г., незначительно уменьшился с 78 до 67 (в 2022 г. таких дел было 75 и 78).
2. Рассмотрение гражданских и административных дел
Объем работы мировых судей по рассмотрению гражданских и административных дел в 2023 г. уменьшился — ими окончено производством 148063 дела (139658 гражданских и 8405 административных дел), что на 13,9 % меньше аналогичных показателей за 2022 г., когда было рассмотрено 171921 дело. Как и в предыдущие годы преобладающей категорией дел были дела искового производства — 139658 (гражданские дела), кроме того, рассмотрено 8405 административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций. С вынесением решения рассмотрено 145893 дела или 98,5 % (в 2022 г. — 169453 дела или 98,6 %, уменьшение на 13,9 %).
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
В 2023 г. число дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями (по числу лиц), по сравнению с 2022 г., уменьшилось на 7,6 % и составило 58748 против 63599. [6]
Однако временное снижение количества дел не решает проблему высокой судебной нагрузки. По данным статистики по России, собранной за несколько последних лет, на одного судью приходится 76 дел и материалов ежемесячно, но при этом основная нагрузка приходится на судей мировых судов, которые рассматривают гораздо большее количество дел, в сопоставлении в усредненным показателем. В связи с чем Совет судей РФ продолжает уделять особое внимание оптимизации и совершенствованию судебного процесса в целях повышения качества и эффективности правосудия, в том числе посредством снижения судебной нагрузки.
В рамках реформирования судебной организации предлагаются разные способы снижения чрезмерной нагрузки на суды. Некоторые модели, предлагаемые для решения проблемы, небезупречны и имеют свои отрицательные стороны и недостатки. Так в 2017 году ВС РФ рассматривалась возможность внесения поправок в ГПК, связанных с отказом от мотивировочной и описательной частей по большинству судебных решений, считая, что таким образом избавит судей от избыточных формальных процедур по «простым» делам. Предложение такого рода не нашло поддержку. ЕСПЧ рассматривает мотивированность судебного решения как процессуальную гарантию права на справедливое судебное разбирательство. Мотивировочная часть решения составляется не столько для того, чтобы обжаловать это решения, а для того, чтобы понять, почему суд, например, отказал в удовлетворении заявленных требований, на чем основан его вывод.
Предпринимались и другие попытки снизить загруженность судов. Таким примером явилась цифровизация, начало электронного правосудия проложено еще в 2002–2006 годы после опубликования Постановления Правительства № 8051, что позволило гражданам из любой точки РФ обратиться в суд. Так же снизилось количество административных дел, благодаря новому порядку, в соответствии с которым налоговые органы теперь могут взыскивать налоги с граждан во внесудебном порядке. [2]
В мировой практике существует несколько основных способов снижения судебной нагрузки:
- Организационно-правовые
- Юрисдикционные
- Процессуальные
- Консенсуального урегулирования
- Информационно-технологические
Рассмотрим чуть подробнее каждый из способов.
К организационно-правовым можно отнести разработанного проекта федерального закона о нормах служебной нагрузки, основанных на научно обоснованных критериях. Из чего возникает возможность рационального распределения дел между судьями в одном суде, а так же между судами одного субъекта. Кроме того, возможно распределение (увеличение) количества судей и сотрудников аппаратов судов. К концу 2023 года количество федеральных судов в России составило 2522 суда, из которых 2403 суда общей юрисдикции с численностью судей 21 902 человека и 119 федеральных арбитражных судов с численностью судей 3894 человека. При этом общая нехватка судей в данных судах составляет более 13 %, что повышает нагрузку на действующих судей. Однако ряд проблем можно решить посредством делегирования некоторых судейских полномочий помощникам судей. Проблема нехватки сотрудников в судах общей юрисдикции обусловлена представлениями о непрестижности данного рода занятий: переработки, низкий уровень заработной платы, стрессы — все это приводит к отсутствию потока желающих занять вакансию помощника или секретаря судебного заседания. Налицо необходимость увеличения заработной платы секретарей судебного заседания и помощников судьи; подобная мера позволит повысить престижность данного вида занятости и привлечь квалифицированных юристов, что не только увеличит количество времени, затрачиваемого на дело в среднем, но и существенно повысит качество судопроизводства.
Под юрисдикционными способами можно понимать перераспределение компетенций по разрешению юридических дел в пользу административных и иных несудебных органов. Остро стоит вопрос о необходимости исключения избыточных судебных процедур посредством сферы применения внесудебного взыскания задолженности при отсутствии между сторонами спора о праве. В связи с этим при содействии Верховного Суда Российской Федерации в настоящее время Правительством Российской Федерации готовятся законодательные инициативы, направленные на разработку механизма внесудебного взыскания задолженностей по налогам и сборам с физических лиц. Стоит подумать о возможности распространения соответствующего механизма внесудебного взыскания и на другие виды задолженностей физических лиц (например, по долгам за услуги ЖКХ). Разумеется, реализация подобных мер не должна привести к ограничению доступа граждан и юридических лиц к правосудию и снижению уровня процессуальных гарантий.
Процессуальные способы. Такие способы связаны с упрощением судебных процедур, что предполагает внедрение элементов упрощения процессуальной формы и ускорение движения дела, использование письменного судебного разбирательства. Так, ФЗ № 135 от 12.06.24 предполагает изменения в статье 232.2 ГПК, направленные на увеличение количества дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. Кроме того, внесены изменения в статью 230 ГПК, приводящие к сокращению содержания письменного протокола открытого судебного заседания.
Способы консенсуального урегулирования. Большой потенциал в снижении как судебной нагрузки, так и уровня конфликтности в обществе судейское сообщество видит в дальнейшем развитии примирительных процедур. Их эффективность и привлекательность для общества состоит не только в формировании культуры мирного разрешения споров и укреплении партнерских отношений. Договоренности, достигнутые в рамках примирительных процедур, выполняются чаще, так как стороны достигают соглашения путем метода согласования воли, то есть посредством взаимных уступок, в то время как судебное решение, скорее, учитывает лишь интерес стороны, доказавшей нарушение своего права. Примером досудебного урегулирования является институт финансового уполномоченного. Так, в 2023 году финуполномоченным рассмотрено 117,6 тыс. страховых споров. И так как решения финуполномоченного оспариваются крайне редко, то можно сказать, что суды почти пропорционально освободились от нагрузки в этом виде споров. Возможно, пришло время задуматься о том, что есть иные частноправовые споры, разрешение которых можно предусмотреть в формате досудебного урегулирования. Чтобы, как и в примирительных процедурах, люди получили возможность договориться и прийти к консенсусу с помощью третьей стороны, не идя с этой же самой целью в суд.
Информационно-технологические способы составляют использование информационно-коммуникационных технологий, уменьшающих время обработки поступающих в суд дел и материалов, ускоряющих судебные коммуникации и обмен информацией, осуществляя судебное делопроизводство в электронной форме. О востребованности электронного правосудия свидетельствует ежегодный рост подаваемых в суды обращений в электронном виде. Для использования сервиса «Электронное правосудие» гражданами создано более 2,7 миллионов личных кабинетов, через которые в федеральные суды общей юрисдикции подано около 22 миллионов обращений в электронном виде. В федеральные арбитражные суды посредством аналогичного сервиса в информационной системе «Мой арбитр» подано свыше 3,2 миллиона обращений в электронном виде. До 2030 года планируется реализовать переход к так называемым электронным судам, с которыми онлайн взаимодействие будет возможно от этапа подачи иска до самого судебного заседания. Необходимо внедрить широкую автоматизацию процессов судебного делопроизводства, что потребует соответствующего изменения процессуального законодательства в части отказа от письменной формы судебного делопроизводства и закрепления электронной формы судебного постановления, закрепление электронного документооборота между нижестоящими и вышестоящими судебными инстанциями. В феврале 2024 года на едином портале государственных услуг введен в эксплуатацию сервис подачи в суды общей юрисдикции процессуальных документов в электронном виде в рамках гражданского и административного процессуального законодательства. Теперь можно направить документы в суд из личного кабинета на портале госуслуг во все суды общей юрисдикции, а также мировым судьям, которые подключены к модулю «Электронное правосудие». Сервис помогает выбрать суд, рассчитать и оплатить госпошлину. Подписать такое обращение можно электронной подписью. В случае принятия судом обращения оно будет зарегистрировано в течение нескольких часов, и заявителю в личный кабинет придет номер, по которому на сайте суда можно отслеживать статус обращения. [1]
Таким образом, право на судебную защиту дает гражданам возможность реализовать остальные права, а также позволяет в случае нарушения восстановить их. Задачей государства является создание необходимых условий использования гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем права на судебную защиту. Теоретический анализ научной литературы показывает, что оптимизация загруженности судебной системы в РФ для повышения качества правосудия действительно актуальна. Оптимизация загруженности судебной системы РФ начата, однако проблема еще существует, необходимо решать ее до возможного наступления необратимых последствий.
Литература:
- Изварина А. Ф. Судебная система России (концептуальные основы организации, развития и совершенствования). Монография / А. Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2022. — 304 c.
- Бурдина, Е. В. Служебная нагрузка на судей: проблемы определения, оценки, управления / Е. В. Бурдина, Н. А. Петухов. — Москва: РГУП, 2017. — 236 c. — Текст: непосредственный.
- Лифинцев В. Н. Увеличение количества судебных споров и рост судебной нагрузки / В. Н. Лифинцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 3.
- Председатель Верховного Суда России приняла участие в заседании Совета судей РФ. — Текст: электронный // Верховный суд Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.vsrf.ru/press_center/news/33583/ (дата обращения: 17.06.2024).
- Судебная статистика. — Текст: электронный // Пензенский областной суд: [сайт]. — URL: http://oblsud.pnz.sudrf.ru/ (дата обращения: 17.06.2024).