В статье рассмотрено понятие приостановления уголовного дела, раскрыты ключевые характеристики понятия, определены основания применения на предварительном следствии.
Ключевые слова: приостановление, предварительное следствие, дознание, последствия
Институт приостановления предварительного расследования возник и сформировался в связи с тем, что органы расследования в силу объективных и субъективных причин не всегда в состоянии выполнить поставленную перед ними задачу — в разумные сроки раскрыть преступление, изобличить виновных и привлечь их к ответственности.
В УПК РФ 2001 г. институту приостановления уголовного дела на этапе предварительного расследования посвящена глава 28. Она включает в себя 4 статьи. Статья 208 УПК РФ описывает основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия. В статьях 209 и 210 УПК РФ описываются действия следователя и иных участников уголовного процесса после приостановления расследования. В статье 211 УПК РФ раскрывается порядок возобновления расследования уголовного дела, если отпали основания его приостановления.
В главе 28 УПК РФ рассматривается порядок приостановления предварительного следствия. Другой формой предварительного расследования, в рамках которой возможно приостановление, является дознание. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ. Дознание как деятельность представляет собой урегулированную законом систему процессуальных действий и процессуальных решений, представляющие собой процедуру дознания, то есть порядок производства. При производстве дознания в сокращенной форме приостановление расследования невозможно, так как оно осуществляется только при наличии конкретного подозреваемого (обвиняемого) [1].
Необходимо отметить, что, легального определения понятия приостановления предварительного расследования в УПК РФ не дано. Хотя в науке уголовного процесса можно встретить разнообразные подходы определения данного понятия.
Так, по мнению Э. Ф. Закировой, институт приостановления предварительного следствия представляет собой «совокупность норм, устанавливающих складывающиеся в процессе предварительного следствия правоотношения в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих дальнейшему расследованию и направленных на установление следователем оснований и условий для приостановления и возобновления расследования, а впоследствии принятие субъектом расследования мер по устранению причин принятия такого решения, а также обеспечение прав участников уголовного процесса» [2].
По мнению Д. В. Павлова, приостановление предварительного расследования представляет собой «вынужденный перерыв в производстве следственных действий по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным кодексом, во время которого следователь и органы дознания принимают активные меры непроцессуального характера по устранению обстоятельств, обусловивших приостановление предварительного следствия и имеющих своей целью обеспечение прав участников уголовного процесса» [3].
По мнению В. С. Латыпова под приостановлением предварительного расследования следует понимать «установленную уголовно-процессуальным законом комплексную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, включающую в себя принятие временного процессуального решения о приостановлении предварительного расследования, уголовного преследования, производства процессуальных действий по основаниям, препятствующим дальнейшему производству по уголовному делу, предусмотренным в законе, вплоть до их устранения» [4].
Любая из приведенных позиций имеет право на существование и с разных сторон позволяет понять сущность приостановления предварительного расследования. Обобщая приведенные точки зрения, можно выявить характерные черты, раскрывающие сущность правовых норм:
1) Приостановление предварительного расследования является временной и вынужденной мерой, вызванной необходимостью устранения препятствий расследования. После того, как препятствия устранены, нормальное течение уголовно-процессуальной деятельности восстанавливается;
2) Процессуальная деятельность после вынесения постановления о приостановлении расследования уголовного дела не прекращается, а приобретает иной характер (розыск, оперативно-розыскная деятельность и др.)
3) В основе принятия решения о приостановлении расследования лежит юридический факт отсутствия подозреваемого (обвиняемого) в месте проведения предварительного расследования. Причем отсутствие иных участников уголовного процесса (свидетеля, потерпевшего) не является столь фатальным. Без них расследование может продолжаться. Но без участия лица, которому может быть предъявлено обвинение, расследование завершено быть не может;
4) Приостановление расследования становится возможным только после исчерпания всех следственных действий, производство которых целесообразно без участия подозреваемого (обвиняемого);
5) Приостановление расследования не отменяет обязанностей следователя и иных лиц по расследованию уголовного дела. Они выполняются в непроцессуальной форме и направлены на ликвидацию оснований приостановления уголовного дела;
6) На период приостановления расследования течение процессуальных сроков прекращается, а после его возобновления сроки начинают течь заново. Время, в течение которого предварительное расследование не велось, в общий срок не включается. От следователя не требуется проведение мероприятий по продлению сроков [5].
Анализируя необходимость существования института приостановления уголовного расследования, ученые высказывают как положительные, так и отрицательные оценки данного института.
Сторонники позитивной оценки приостановления предварительного расследования видят в нем следующие моменты:
1) благодаря приостановлению предварительного расследования происходит экономия сил и средств органов предварительного расследования, освобождая от ненужных процессуальных действий.
2) благодаря приостановлению делается неизбежным как непосредственно уголовное преследование и назначение наказания виновным, так и отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация необоснованно подвергшихся уголовному преследованию;
3) благодаря институту приостановления происходит защита интересов участников уголовного процесса, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения. В отношении подозреваемого и обвиняемого институт приостановления расследования позволяет исключить незаконность уголовного преследования. Для потерпевшего — это возможность прекратить расследование по надуманным причинам;
4) значение института приостановления предварительного расследования заключается еще и в том, что такое решение позволяет следователю и дознавателю избежать процедуры формального продления срока расследования, когда отсутствуют условия и основания для прекращения уголовного дела либо для продолжения расследования и направления уголовного дела в суд [6].
Сторонники негативной оценки приостановления предварительного расследования в качестве контраргументов приводят следующие позиции:
1) сотрудники органов предварительного расследования самоустраняются от выполнения работы и не завершают процедуру предварительного расследования. Следователь и дознаватель временно переключают внимание на расследование иных дел, находящихся в их производстве, а приостановленное дело фактически откладывается в долгий ящик;
2) процессуальные действия прекращаются и уголовным делом никто не занимается. Поэтому процессуальные цели не достигнуты [7].
Представляется, что позиции положительной и отрицательной оценки приостановления расследования имеют право на существование. Сохранение данного института все же видится перспективным и более оправданным. Существование данного института доказало свою эффективность и способствует эффективности расследования. Мы поддерживаем существующую схему реализации института приостановления предварительного расследования.
Приостановление уголовного дела имеет определенные последствия. К ним относятся:
1) происходит временное прекращение производства следственных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств, за исключением тех, которые могут быть произведены без подозреваемого (обвиняемого);
2) происходит перерыв в течение сроков предварительного расследования (ст. 162, 223 УПК РФ);
3) в некоторых случаях можно вести речь о прерывании срока давности привлечения лица к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 78 УК РФ).
Таким образом, институт приостановления предварительного расследования представляет собой временный перерыв в осуществлении процессуальной деятельности на досудебной стадии по уголовному делу, наступивший при возникновении обстоятельств, связанных с отсутствием подозреваемого (обвиняемого). Решение о приостановлении предварительного расследования следователь (дознаватель) принимает при исчерпании всех возможных вариантов проведения следственных действий на срок, необходимый для устранения имеющихся негативных обстоятельств.
Литература:
- Шаповалов А. А. Основания для производства предварительного расследования в форме дознания в сокращенной форме // Экономика и социум. 2022. № 1–2 (92). С. 393.
- Закирова Э. Ф. Понятие, сущность и социальное назначение приостановления предварительного следствия // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2016. Т. 12. С. 212.
- Павлов Д. В. Приостановление и возобновление предварительного следствия в российском уголовном процессе // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 2. С. 76.
- Латыпов, В. С. Институт приостановления предварительного расследования: вопросы теории и нормативного регулирования // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 10(191). С. 95.
- Угольникова Н. В. Уголовный процесс. Полный курс лекций. М., 2021. С. 198.
- Уголовный процесс: учебник / под ред. В. Ю. Мельникова, И. И. Короленко, Б. Б. Джамалова. Ростов н/Д, 2018. С. 100.
- Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс. М., 2021. С. 200.