Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 22.06.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Быкова, А. В. Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием / А. В. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 411-416. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115942/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: заикание, темпо-ритмическая сторона речи, темп, ритм.

В настоящее время отмечается большое количество детей с различными речевыми аномалиями. Одним из них является заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [4, с. 149]. Заикание возникает в раннем детстве и может сохраняться во взрослом возрасте, сопровождаясь нарушением плавности, темпа и ритма речи, изменениями в дыхании и просодике высказывания.

Нарушения темпо-ритмической структуры со временем могут привести к вторичным и третичным последствиям, например, к трудностям в учебной деятельности, так как школьники могут испытывать затруднения при чтении вслух, выступлениях перед классом и общении со сверстниками. Заикающиеся дети могут чувствовать себя неуверенно и стесненно, что отрицательно сказывается на их академических достижениях и социальной адаптации. Они избегают общения с другими детьми и страдают от низкой самооценки.

Также в школьном возрасте устная речь детей с заиканием характеризуется наличием пауз, которые возникают в процессе формирования фразовой речи. С течением времени неплавности у заикающихся усиливаются и проявляются в сложных грамматических высказываниях, что негативно сказывается на успеваемости ребенка в учебе. Исследование темпо-ритмической стороны речи и своевременная логопедическая помощь школьникам с заиканием является актуальной проблемой.

Основная цель констатирующего эксперимента: исследование темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием.

Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 60, г. Тюмени. В эксперименте принимали участие двое детей 3-го класса 8 и 9 лет и один ребенок 5-го класса 10-ти лет.

Для анализа состояния темпа и ритма у заикающихся школьников была выбрана методика Архиповой Е. Ф. «Исследование просодической стороны речи» и Лазаренко О. И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей». Материал исследования предполагал: повторение предложений в заданном темпе, показывание определенной картинки, чтение стихотворений, а также правильный выбор карточек, где представлен нужный ритм графически, и воспроизведение ритма серией простых, изолированных и акцентированных ударов.

Во время проведения эксперимента были исследованы такие показатели, как: определение темпа, воспроизведение темпа, восприятие темпа, самостоятельное управление темпом, восприятие и воспроизведение ритма. Критерии, индикаторы и показатели представлены в таблице ниже:

Критерии

Показатели

Индикаторы

Темп

Определение темпа

Нормальный темп (4 балла). Незначительное отклонение от нормы (3 балла).

Убыстренный темп или замедленный темп (2 балла).

Очень быстрый темп или очень медленный темп (1 балл).

Воспроизведение темпа

Ребенок повторил все верно (4 балла).

Ребенок пробует несколько раз повторить быстрый и медленный темп, но повторяет после этого верно (3 балла).

Ребенок меняет темп незначительно (2 балла).

Ребенок не выполняет задание, либо не может управлять темпом (1 балл).

Восприятие темпа

Ребенок верно выполняет задание (4 балла).

Ребенок допускает ошибки, но после повторения задания сам их исправляет (3 балла).

Ребенок допускает ошибки и даже после повторения задания ошибается (2 балла).

Ребенок не выполняет задание или сильно путается, не может правильно соотносить картинки (1 балл).

Самостоятельное управление темпом

Ребенок верно выполняет задание (4 балла).

Ребенок допускает ошибки, но после повторения задания сам их исправляет (3 балла).

Ребенок допускает ошибки и даже после повторения задания ошибается (2 балла).

Ребенок не выполняет задание или сильно путается, не может правильно соотносить картинки (1 балл).

Ритм

Восприятие ритма

Ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно (4 балла).

Ребенок выполняет задание правильно, но в замедленном темпе (3 балла).

Ребенок выполняет задание с ошибками, но самостоятельно их исправляет по ходу проведения работы (2 балла).

Ребенок не справляется с заданием или ему требуется активная помощь (1 балл).

Воспроизведение ритма

Ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно (4 балла).

Ребенок выполняет задание правильно, но в замедленном темпе (3 балла).

Ребенок выполняет задание с ошибками, но самостоятельно их исправляет по ходу проведения работы (2 балла).

Ребенок не справляется с заданием или ему требуется активная помощь (1 балл).

Перед непосредственным экспериментом были собраны анамнестические данные детей.

Испытуемый 1: девочка, 10 лет, 5 класс. Смешанная форма заикания, умеренная (средняя степень), в спокойном состоянии заикание проявляется мало, в эмоциональном — усиливается. Дыхательно-артикуляционные судороги. Запинки часто возникают в начале предложения, судороги инспираторные, частые необоснованные паузы. Девочка была левшой, родители этого не замечали и переучили ребенка пользоваться правой рукой, вследствие чего появилось заикание.

Испытуемый 2: девочка, 8 лет, 3 класс. Смешанная форма заикания, легкая степень, заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию. Прослеживаются в основном голосовые судороги на гласных звуках, иногда возникают паузы. Заикание было генетически предрасположено, в семье раньше заикался папа. Когда ребенок пошел в школу, заикание было средней степени, но занятия со школьным логопедом помогло уменьшить его до легкой степени.

Испытуемый 3: мальчик, 9 лет, 3 класс. Смешанная форма заикания, умеренная (средняя степень), в спокойном состоянии заикание проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается. Артикуляционно-голосо-дыхательные судороги. Часто прослеживаются паузы, тихая в основном речь. Заикание стало заметным, когда в семье мальчика появился второй ребенок, возможно испытал сильный эмоциональный шок, в школе стал более замкнутым.

После получения анамнеза детей и консультации с логопедом было проведено обследование, в ходе которого выяснилось следующее:

1) Определение темпа речи.

Испытуемый 1: нормальный темп (4 балла), проговаривал 5 слогов в секунду, трудностей с выполнением задания не возникло. Имелись запинки, но темп не ускорялся и не замедлялся. Дыхательно-артикуляционные судороги прослеживались в начальных согласных звуках и в начале предложения, были заметны клонические судорожные сокращения мышц верхней и нижней губы. Например: б-б-бабушка, п-п-папа.

Испытуемый 2: нормальный темп (4 балла), проговаривал 4 слога в секунду, трудностей с выполнением задания не возникло. Запинок при повторении предложений не было, темп оставался прежним.

Испытуемый 3: нормальный темп (3 балла), но наблюдалось незначительное отклонение от нормы (-1 слог в секунду), в начале замедлялся, мог делать паузы и прерывания, но затем темп стал нормальным. Испытывал стеснение при выполнении задания, иногда повторял слова в конце предложений.

Выяснилось, что у всех детей нормальный темп. Лишь у Ребенка 3 наблюдались темповые замедления, но он исправлялся самостоятельно. Данные представлены в диаграмме на Рис. 1:

Уровень сформированности определения темпа у школьников с заиканием

Рис. 1. Уровень сформированности определения темпа у школьников с заиканием

2) Воспроизведение темпа.

Испытуемый 1: темп менялся незначительно (2 балла), быстрый и замедленный темп слышался как нормальный. В речи прослеживались запинки и повторения слов. Артикуляционные судороги часто замечались в начале предложений при прочтении таких слов, как «построим» и «помчимся». Дыхательные судороги проявлялись в необоснованных паузах во время прочтения стихотворений.

Испытуемый 2: возникли затруднения с быстрым темпом (3 балла); при быстром повторении появлялись запинки и повторения слов. В основном отмечались «оттягивающие» гласные звуки в таких словах как «суу –умкой» и «саа — амолет». Преобладали тонические судороги.

Испытуемый 3: темп меняется незначительно (2 балла), в основном прослеживался замедленный темп. Наблюдались запинки и повторения слов. Ребенок еще чувствовал себя неуверенно. Речь тихая, присутствовали частые паузы, особенно при прочтении предложений в быстрым темпе.

Выяснилось, что у всех детей возникали трудности с воспроизведением темпа. Они не могли воссоздать разный по скорости темп без помощи логопеда. Данные представлены в диаграмме на Рис. 2:

Уровень сформированности воспроизведения темпа у школьников с заиканием

Рис. 2. Уровень сформированности воспроизведения темпа у школьников с заиканием

3) Восприятие темпа.

Все испытуемые смогли набрать 4 балла. Дети внимательно слушали предложения и с легкостью определяли темп, показывая нужную картинку. Во время выполнения третьего задания уже все испытуемые чувствовали себя уверенно, были заинтересованы. Данные представлены в диаграмме на Рис. 3:

Уровень сформированности восприятия темпа у школьников с заиканием

Рис. 3. Уровень сформированности восприятия темпа у школьников с заиканием

4) Самостоятельное управление темпом.

Испытуемый 1: темп менялся незначительно (2 балла). Возникали трудности при чтении в быстром и медленном темпах. После того, как ребенку продемонстрировали чтение в нужном темпе, он справился с заданием.

Испытуемый 2: темп менялся незначительно, но ребенок самостоятельно исправлял свои ошибки по ходу выполнения задания и читал потом в нужном темпе (3 балла).

Испытуемый 3: возникали трудности при чтении в быстром и замедленном темпе, он не менялся, ребенок самостоятельно не смог выполнить задание (2 балла).

Можно заметить, что, как и в случае с воспроизведением темпа, дети также испытывали трудности с управлением, он менялся незначительно, трудно определить замедленный или быстрый. Данные представлены в диаграмме на Рис. 4:

Уровень сформированности самостоятельного управления темпом у школьников с заиканием

Рис. 4. Уровень сформированности самостоятельного управления темпом у школьников с заиканием

Таким образом, у детей возникали трудности с воспроизведением правильного темпа, он незначительно менялся, прослеживался в основном замедленный. Изучение ритмической организации речи проводилось также на материале указанных выше методик.

1) Восприятие ритма.

Испытуемые 1 и 2 выполнили задание правильно, быстро и самостоятельно — 4 балла.

Испытуемый 3 с заданием справился, но перед тем, как показать нужную карточку, усердно думал и будто воспроизводил ритм про себя — 3 балла.

Данные представлены в диаграмме на Рис. 5:

Уровень сформированности восприятия ритма у школьников с заиканием

Рис. 5. Уровень сформированности восприятия ритма у школьников с заиканием

2) Воспроизведение ритма

Испытуемый 1 справился с заданием самостоятельно (4 балла), с первого раза отстукивал предложенный ритм. Была заметна неуверенность в выполнении данного задания. После воспроизведения серии ударов оглядывался на логопеда, чтобы убедиться правильно ли он делает. При этом справился с заданием самостоятельно, без подсказок и повторения.

Испытуемые 2 и 3 не могли с первого раза отстучать нужный ритм, но после нескольких повторений, без наглядного материала, справились с заданием (2 балла). После каждой неудачной попытки выполнения было заметно, как дети начинали немного нервничать, но успокаивались, когда самостоятельно получалось отстучать нужный ритм. Данные представлены в диаграмме на Рис. 6.

Уровень сформированности воспроизведения ритма у школьников с заиканием

Рис. 6. Уровень сформированности воспроизведения ритма у школьников с заиканием

Можно заметить, что у школьников присутствуют проблемы с воспроизведением ритма. Также во время выполнения задания (особенно при ошибочном его воспроизведении) у всех детей отмечались волнение и неуверенность, что усиливало проявление заикания.

Анализируя все данные проведенного исследования, можно сделать вывод, что в основном у детей прослеживались трудности с воспроизведением правильного темпа. Он незначительно менялся, прослеживался в основном нормальный или немного замедленный темп. Также возникали трудности с ритмом, дети могли не с первого раза правильно его воспроизвести или повторить. Судорожные проявления у всех испытуемых усиливались или проявлялись при повторении быстрого темпа или при допуске ошибок. Это доказывает, что у школьников с заиканием имеются нарушения темпо-ритмической стороны речи и в дальнейшем требуется целенаправленная коррекция.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Исследование просодической стороны. 2006. 39 с.
  2. Белякова Л. И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: Академия, 2008. 304 с.
  3. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
  4. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
  5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 185 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, балл, темп, задание, заикание, замедленный темп, воспроизведение ритма, воспроизведение темпа, испытуемый, нормальный темп.


Ключевые слова

темп, ритм, заикание, темпо-ритмическая сторона речи

Похожие статьи

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании

В статье раскрыты особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием

В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Похожие статьи

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании

В статье раскрыты особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании.

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием

В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Задать вопрос