В статье рассмотрено понятие общественный порядок и история его возникновения. Описаны проблемы в обеспечении общественного порядка и возможные пути решения.
Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок.
В современных условиях коренных социально-экономических преобразований в стране повышается потребность в обеспечении надежного общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности. Закономерные процессы демократизации общества и государства, утверждение в общественном сознании новых взглядов на права и свободы личности получили свое государственно-правовое закрепление в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Охрана общественного порядка является актуальной задачей для совместного решения властью и гражданским обществом. В современном российском законодательстве отсутствует понятие «охрана общественного порядка».
В Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» справедливо устанавливается взаимосвязь безопасности с такой специальной категорией, как «угроза безопасности». Выделяются такие виды угроз безопасности, как «угрозы национальной безопасности», под которыми понимается «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации».
На законодательном уровне до сих пор отсутствует легально закрепленное понятие общественного порядка, что порождает множество дискуссий, в том числе посвященных подходам к его пониманию. Одни исследователи ассоциируют общественный порядок с процессом, который протекает постоянно и связан с деятельностью определенных государственных органов и их должностных лиц; другие отмечают, что общественный порядок представляет собой некое состояние общества, при котором обеспечивается его нормальная жизнедеятельность; третьи — соотносят общественный порядок со смежными правовыми категориями и рассматривают их в совокупности, как это происходит на примере общественной безопасности. Вместе с тем, категория общественного порядка неразрывно связана с деятельностью всех служб и подразделений, входящих в ее структуру по его обеспечению либо охране.
В Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» указано, что национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии [3].
В теории административного права термин «общественный порядок» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле общественный порядок — это система, порядок общественных отношений, складывающихся под воздействием социальных норм (при ведущей роли правовых норм). Он отождествлялся с неким абстрактным понятием. В узком смысле слова общественный порядок представлял собой порядок (систему) отношений, складывающихся при нахождении граждан в общественных местах: на улицах, площадях, в парках, садах, общественном транспорте, предприятиях торговли и общественного питания и т. д. Общественные места характеризуют их доступность для населения, необходимость обеспечения граждан возможностью пользоваться принадлежащими им правами, защитой их жизни и здоровья, чести, достоинства и имущества [5].
Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [4], в котором указано, что целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
Отсутствие в законодательстве признаков общественного места нельзя признать удовлетворительным, поскольку от точного определения понятия общественного места зависит, во-первых, эффективность работы полиции по предупреждению различного рода административных правонарушений, совершаемых в местах вне коллективного общения людей. Во-вторых, от этого может зависеть обеспечение прав граждан, к которым могут быть применены различные меры административного воздействия, в частности, со стороны сотрудников полиции. Также необходимо иметь в виду, что от места совершения административного правонарушения зависит и квалификация того или иного деяния. В этой связи одно и то же поведение человека в одном случае будет являться административным правонарушением, в другом же может не быть таковым. В целях надлежащего обеспечения общественного порядка остаются актуальными вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства в указанной сфере. В связи с этим представляется необходимым на уровне федерального законодательства закрепить понятия общественного порядка и общественного места, что позволит определить более четкие критерии отнесения правонарушений к посягающим на общественный порядок, а также более точно и полно квалифицировать противоправные действия граждан в рассматриваемой сфере.
На сегодняшний день, необходимость обеспечить общественный порядок возлагается на органы внутренних дел (полицию), что находит свое закрепление в Федеральном законе «О полиции».
Федеральное законодательство включает в себя достаточно ёмкую проработанную базу, регламентирующую вопросы охраны общественного порядка полицией, среди которых немаловажная роль отведена правовым актам, которые касаются осуществления деятельности полиции в особых условиях.
Таким актом является Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России [2]. Патрульно-постовая служба полиции является одним из важнейших подразделений, главной задачей которого является охрана общественного порядка. Ее деятельность осуществляется как в общественных местах, так и в местах с напряженной оперативной обстановкой, а также особых условиях при проведении массовых мероприятий. В указанном нормативном правовом акте закреплены задачи подразделений патрульно-постовой службы полиции: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
Субъект РФ не вправе наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями, не предусмотренными федеральным законодательством. Должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, при этом предусмотренных законами субъектов РФ только в случае заключения необходимых соглашений.
Так, между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Хабаровского края было заключено соглашение № 256
от 24 июня 2009 года о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях, который в настоящее время расторгнут и заключение нового соглашения не планируется.
Необходимо отметить тот факт, что, основная нагрузка по обеспечению охраны общественного порядка ложится на органы внутренних дел (полицию), так как мероприятия, реализуемые в социуме с целью достижения безопасности, защиты прав и интересов граждан, укрепления законности и правовой основы государственной и общественной жизни, тесно взаимосвязаны с деятельностью правоохранительных органов.
Вместе с тем, необходимо сказать о том, что не смотря на значительное количество служб и подразделений в органах внутренних дел, в настоящее время одна из острых проблем состоит в том, как отметил Министр МВД России Колокольцев В. А., что некомплект сотрудников в МВД России составляет примерно 152 тысячи человек, что соответственно отражается на организации деятельности сотрудников, так как одному сотруднику полиции приходится работать за четверых. Это связано с тем, что сотрудники полиции не получают должного социального обеспечения, в том числе заработная плата достаточно низкая, в сравнении с другими правоохранительными органами.
В охране общественного порядка принимают участие большое количество субъектов, деятельность которых регламентирована различными нормативно-правовыми актами. Вместе с тем, отсутствие единого нормативно-правового акта, рассматривающего вопросы охраны общественного порядка, алгоритм действий участников, являются проблемой эффективности действий субъектов в данной сфере.
Литература:
- Солдатов, А. П. Ретроспектива понятия «общественный порядок» и ее значение в условиях современности // сетевое издание «Академическая мысль». — 2023. — № 4. — С. 3–7.
- Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 // доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 25.03.2024).
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. — режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. — Загл. с экрана. (дата обращения: 10.03.2024)
- Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. — режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. — Загл. с экрана. (дата обращения: 13.03.2024).
- Ретроспектива понятия «общественный порядок» и ее значение в условиях современности (А.П. Солдатов, сетевое издание «Академическая мысль», N 4, декабрь 2023 г.)