О некоторых вопросах государственной гражданской службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 23.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, М. И. О некоторых вопросах государственной гражданской службы / М. И. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115904/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность темы обусловлена тем, что механизм государственной гражданской службы является неотъемлемой части нормального стабильного выполнения государственных функций на разных уровнях (уровень страны, уровень регионов, городов и т. д.). Одной из важнейших частей системы государственной службы является административно-правовой статус государственного гражданского служащего. Необходимо отметить, что в сфере государственной службы происходит множество изменений, поэтому государственная гражданская служба должна следовать актуальным изменений, развиваться с такой же динамикой, как следствие правовой статус государственных гражданских служащих должен быть открыт к актуальным изменениям в данной сфере.

На практике под государственной службой понимается вид профессиональной деятельности, которая с одной стороны носит обеспечивающий характер, с другой стороны она заключается в содействии реализации задач и функций государственного органа, службы или учреждения [15, c. 45]. Другими словами, профессиональная деятельность государственного служащего направлена на выполнение государственных задач и функций, является выражением публичной власти, а не власти лиц, занимающих конституционные должности.

Государственная служба представляет собой регулируемый нормами административного права специальный, социальный вид управленческой деятельности субъектов государственной функциональной власти, направленный на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализацию функций государства в порядке, установленном законодательством России [14, c. 110].

Государственная служба выполняет основные задачи государственного административного управления. Первой задачей является разработка стратегии доктрин и различных концепций, например экономического развития страны или политического, социального развития. Второй задачей государственное административное управление ставит перед собой подбор профессиональных кадров, которые потенциально могут осуществить реализацию разработанных стратегий. После этого необходимо создать организованные структуры власти. Следующей задачей является принятие стратегических важных оперативных решений, которые актуальны для жизни граждан страны. Заключительное задачей является осуществление прогнозирования, координации, сбор информации с целью осуществления принятых решений [15, c. 69].

Государственная служба имеет четкую систему, установленную законодательно в статье 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Система государственной службы отражена на рисунке 1.

Система государственной службы [7]

Рис. 1. Система государственной службы [7]

Согласно статье 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации [7].

Основополагающие положения Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ» [5] неизменны и даже дублируются во многих других правовых актах как федерального уровня, так и регионального уровня (например, в Законе Магаданской области от 09.02.2005 N 553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской области») [11]. Кроме того, его положения могут быть отражены в юридических актах ведомственного предназначения. Результатом такого подхода является комплексная нормативная правовая база, призванная в полной мере обеспечивать выполнение возложенных на гражданскую службу задач.

Положения Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ также применимы к регулированию сферы государственной гражданской службы, поскольку у данного законного акта и у сферы государственной гражданской службы есть схожие принципы по защите прав и свобод человека, законности, публичности и открытости деятельности [6].

После принятия Федерального закона от 3 декабря 2012г. № °230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен контроль за соответствием расходов данных лиц, а также расходов их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, и их супругов за три последних года, предшествующих совершению сделки [8].

Вышеуказанный юридический акт был принят в целях дальнейшего противодействия коррупции в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. [13].

Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (при этом в юридико-технических целях для обозначения названного вида контроля введено сокращение «контроль за расходами»), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход России имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы [8].

Продолжая тему в рамках антикоррупционных положений в сфере государственной гражданской службы, можно отметить следующее. Законодательно четко не выделено определения ответственности гражданских служащих, а также не раскрывается содержание данного термина, однако косвенно упоминает о видах: так например п. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет следующую норму: «В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами» [19].

Из этого следует, что можно выделить виды ответственности государственного гражданского служащего:

1) Дисциплинарная;

2) Административная;

3) Материальная;

4) Уголовная [18].

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) не содержит четкого перечня коррупционных преступлений, однако имеет некоторые составы, которые относятся к коррупционным преступлениям, в частности получение взятки, дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и другие [4]. Также хотелось бы отметить, что особенностью уголовной ответственности государственных гражданских служащих будет тот факт, что они будут являться специальным субъектом преступления, в связи с чем он имеет ряд отличительных черт, если выступает в качестве субъекта преступления. Во-вторых, следует отметить наличие наиболее строгих мер ответственности за ряд преступлений, совершенных госслужащим, как специальным субъектом.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях аналогично с Уголовным кодексом Российской Федерации не содержится перечня правонарушений коррупционной направленности применительно к государственным гражданским служащим, однако можно выделить ряд «избирательных» правонарушений предусмотренных главой 5 КоАП РФ, незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ) и другие [2]. Отметим, что на деле самым распространенным коррупционным правонарушением, предусмотренным КоАП РФ, является незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) 2.

Таким образом, можно сказать, что и Кодекс об административных правонарушениях, так и Уголовный кодекс РФ также имеет регулирование деятельности в области противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы.

Рассматривая тему государственной гражданской службы, нужно сказать и о самих служащих, которые эту службу несут. Во-первых, на данную службу поступление на добровольных началах. Государственные органы, в которых представлена государственная гражданская служба имеет четкую организационную структуру. Чаще всего она является строго иерархичной, линейной. Законодательством также закреплена четкая иерархия должностей. Такая четкая иерархия позволяет придерживаться четкой стандартизации внутри государственных органов.

В текущей структуре должностей государственной гражданской службы можно выделить крупные подгруппы:

1) Руководители;

2) Помощники (советники);

3) Специалисты;

4) Обеспечивающие специалисты [22, c. 269].

Охарактеризуем каждую из групп. В группу руководителей можно отнести должности руководителей государственных органов и их заместителей, структурных подразделений. К группе помощников (советников) относятся должности, которые являются своего рода поддержкой руководителей. Эти две группы также подразделяются на высшую группу, главную и ведущую группу [22, c. 270]. Группа специалистов является, так называемым, базисом, то есть в нее входят основные категории должностей, которые обеспечивают профессиональное выполнение задач и функций государственными органами, а группа обеспечивающих специалистов создается в целях организационной, информационной, документационной, финансово-экономической, хозяйственной и других видов поддержки деятельности государственных органов. В группе специалистов выделяют: высшую, главную, ведущую и старшую группы. В свою очередь группа обеспечивающих специалистов делятся на группы: главная, ведущая, старшая, младшая [22, c. 270].

Охарактеризуем численность и состав кадров государственной гражданской службы. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2022 года сложилась следующая ситуация.

Всего на конец 2022 года Должности государственной гражданской службы замещали 631 363 человека. Из них 141 653 человека являются мужчинами и 489 710 человек женщинами. Здесь можно заметить, что мужчины, занятых в государственной гражданской службе 22 %, в то время как женщин — 78 % [23].

Рассматривая структуру замещаемых должностей государственных органов власти РФ, можно сказать, что из 631 тыс. человек руководителями являются 114 528 человек (18 % от общего числа замещаемых должностей) из которых 33 % мужчин и 66 % женщин. Категория советников является самой малочисленной, поскольку она занимает всего 6 % или 37 099 человек от общего количества замещаемых должностей, из которых 18 % мужчин и 82 % женщин. Группа специалистов является напротив, самой многочисленной, поскольку она составляет 64 % (404 945 человек) от общего числа замещаемых должностей, из которых 21 % мужчин и 79 % женщин. Обеспечивающих специалистов в общей численности всего 12 % (74 791 человек) из которых 13 % мужчин и 87 % женщин [23].

Рассматривая по видам власти (законодательной, исполнительной, судебной, органов прокуратуры и других государственных органов РФ) можно сказать, что на должностях государственной гражданской службы там занято следующее количество государственных гражданских служащих.

В органах законодательной власти РФ задействовано 10 422 государственных гражданских служащих (1 994 руководителя, 1924 помощника, 5 263 специалиста и 1 241 обеспечивающих специалистов). В органах исполнительной власти РФ — 515 165 человека, из которых 101 752 руководителя, 7 762 помощника, 342 502 специалиста и 63 149 обеспечивающих специалистов. В органах судебной власти и прокуратуры РФ — 92 170 человек. Из них руководители — 8 849 человек, 27 038 помощников, 46 976 специалистов и 9 307 обеспечивающих специалистов [23]. В других государственных органах РФ служит 11 042 служащих. Руководители составляют 1 1753 человека, помощники — 319 человек, специалисты 8 019 человек и 951 служащий обеспечивающий специалист [23].

На региональном уровне в государственных органах РФ ситуация следующая. Всего должности государственной гражданской службы замещают 590 650 служащих. Из них 19 % являются руководителями. 6 % советниками, 63 % специалистами и 12 % обеспечивающими специалистами.

В законодательных органах РФ на региональном уровне занято 7 691 служащих. В органах исполнительной власти РФ на региональном уровне службу несут 482 902 служащих. Органы судебной власти и прокуратуры РФ состоят из 89 927 государственных гражданских служащих. И в других органах РФ на региональном уровне занято 9 512 служащих [23].

Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно. При нахождении на государственной службе за классный чин выплачивается дополнительное вознаграждение в размере, установленном актами президента России. Среди государственных гражданских служащих в каждой категории классный чин имеют 95 % служащих.

Стаж работы является важным фактором профессионализма. С каждым годом опыт служащего растет. Рассмотрим кратко статистику по составу кадров государственной гражданской службы РФ по стажу работы. Среди всего числа государственных гражданских служащих имеют стаж:

1) От 1 года — 5,9 %;

2) От 1 года до 5 лет — 17,0 %;

3) От 5 лет до 10 лет — 19,2 %;

4) От 10 до 15 лет — 16,7 %;

5) От 15 до 25 лет — 27,5 %;

6) От 25 лет и более — 13,8 % [23].

Исходя из данных выше, можно сказать, что наиболее устойчивой категорией являются служащие, работающие от 15 до 25 лет.

Таким образом, важно сказать, что гражданская служба основана на культуре служения. Данная культура является базой и ориентиром для деятельности и поведения государственных гражданских служащих. При формировании и развитии кадрового корпуса гражданской службы особую значимость приобретают вопросы профессиональной организации, непрерывного развития внутри профессии и компетентности гражданских служащих. Но, помимо культурных и социальных начал, государственная гражданская служба придерживается четкости, законности, выполняет функции государства, поэтому ей свойственна иерархичность, четкость в определении должностей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024).
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
  6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023).
  7. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
  8. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 10.07.2023).
  9. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024)
  10. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 (ред. от 04.08.2023).
  11. Закон Магаданской области от 09.02.2005 N 553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской области» (ред. от 14.03.2019).
  12. Закон от 23.12.2005 г № 656-ОЗ «О должностях государственной гражданской службы Магаданской области».
  13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. — 2011. — 23 дек.
  14. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / отв. ред. Л. Л. Попов. — Москва: РГ-Пресс, 2015. — 568 с.
  15. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, И. А. Кузьмин, В. М. Деревскова; под ред. А. В. Юрковского. — Изд. 2-е, изм. и доп. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 300 с.
  16. Мазурин С. Ф., Прокофьев К. Г. Административное право: Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Фонд «Университет», 2019. — 312 с.
  17. Абакумов Д. В. Правовые аспекты контроля за расходами государственных служащих // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7).
  18. Голоманчук Э. В., Каюшникова Ю. Е. Астафурова О. А. особенности привлечения государственных гражданских служащих к коррупционной ответственности: спорные аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12 (216).
  19. Кузьмин С. С., Гоманюк Д. С., Гоманюк К. Д. Особенности уголовной ответственности государственных служащих // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10 (226).
  20. Морозов С. А., Климченко К. А., Шишмарев Н. Е. К вопросу о государственной тайне // Теория и практика современной науки. 2019. № 1 (43).
  21. Николаева М. И. Система правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации // E-Scio. 2022. № 8 (71).
  22. Семенова, А. А. О некоторых вопросах государственной гражданской службы в Российской Федерации / А. А. Семенова, А. А. Павлова. // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 268–271.
  23. Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию — Режим доступа: Информационно-аналитические материалы (rosstat.gov.ru).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, Российская Федерация, государственная служба, служащий, РФ, региональный уровень, специалист, должность, государственный орган РФ, классный чин.


Задать вопрос