Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку / А. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115876/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования (констатирующий, формирующий, контрольный).

Ключевые слова: английский язык, лексические навыки, начальный этап, эйдетика, экспериментальное исследование, этапы исследования.

В эксперименте приняло участие 16 обучающихся. С целью определения эффективности использования приемов эйдетики в процессе формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, было реализовано три этапа экспериментального исследования:

– констатирующий этап эксперимента (определение уровня сформированности лексических навыков);

– формирующий этап эксперимента (внедрение и применение приемов эйдетики);

– контролирующий этап эксперимента (определение динамики).

  1. Констатирующий этап эксперимента — это этап, который позволяет выявить уровень сформированности навыков обучающихся на момент обучения, провести диагностирующие исследования (анкетирование, наблюдение). Этот этап эксперимента проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы [3, c. 10].

На констатирующем этапе эксперимента контролировались лексические навыки обучающихся начального этапа. Целью данного этапа являлось выявление уровня сформированности лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку.

Этапы работы констатирующего эксперимента включали:

– анализ аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2»;

– разработка заданий для диагностики (контроля) лексических навыков;

– проведение диагностической работы;

– анализ и описание полученных результатов.

Каждый обучающийся получил определенное количество баллов, которые были переведены в оценку по пятибалльной шкале.

На рисунках 1–3 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на предэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами выполненных заданий на постэкспериментальном этапе.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Результаты показали, что обучающиеся обладают недостаточно сформированным уровнем лексических навыков, соответственно требуют целенаправленной комплексной работы по устранению «пробелов» в знаниях.

Полученные выводы свидетельствуют о том, что использование приемов эйдетики является возможным для улучшения знаний обучающихся и улучшения образовательной обстановки.

  1. Формирующий этап эксперимента — это этап, который подразумевает под собой планирование и реализацию экспериментального исследования с учетом цели, поставленных задач и планируемых результатов. Формирующий эксперимент направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов [1, с. 96].

Главная цель формирующего этапа эксперимента состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплекс упражнений и конспекты уроков с использованием приемов эйдетики с учетом полученных результатов на констатирующем этапе, и тем самым, подтвердить эффективность использования этих приемов как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации экспериментального исследования были разработаны авторские упражнения и комплекс уроков, апробированные на базе образовательного учреждения.

В ходе формирующего эксперимента нам предстояло решить следующие задачи:

– спланировать содержание упражнений и уроков с использованием приемов эйдетики;

– разработать авторские упражнения и комплекс уроков, направленных на формирование лексических навыков;

– апробировать разработанные авторские упражнения и комплекс уроков;

– проанализировать и описать полученные результаты;

– подвести итоги.

Материал формирующего эксперимента включал в себя языковой материал на основе аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2», а также разработанные авторские упражнения и комплекс уроков, которые использовались субъектами образовательного процесса для формирования лексических навыков.

Обучающиеся проявляли высокий интерес к выполнению упражнений, активно работали с материалом. Некоторые обучающиеся настолько заинтересовались заданиями, что попросили дополнительные задания. Таким образом, они смогут отработать материал уже самостоятельно и закрепить свои знания.

  1. Контрольный этап эксперимента — это этап, который позволяет повторно организовать диагностирующее исследование, сравнить результаты с первоначальными данными и оценить эффективность и успешность проведенного исследования. На данном этапе проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы [2, c. 236].

Для того, чтобы проверить сформированность лексических навыков обучающихся и эффективность использования приемов эйдетики, нами был проведен постэкспериментальный срез.

Этапы контрольного эксперимента включали:

– проведение контроля на определение уровня сформированности лексических навыков;

– подведение итогов с описанием результатов контрольного этапа, сравнение результатов констатирующего этапа и контрольного этапа после использования приемов эйдетики.

Материал контрольного эксперимента включал диагностическую работу, направленную на проверку улучшения и повышения лексических навыков.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

На рисунках 4–6 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на постэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами на предэкспериментальном этапе.

По результатам повторного диагностирования обучающихся можно сделать вывод о том, что показатели стали выше, что свидетельствует повышению уровня сформированности лексических навыков обучающихся.

На данном этапе эксперимента нами также был проведен сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов. Анализируя полученные данные, мы можем проследить положительную динамику в формировании навыков.

Таким образом, исходя из результатов нашего экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что использование приемов эйдетики способствует эффективному и успешному формированию лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Стоит отметить, что, помимо формирования лексических навыков, приемы эйдетики способствовали повышению интереса к обучению и положительному настрою к учебной деятельности в целом, так как она представляет собой увлекательный и разнообразный учебный процесс.

Литература:

  1. Ардашева А. Л. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии / А. Л. Ардашева. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2017. — № 11. — С. 94–97.
  2. Верещагина Л. С. Организация педагогического эксперимента / Л. С. Верещагина, С. С. Орехова, О. А. Шумакова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2018. — № 8. — С. 235–237.
  3. Кротов В. М. Методика организации и проведения педагогического эксперимента / В. М. Кротов. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 92 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, использование приемов эйдетики, лексический навык обучающихся, начальный этап обучения, комплекс уроков, навык, этап, констатирующий этап эксперимента, формирующий эксперимент, эффективность использования приемов эйдетики.


Похожие статьи

Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка

В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...

Технология совершенствования лексических навыков на уроке английского языка

Данная статья посвящена проблеме совершенствования лексических навыков на уроке английского языка, используя трехэтапную технологию (первый этап — ознакомительный, второй — тренировочный, третий — практический, четвертый — заключительный) работы с фр...

Лингводидактический потенциал метафоры в текстах англоязычных СМИ

В статье представлена роль метафоры в текстах англоязычных СМИ. Рассмотрена классификация метафоры и даны примеры каждого типа из текстов англоязычных СМИ. Предложены задания, направленные на обучение метафоре с применением текстов англоязычных СМИ н...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор

В настоящей статье представлен теоретический обзор одного из ключевых в методике преподавания иностранных языков понятий — «лексический навык». Ссылаясь на методические работы авторитетных исследователей, автор статьи характеризует лексический навык ...

Похожие статьи

Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка

В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...

Технология совершенствования лексических навыков на уроке английского языка

Данная статья посвящена проблеме совершенствования лексических навыков на уроке английского языка, используя трехэтапную технологию (первый этап — ознакомительный, второй — тренировочный, третий — практический, четвертый — заключительный) работы с фр...

Лингводидактический потенциал метафоры в текстах англоязычных СМИ

В статье представлена роль метафоры в текстах англоязычных СМИ. Рассмотрена классификация метафоры и даны примеры каждого типа из текстов англоязычных СМИ. Предложены задания, направленные на обучение метафоре с применением текстов англоязычных СМИ н...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор

В настоящей статье представлен теоретический обзор одного из ключевых в методике преподавания иностранных языков понятий — «лексический навык». Ссылаясь на методические работы авторитетных исследователей, автор статьи характеризует лексический навык ...

Задать вопрос