В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые ФГОС и национальный проект высшего образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить интерактивные технологии и методы обучения, повысить мотивацию студентов к обучению. Формирование предметных результатов освоения учебного предмета является основной задачей высшего образования. Можно обратить внимание на то, что в рамках «Закона об образовании» и «Концепции модернизации Российского образования» подчеркивается важность усваивания на уроках иностранного языка всего материала освоено, т. е. процесс не должен быть имитационным. Помимо прочего, законодатель указывает на важность опоры не только на термины, навыки и умения, но и на важность межкультурной коммуникации, формирование психических качеств с учетом специфики формирования профессиональных результатов в высшем образовании.
В свою очередь с позиции науки можно обратить внимание на то, что ряд авторов, таких как А. А. Катекина, Р. Н. Тукаева, А. М. Руст, А. Н. Колесниченко, А. Н. Земскова подчеркивают важность использования интерактивных технологий, поскольку на уровне высшего образования студенты должны иметь способность и готовность общаться с носителями языка. В процессе реализации и интеграции интерактивных технологий для взаимодействия преподавателя и студента, обучающиеся могут расширить свой лингвистический кругозор, поэтому со стороны академического сообщества осуществляется поиск наиболее результативных средств и методов формирования предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык».
Важно подчеркнуть, что с позиции личности исследуемая тема актуальна, поскольку для студентов на уроках иностранного языка имеет приоритетное значение понимание системы ценностных отношений к себе, к другим участникам образовательного процесса и непосредственным результатам, сформированным в процессе освоения учебного предмета «Иностранный язык». Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий имеет важное значение. Для целей настоящего исследования было необходимо описать содержание предмета «Иностранный язык» через ФГОС ВО. Коммуникативные умения предполагают формирование и развитие диалогической речи с опорой на речевые ситуации, ключевые слова. Особое внимание уделяется монологической речи для высказывания своего мнения относительно предмета, человека или литературного персонажа. На уроках иностранного языка уделяется внимание навыкам учащихся рассказывать о себе, членах семьи, об осваиваемой профессии.
В свою очередь в рамках аудирования уделяется внимание вопросам восприятия и понимания на слух профессиональных текстов, построенных на изученном языковом материале. От студентов в ВУЗЕ требуется понимание основного содержания и запрашиваемой информации при непосредственном общении. В качестве текстов для аудитория выступают диалог, профессиональные тексты, высказывания, ситуация повседневного общения.
Смысловое чтение подразумевает чтение с пониманием основного содержания текста, в качестве источников информации выступают словари, возможности поиска через интернет-ресурсы. Особое внимание уделяется опоре на иллюстрации и использованию языковой догадки.
Языковые знания и навыки отражаются в следующих аспектах:
1) фонетическая сторона речи включает такие элементы, как нормы произношения, в том числе долгота и краткость гласных, а также отсутствие смягчения согласных. Правила чтения гласных в открытом и закрытом слоге должны быть усвоены, равно как и знаков английской транскрипции;
2) графика, орфография и пунктуация. Уделяется внимание таким вопросам, как корректное написание букв алфавита в буквосочетания и словах. Расстановка знаков препинания включает правильное использование точек, вопросительных и восклицательных знаков;
3) лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц, в том числе профессиональных терминов;
4) грамматическая сторона речи. Особую значимость приобретают вопросы коммуникации, в том числе грамматически правильно построенные коммуникативные типы предложений — повествовательные, вопросительные и побудительные.
Социокультурные знания и умения в контексте действующих ФГОС ВО по предмету иностранных языков включают использование социокультурных элементов речевого этикета, поскольку иностранный язык предполагает формирование навыков межкультурной коммуникации.
Компенсаторные умения включают использование при чтении и аудировании языковой догадки, а также применение в качестве опоры при порождении собственных высказываний, ключевых слов, вопросов и иллюстраций.
Для целей настоящего исследования важно изучить современные интерактивные технологии на уроках иностранного языка в вузе. Уроки иностранного языка являются важной часть не только основного общего образования, но и в рамках подготовки в вузе, поэтому прослеживается тенденция по активному включению новых технологий и методов для активизации познавательного интереса учащихся. Среди данных технологий важно обозначить интерактивные технологии, предполагающие взаимодействие студента с преподавателем, студента со студентом, а также современную информационно–коммуникативную технологию Интернет. В частности, авторы выделяют такие как проблемное изложение материала, комментируемые упражнения, самостоятельная и творческая работа учащихся с учетом требований современного образования. Для структурирования учебного материала в контексте активного использования интерактивных технологий включаются и цифровые средства обучения [1].
В направлении совершенствования подходов к организации взаимодействия студента с преподавателем и студента со студентом может помочь использование цифровых средств и инструментов, которые находятся в открытом доступе и активно поощряются действующими государственными программами [4]. Несмотря на наличие ряда инструментов и средств, основная задача во многом зависит от формирования познавательных интересов студентов на уроках иностранного языка в ВУЗЕ. Вопрос активизации познавательной деятельности во многом определяет активность студента в познании самого себя и окружающего мира [2].
Наиболее распространенными интерактивными методами обучения выступают ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, работа в малых группах, что соответствует уровню подготовки и ФГОС ВО [3]. Через призму требований законодателя следует указать на то, что интеграция интерактивных технологий в образовательный процесс требует включения личностно–ориентированного подхода. С точки зрения личностно–ориентированного подхода важно изучить проблематику цифровой социализации личности ввиду сложности как такового данного процесса при обучении.
В основе модели цифровой социализации лежит понятие «новой нормальности». Прежнее понимание «нормальности» теряет смысл, поскольку новая норма быстро меняется и трансформируется. Сегодня появляются новые подходы и методы для организации образовательного процесса на уроках иностранного языка, поскольку целью интерактивности является совершенствование взаимодействия всех студентов и преподавателя. Однако, ключевым трендом новой нормальности является цифровизация, которая в корне меняет прежнюю картину мира [5].
Цифровая социализация представляет собой опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн–контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн реальности и формирующий его цифровую личность как часть реальной личности. Отличительной особенностью нынешнего поколения является то, что традиционные формы социализации параллельны цифровым. Эти формы объединяются, замещают друг друга, конкурируют и т. д. [4]
В перспективе возможна разработка методических указаний или основ по интеграции цифровых средств и других составляющих интерактивных технологий в образовательный процесс на уроках иностранного языка. В целом сама идея разработки методических основ по выбору цифровых инструментов в системе интерактивных технологий для совершенствования взаимодействия обусловлена и продиктована актуализацией проблемы развития образовательных концепций в разделах педагогики и психологии. В ходе анализа зарубежной литературы было выявлено, что ключевым компонентам в системе познавательной активности студента является воспитание стойкого познавательного интереса или мотивации. Данный стимул позволит систематически повышать активность учащихся в процессе освоения нового материала и фиксации уже прошедшего материала.
В ходе анализа научно–учебной литературы были систематизированы особенности интеграции интерактивных технологий на уроках иностранного языка в ВУЗЕ:
- Специфика восприятия других людей. Студенты не всегда могут выделить существенное и главное в личности человека;
- Трудности в самооценке;
- Формирование коммуникативных умений в процессе общения с окружающими. Их успешность зависит от содержания общения, уровней и круга общения;
- Высокая восприимчивость, острота восприятия, эмоциональность;
- Отсутствие устойчивости мотивов поведения, подражательность;
- Изменение содержания общения за счёт использования учебного материала и разнообразной информации;
- Сочетание официальной и неофициальной структуры общения;
- Увеличение количества объектов общения и образование более устойчивого круга общения.
Важно определить формы, которые используются в интерактивных технологиях:
- Прямое общение предполагает непосредственное общение со студентом, касающееся его поведения и взаимоотношений (объяснения, одобрения, порицания и т. д.).
- Косвенное общение осуществляется через других лиц, через целесообразную организацию совместной деятельности и поведения.
Основной особенностью на уроках иностранного языка в ВУЗЕ является то, что логическое мышление развивается быстро, и в процессе завершается переход от конкретно–образного мышления к абстрактно–логическому мышлению. При исследовании психолого-педагогической литературы был отмечено, что для студентов важно использование различных каналов и инструментов в системе интерактивных технологий, поскольку в данном периоде развития сложно активизировать познавательную деятельность в рамках учебного предмета, в том числе в отношении предмета «Иностранный язык». Профессиональное развитие в основном осуществляется через учебную деятельность. Сам процесс интерактивного обучения — это осознанный или когнитивный процесс, а учет возрастных факторов студентов предполагает включение игрового, личностно–ориентированного и других подходов, повышающих познавательную активность и соответственно результат освоения учебного материала. Студенты осваивают знания, навыки и нормы социального поведения в процессе обучения, и в процессе формирования индивидуального опыта и познания мира продолжают усваивать то, чему научились, постоянно вызывая изменения в своей интеллектуальной, личностной и социальной структуре, способствующие позитивному психологическому развитию.
При использовании интерактивных технологий и формировании иноязычной речевой компетенции следует в полной мере учитывать развитие культурных качеств студентов и преподавание международных культурных знаний. Будь то учебная программа, основанная в основном на компьютерах, или учебная программа, основанная в основном на преподавании в классе, ее настройка должна полностью отражать персонализацию, учитывать психолого-возрастные особенности студентов; это может не только помочь заложить прочную языковую основу, но и развивать у студентов их сильные навыки практического применения.
Для повышения теоретической значимости результатов данного исследования можно обратиться к теории мультимедийного обучения, автор которого сопоставляет эффективность и успешность организации образовательного процесса как с использованием интерактивных технологий, так и в условиях их отсутствия.
Применение цифровых средств должно постоянно включать в себя учебный материал и контент, чтобы студенты могли усвоить новую информацию. Здесь можно выделить теорию, интерактивной учебный среды, в которой учащиеся могут во время обучения реагировать на все свои действия и влиять на собственные процессы обучения. Применительно к урокам иностранного языка в ВУЗЕ интерактивность возможна в условиях диалоговой, контролирующей и манипулирующей формы. В процессе организации урока учитель должен предоставлять дополнительную информацию учащимся по их запросу или в рамках обратной связи, что будет удовлетворять диалоговый характер образовательного процесса при использовании цифровых инструментов. Следующий момент заключается в манипулятивным характере, то есть в процессе усвоения нового материала учащийся должен взаимодействовать с учебной средой, манипулируя предоставляемой информации.
В качестве наглядного примера данной манипуляции по своему запросу и при реальной необходимости учащийся может попросить учителя увеличить или уменьшить информацию, представленную в мультимедийной презентации. В совокупности диалоговая, контролирующая и манипулирующая формы позволяют перейти от пассивного освоения информации к активному, что непосредственно позволяет развивать познавательный интерес и мотивацию студентов в получении знаний и навыков на уроках математики. Здесь необходимо выделить подход к глубокому обучению, которое непосредственно зависит от желания учащихся осваивать материал и включает в себя некоторые специфические характеристики, которые были указаны ранее, в том числе диалоговые, контролирующие и манипулирующие.
Научная и эффективная система выбора цифровых средств и оценка их эффективности в части интеграции в систему интерактивных технологий имеют большое практическое значение для образования: с одной стороны, это может помочь их преподавателям выбрать подход, подходящий для реальной ситуации студентов; с другой стороны, это может помочь правильно взглянуть в лицо проблемам и решить их на разных этапах
Необходимо подчеркнуть, что методическая разработка включает в себя не только использование цифровых инструментов, так как они не всецело влияют на результаты обучения, а являются лишь одним из элементов образовательной среды в условиях трансформации образования. Применительно к научным исследованиям по проблематике данной темы особого внимания заслуживают взгляды преподавателей в ВУЗЕ, практиков на цифровые носители при организации урока и активизации познавательной деятельности, в частности особенности дизайна, чтобы привлечь внимание и интерес детей. Большая часть практиков согласны во мнении, что информационно–коммуникационные технологии упрощают образовательный процесс в части повышения интереса учащихся, а также развитие их познавательной деятельности. С другой стороны, абсолютное меньшинство отмечает, что использование цифровых инструментов зачастую отвлекает учащихся с непосредственно от обучения на уроках иностранного языка. Данная дилемма и двусмысленность является актуальной проблемой при организации тех или иных методических разработок и рассматривается в многочисленных работах как одна из проблем преподавания в рамках влияния на усвоение знаний студентами.
Таким образом, в сложившихся условиях важное значение отводится организации социального взаимодействия учащихся, а также их межличностной коммуникации. В связи с этим значимую роль приобретает интеграция в образовательный процесс цифровых средств, позволяющих организовать «многостороннее» общение и при этом активизировать познавательную активность учащихся. Активизация познавательной деятельности подразумевается целенаправленное усиление когнитивных процессов, в данном случае к когнитивным процессам целесообразно относить такие элементы, как восприятие, память мышление и воображение. Интерактивные технологии необходимы для разнообразия учебной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка, чужой культуры и быта (в контексте лингвокультурологии).
Литература:
- Земскова, А. Н. Применение цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Успехи гуманитарных наук. — 2021. — № 7. — С. 91–97.
- Колесниченко, А. Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т.6. — № 2. — С. 298–303.
- Пластинина, Н. А. Открытые образовательные ресурсы и цифровые библиотеки: критерии отбора, оценивание качества и способы каталогизации ресурсов в современной практике преподавания иностранного языка // Наука, образование, обучение: актуальные вопросы и современные аспекты. — Екатеринбург, 2020. — С. 5–12.
- Руст, А. М. Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные технологии как инновационные средства преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 8. — С. 95–99.
- Тукаева, Р.Н., Катекина А. А. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — С. 267–270.