В публикации выясняется, в чем заключалось влияние Исторического общества на взгляды Тоуна. Выделяются факты и оценки, касающиеся деятельности Тоуна в данном обществе. Проводится анализ речи Тоуна в качестве председателя Исторического общества.
Ключевые слова: Ирландия, ирландский национализм, национализм, студенческие общества, Тоун.
Значение Тиобалда Уолфа Тоуна для ирландского национализма определяется тем, что он, черпая революционное вдохновение из принципов свободы человека [3, с. 81], заложил основы революционного направления в ирландском национализме, разработал ряд его доктринальных положений для будущих поколений [2, с. 61].
В своей автобиографии Тоун указывает, что за время обучения в Тринити колледже в Дублине он получил «три медали от Исторического общества» [11, с. 22]. Во время студенчества Тоуна Историческое общество находилось на пике своей славы [6, с. 391]. Данное общество было основано в 1745 году, [7, с. 31] и является старейшим студенческим дискуссионным клубом в мире. Изучение истории, на тот момент не входившее в университетскую программу, в этом обществе считалось обязательным, поскольку дебаты велись исключительно на политические и исторические темы. Поэтому данное общество получило название Исторического [6, с. 391]. Однако, главным его предназначением была подготовка к общественной жизни через систематическое изучение истории, риторики и ораторского искусства.
Члены общества, по всей видимости, были элитой как по рождению, так и по таланту, но навык красноречия в нем ценился выше, [4, с. 8] чем происхождение или богатство. В нем готовились почти все ведущие политические деятели эпохи парламента Граттана, [7, с. 31] его выпускники достигали высокого положения в церкви, адвокатуре и медицине. В октябре 1784 года председатель общества отметил, что только в Историческом обществе Тринити колледжа студенты могли «получить звание, которое давало бы им хорошие рекомендации в любой из научных профессий» [7, с. 31]. Затем, приведя в пример Уильяма Питта (героя общества), он рассказал о среднем происхождении большинства его членов и показал, как красноречие и способности могут поднять на такие высоты даже людей, «не имевших наследства» [7, с. 32].
Заседания велись с 18:00 до полуночи каждую среду, участники могли быть оштрафованы за неявку, опоздание, неучастие в голосовании и несоблюдение правил. Каждую неделю для изучения было выделено шестьдесят страниц исторического материала, и в начале каждой сессии участников опрашивали по ним [7, с. 32]. Затем они переходили к обсуждению темы. Поскольку членство в обществе не прекращалось после завершения учебы, присутствие членов парламента, специалистов и стипендиатов колледжа укрепляло репутацию общества как дискуссионного форума, уступающего только самому ирландскому парламенту [7, с. 32].
В обществе присутствовало большое уважение к институту монархии и неоднократная критика казни Чарльза I, но двойственное отношение, когда права народа противопоставлялись тирании. Так, были оправданы убийство Цезаря (2 ноября 1785 года) и «восстание народа Ирландии в 1641 году» (5 мая 1784 года, 11 июня 1785 года) [7, с. 33].
Из-за травм, полученных при сильном падении, бизнес отца Тоуна потерпел крах, и в 1778 году он был вынужден продать дом в Дублине и вернуться на семейную ферму в Боденстауне, графство Килдэр. Тиобалд, однако, остался в Дублине, чтобы продолжить свое довузовское образование. «Таким образом, я стал, можно сказать, сам себе хозяин еще до того, как мне исполнилось шестнадцать» [11, с. 18]. Тоун быстро понял, что двух-трех дней в неделю, проведенных в школе, будет более чем достаточно, чтобы успевать, таким образом, остаток недели был «законным призом» [11, с. 18]. Вместе с группой друзей он проводил это время гуляя, купаясь на море или участвуя в дебатах, поскольку даже в столь раннем возрасте он сформировал дискуссионный клуб со своими товарищами [4, с. 7]. Таким образом, необходимо отметить, что еще до поступления в Тринити колледж у него уже была тяга и вкус к дебатам и ораторскому искусству.
Тоун вступил в Историческое общество в 1783, [9, с. 11] на третьем году обучения [11, с. 19]. Журналы общества свидетельствуют о его скрупулезной пунктуальности в посещении заседаний и активном участии в дебатах [7, с. 38]. Как отмечалось выше, Историческое общество устанавливало еженедельные задания для чтения, рекомендовав книги по истории Дэвида Юма и Уильяма Робертсона, двух наиболее выдающихся мыслителей, участвовавших в дебатах о британском конституционализме в эпоху шотландского Просвещения [9, с. 11]. Тоун познакомился с их идеями, и они оказали на него влияние. В историографии неоднократно отмечалась связь идеологии «Объединенных ирландцев» с шотландским Просвещением [5, с. 243].
Участие Тоуна в обществе было не менее важным и по социальным причинам. Общество предоставляло широкое пространство для налаживания контактов. Именно на этих встречах Тоун впервые подружился со многими единомышленниками, включая будущих участников общества «Объединенных ирландцев» Томаса Эддиса Эммета (Thomas Addis Emmet), Питера Берроуза (Peter Burrowes) и Уитли Стоукса (Whitley Stokes) [4, с. 8].
Современники свидетельствовали, что в собраниях Исторического общества такой человек не мог остаться незамеченным. Он беседовал настолько увлекательно, что многие молодые люди из высшего общества и состоятельных кругов добивались знакомства с ним и впоследствии становились его «полезными покровителями» [7, с. 35].
За время членства Тоуна его заслуги были отмечены двенадцать раз, также ему были вручены три медали (одна за исторические знания, две за ораторское искусство) [7, с. 32]. Тоун с теплотой вспоминал о своем пребывании в Тринити колледже: «Я сохраняю и всегда буду испытывать самую искреннюю привязанность к Дублинскому университету» [11, с. 22]. Тоун окончил Тринити колледж в 1786 году, [11, с. 21] однако он не порвал связей с обществом, и обладал в нем большим авторитетом как опытный оратор.
1 июля 1789 года в присутствии 68 членов общества он произнес «речь председателя», что являлось почетной привилегией заслуженных выпускников колледжа [6, с. 394]. В этой речи он выступил с решительной критикой снижающихся стандартов Исторического общества. Отмечается, что эта речь — одно из первых свидетельств негодования по поводу «непрофессионализма, неэффективности и нелояльности», [7, с. 41] которое возникало снова и снова на протяжении всей жизни Тоуна.
По его словам, в Историческом обществе все его «три основные ветви» [6, с. 398] (то есть история, композиция и ораторское искусство) к 1789 году находятся в упадке, но особенно он фокусируется на критике ораторского искусства, а именно распространенности оскорблений личности, приводящей к дуэлям. Для Тоуна личное так же важно, как и политические категории, которые представляют собой организованное продолжение правильных отношений между отдельными людьми [8, с. 22]. В данном случае подобное отношение разрушает сам институт дискуссионного общества. Он остроумно называет таких людей ходоками на воображаемых «ходулях» [6, с. 399] собственного превосходства.
Во времена Тоуна дуэльная лихорадка охватывала студентов Тринити колледжа, администрация не справлялась с ситуацией, она только нарастала. Она коснулась и самого Тоуна, на втором курсе он выступил секундантом, и его дуэлянт застрелил оппонента [10, с. 13]. По его словам, члены общества превратились в «толпу гладиаторов», [6, с. 396] превратив научный центр в «театр военных действий и беспорядков» [6, с. 396]. Он отмечал, что «отдельный человек» [6, с. 397] не имеет никакого права подвергать опасности «общее достояние» [6, с. 397] общества, которым гордятся все его члены.
Отдельного разговора заслуживает характерный выбор метафор для иллюстрации аргументов. Он пишет, что члены общества «движутся по своей орбите вокруг центра нашего учреждения», [6, с. 396] сравнивает его с Эфесским храмом, ведь над ним, так же, как и над Историческим обществом «искусство, трудолюбие, вкус и гений» [6, с. 397] трудились годами, сравнивает современных ему политических лидеров с Демосфеном и Цицероном [6, с. 398]. Он призывает к сохранению и укреплению традиций общества, ведь перед лицом мрачных перспектив он «все же не отчаялся в республике» [6, с. 398]. Складывается впечатление, что он хотел перенаправить «священный огонь негодования» [6, с. 399] студентов с неподобающих поводов, таких как личные обиды на нечто большее. Его выбор метафор характерен для социальной группы, которая в исторической литературе названа условным понятием «просвещенная элита» [1, с. 653].
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Мы можем выделить два фактора, повлиявших на формирование общественно-политических взглядов Тоуна, связанных с Историческим обществом — идеологический и социальный. Идеологический фактор заключается во влиянии идеологических концепций на формирование и развитие системы взглядов Тоуна. Будучи членом Исторического общества, он познакомился с шотландским Просвещением через сочинения Дэвида Юма и Уильяма Робертсона. В своей речи председателя общества Тоун использовал характерную для Просвещения риторику. Социальный фактор заключается в знакомстве со многими будущими соратниками и единомышленниками, такими как Эммет, Берроуз и Стоукс и взаимовлиянии их взглядов.
Литература:
- Всемирная история: в 6 т. /гл. ред. А. О. Чубарьян; Институт всеобщей истории РАН. Т. 4: Мир в ХVIII веке. — М.: Наука, 2013. — 787 с.
- Мирошников А. В. Герои и мученики. Символы ирландского национализма // Гуманитарные и юридические исследования. — 2020. — № 2. C. 60–66.
- Мирошников А. В. Три века Ирландии: в 3 кн. /А. В. Мирошников. Кн. 1: 1603–1845. — Воронеж: Истоки, 2008. — 315 c.
- Bartlett T. Theobald Wolfe Tone. — Dundalk: Dundalgan Press, 1997. — 89 p.
- Boyce D. George. Political discourse in seventeenth- and eighteenth- century Ireland /edited by D. George Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. — London: Palgrave Macmillan London, 2001. — 309 p.
- Burtchaell George D. Theobald Wolfe Tone and the College Historical Society // The Journal of the Royal Historical and Archaeological Association of Ireland. — 1888. Vol. 8. No. 75. P. 391–399.
- Elliott M. Wolfe Tone: Prophet of Irish Independence. — London; New Haven: Yale University Press, 1989. — 492 p.
- Kiberd D. Republican self-fashioning: the journal of Wolfe Tone // Ireland abroad: politics and professions in the nineteenth century. Dublin: Four Courts Press, 2003. P. 16–35.
- Lucas K. Developments in the political thought of Theobald Wolfe Tone: a dissertation submitted for the degree of Doctor of Philosophy in History; The Open University. Milton Keynes, 2020. — 255 p.
- Moriarty M. Theobald Wolfe Tone /M. Moriarty, C. Sweeney. Dublin: O'Brien Press, 1988. — 64 p.
- Tone W. The Life of Theobald Wolfe Tone. Washington: Gales and Seaton, 1826. — 896 p.