В статье автор исследует особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, которые совершают правонарушения на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: административные правоотношения, административная ответственность, иностранные граждане, лица без гражданства.
Соблюдение закона иностранными гражданами — это пассивная форма, выражающаяся в контроле над субъектом с целью не нарушать положения закона.
Гражданско-правовой статус иностранного физического или юридического лица проявляется в том, что в случае нарушения законных прав и интересов иностранного юридического лица на территории страны пребывания это юридическое лицо защищается извне своим государством [4, с.28].
Для того, чтобы рассмотреть особенности административной ответственности, необходимо в первую очередь рассмотреть истоки возникновения данного вида ответственности, а именно идентификационные особенности административного правонарушения.
Основным объектом является признак для идентификации: административным правонарушением является деяние, нарушающее порядок государственного управления, регулируемый и охраняемый административно-правовым законодательством. Любое административное правонарушение представляет общественную опасность и в зависимости от степени общественной опасности деяния законом устанавливаются соответствующая форма и штраф [1, с.102].
Уровень общественной опасности административных правонарушений зависит от многих факторов, таких как само деяние, тяжесть последствий, кто нарушитель, кто совершает правонарушение, поэтому для наказания за совершение административных правонарушений, санкции должны основываться на характере, масштабах и последствиях нарушения, а аморальные нарушения, отягчающие и смягчающие обстоятельства определяют форму и уровень санкции [3, с. 210].
Юридический состав административного правонарушения иностранного гражданина или апатрида занимает особое место в административном праве. Юридический смысл состава административного правонарушения иностранного гражданина или апатрида выражается в форме основания привлечения субъекта к административной ответственности, а детальный анализ состава правонарушения позволяет наиболее эффективно квалифицировать деяние и назначить меры административного наказания.
Административные правонарушения иностранного гражданина или апатрида — это виновные действия, совершенные субъектами, обладающими полной дееспособностью по отношению к административному взысканию в соответствии с законом [2, с. 79].
Ошибка является признаком воли и желания субъекта совершить административное правонарушение. Ошибки в административных правонарушениях будут проявляться в виде умышленных и неумышленных деяниях (например, иностранный гражданин намеренно превышает временные рамки пребывания в стране).
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.
Статьями 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение:
— правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания);
— представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов.
Размер штрафа составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Кроме того, возможно административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Деятельность по применению наказания является исполнительно-распорядительной — она развивается на основании, во исполнение и в рамках закона.
За одним исключением — деятельность по наложению административных наказаний по своей природе является судебной. Его применение как вида государственного принуждения является приоритетом органов, осуществляющих исполнительную функцию государства. Оно «применяется для защиты определенных ценностей, как общества и его членов, так и сложившейся политической и экономической системы». Динамика общественных отношений и постоянное расширение сферы исполнительной деятельности требуют, чтобы административное принуждение осуществлялось не только органами, входящими в систему исполнительной власти, но и органами, наделенными законом полномочиями [2, с. 79].
В исключительных случаях, при наличии прямо выраженного законодательного разрешения, административное принуждение может также применяться судебными органами. Деятельность по осуществлению административного принуждения (например, в виде выдворения иностранного гражданина) также остается исполнительно-диспозитивной.
И это потому, что критерием квалификации деятельности является не правовой статус органа, ее осуществляющего, а ее правовая природа. И главное, что характеризует деятельность как исполнительно-дискреционную, а акт как распорядительный, — это односторонняя возможность создания обязательств для гражданина. Такая возможность предусмотрена самой природой правоотношений, возникающих в системе исполнительной власти.
Любые правоотношения между органом исполнительной власти и данным адресатом административно-правовой нормы или изданного на ее основании административного акта должны получить нормальное построение и развитие, достичь своего логического завершения. Когда обязательства, присущие правоотношению, исполнены — оно реализуется, а существующие административные правоотношения между субъектами прекращаются. Это желаемый конец этих правовых отношений.
По статистике, по состоянию на январь 2024 года в России находится около 6,5 млн иностранных граждан, из них большая часть работников — выходцы из стран Центральной Азии и Азии. Основной целью посещения страны для иностранных граждан является установление трудовых отношений. В связи с чем происходит ежегодное увеличение нарушений в сфере режима пребывания в стране и нарушение предоставления данных работодателями (установление трудовых отношений с гражданами нелегально находящимися на территории страны) [4, с. 28].
По нашему мнению, необходимо ужесточить контроль над работодателями и подрядчиками, нанимающими иностранных рабочих, а также запретить нелегальных мигрантов. Правительственным учреждениям, частным лицам и организациям будет запрещено предоставлять какие-либо услуги лицам, нарушающим иммиграционное законодательство. Необходимо также применять постановления о депортации к преступникам или лицам, представляющим угрозу безопасности, тем, кто представляет угрозу безопасности, но находится за пределами России или местонахождение которых неизвестно. Кроме того, административный надзор за деятельностью по пребыванию иностранных граждан должен быть передан полиции.
Также считаем необходимым расширить состав административного правонарушения, включить в него и ужесточить административную ответственность за предоставление ложных сведений работодателями, касающихся миграционных сведений. Для выполнения функции предотвращения правонарушений в сфере миграционного законодательства наказание должно быть способным выявлять, воздействовать и минимизировать факторы, связанные с причинами и условиями совершения правонарушения. Если наказание будет направлено только на реагирование на конкретные правонарушения, происходящие в настоящее время, не обращая внимания на долгосрочные цели выявления причин и условий типичных правонарушений, чтобы иметь стратегическое воздействие в будущем, то функция наказания по предупреждению правонарушений в сфере миграционного законодательства вряд ли достигнет своего наивысшего уровня.
Литература:
- Одинаев, М. Р. Правовое регулирование социальной работы с мигрантами в Российской Федерации [Текст] / М. Р. Одинаев // Наука молодых — будущее России: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. — Пенза, 2022. — С. 101–103.
- Очередько, В. П. Административно-правовое регулирование внешней трудовой миграции: опыт сравнительно-правового анализа [Текст] / В. П. Очередько, Е. А. Малышев // Ленинградский юридический журнал. — 2022. — № 1 (67). — С. 78–90.
- Рыжакова, Ю. Н. Законодательство, регулирующее административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] / Ю. Н. Рыжакова, П. Н. Левин // Закон и право. — 2021. — № 7. — С. 208–212.
- Саида, Н. К. Некоторые особенности административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] / С. Н. Керамова, С. Ш. Абдуллаев // Закон и право. — 2022. — № 6. — С. 27–29.