Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и развития системы дополнительного образования в России. Автор приходит к выводу, что, в целом, существующая нормативная база отвечает всем необходимым требованиям. Однако на этапе применения законодательных актов и образовательных стандартов возникают сложности, обусловленные недостатками детализации проверяющих процедур. В связи с этим, автор предлагает уточнить параметры мониторинга и диагностики существующих языковых курсов.
Ключевые слова : дополнительное образование, качество образования, изучение иностранного языка, мониторинг образования, образование для взрослых.
The system of additional education was created primarily in order to improve skills and thereby provide opportunities for career growth and a variety of professional prospects. This article is devoted to the specifics of the formation and development of the system of additional education in Russia. The author concludes that, in general, the existing regulatory framework meets all the necessary requirements. However, at the stage of applying legislative acts and educational standards, difficulties arise due to the lack of detail in the verification procedures. In this regard, the author suggests clarifying the parameters of monitoring and diagnostics of existing language courses.
Keywords : additional education, quality of education, learning a foreign language, monitoring of education, adult education.
Введение
Получение знаний играет значительную роль в построении будущей карьеры, поскольку оно является жизненно важным для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Актуальность темы статьи определяется тем фактом, что количество людей, мотивированных продолжать обучение на протяжении всей своей жизни, растет с каждым годом [7].
Особенностью системы дополнительного образования является ее целевая аудитория: она востребована в основном среди взрослых, которые обычно совмещают работу с учебой и имеют среднее или высшее образование. Соответственно, как правило, они связывают свое дополнительное образование с улучшением профессиональных перспектив. Этот факт обуславливает специфику построения учебного процесса: поскольку студентами являются люди зрелые, уже прошедшие основное обучение, выстраивать учебный процесс нужно с учетом их жизненного опыта и таким образом, чтобы им было это интересно.
Дополнительное образование предоставляется по нескольким образовательным программам помимо основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Оно осуществляется на основе четырех уровней профессионального образования. В настоящее время высшие учебные заведения поощряют своих выпускников приобретать дополнительные профессиональные навыки и развивать имеющиеся. Исследования показывают, что около 71 % студентов сталкиваются с необходимостью получения дополнительного образования, и 51 % из них уже получили такое образование параллельно со своей основной специальностью [8].
Современные образовательные стандарты ориентированы на практическое применение получаемых в учебном процессе знаний. Кроме того, российское образование можно назвать личностно-ориентированным, то есть способствующим развитию личностных навыков — таких, как мотивация к саморазвитию, самоорганизация, самодисциплина, повышение коммуникативной эффективности, и т. д. В этом контексте, обучению иностранному языку в рамках системы дополнительного образования приобретает особенное значение, поскольку именно с помощью изучения иностранного языка можно добиться решения тех задач, которые ставятся российскими образовательными стандартами.
Развитие дополнительного образования: ретроспективный аспект
Дополнительное образование на уровне индивидуального выбора существует на протяжении всей истории развития человечества. Однако именно система дополнительного образования стала складываться в России на рубеже XIX и XX вв. У ее истоков стояла такие представители русской интеллигенции, как Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и многие другие. В. П. Вахтеров и Е. Н. Медынский пропагандировали посещение воскресных школ и библиотек с целью повышения собственного образовательного уровня [3]. Е. Н. Медынский стоит у истоков формирования советской системы внешкольного образования — в частности, им было предложено создание народных домов и создания центров культурной работы с населением на базе библиотек. Кроме того, именно Е. Н. Медынский начал разрабатывать дидактические основы дополнительного образования.
Уже в послевоенные годы известный этнограф и художник В. И. Чарнолуский стал инициаторов создания секции для разработки теоретических основ народного образования при Академии наук СССР [5]. Его идеи намного опередили свое время: он предлагал создание школьных советов, предоставление автономии школам, но в тяжелых послевоенных условиях это было невозможно, поскольку народ решал базовые проблемы с едой и жильем после тяжелейшей в истории войны.
В. Г. Онушкин систематизировал этапы развития дополнительного образования в СССР в период 1950–1970 гг. В нижеследующей таблице представлены этапы, выделенные данным исследователем [4].
Таблица 1
Этапы развития непрерывного образования в Советском Союзе (1950–70 гг.)
№ |
Годы |
Содержание периода |
1 |
1950-начало 1960-х гг |
Завершение процесса всеобщего образования, начатого еще в довоенное время |
2 |
середина 1960-х гг |
Курсы дополнительного образования создавались с целью повышения полученной квалификации |
3 |
конец 1960-х-начало 1970-х гг |
Из необязательного условия продвижения по карьерной лестнице дополнительное образование превратилось в обязательное: теперь для работы на руководящих должностях в различных отраслях народного хозяйства претенденту необходимо было пройти курсы повышения квалификации |
4 |
1970-е гг |
Трансформация социальных условий привела к переориентации дополнительного образования с подготовки к какой-либо работе на подготовку к жизни, в целом |
В 1970-е гг. на базе вечерних школ были созданы Центры образования взрослых, в которых, кроме профессиональных знаний, давались еще и общекультурные. До распада СССР эти Центры были основным способом получения взрослыми дополнительного образования. К сожалению, языковые курсы преподавались в них нечасто, поскольку страна была закрыта «железным занавесом», то есть навыки, связанные с иностранными языками, не являлись необходимостью.
Преподавание иностранного языка в рамках современной системы дополнительного образования в России
На сегодняшний день российская система дополнительного образования включает в себя около 16 тыс. учреждений [6]. Обучение ведется на базе уже существующих учреждений образования. Учебные программы разрабатываются исходя из федеральных стандартов образования. При этом, в результате расширения международных контактов, именно курсы иностранного языка являются одними из самых популярных в системе дополнительного образования в России.
Однако, согласно многочисленным исследованиям, кроме очевидной практической выгоды, изучение иностранных языков положительно сказывается на развитии когнитивных способностей человека, в целом. Иностранные языки расширяют общий кругозор через познание лингвострановедческой специфики страны изучаемого языка. Они также повышают общую мотивацию к обучению, саморазвитию в течение всей жизни, поскольку, благодаря знанию языков, человеку в буквальном смысле открывается весь мир. Процесс изучения иностранного языка в рамках дополнительного образования приводит к повышению социокультурной компетентности — студенты учатся идентифицировать себя в рамках своей культуры, одновременно относясь с уважением к представителям других культур.
Несмотря на широкие возможности, предоставленные сейчас тем россиянам, которые желают обучаться на дополнительных языковых курсах, необходимо отметить также и главную проблему, которая называется многими исследователями краеугольной, а именно: проблему качества предоставляемых образовательных услуг. В ФЗ «Об образовании» качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам» [1]. В России также существуют стандарты программ дополнительного образования [2]. В этих стандартах к организациям дополнительного образования предъявляется требование постоянно совершенствования всех управленческих процедур, направленных на обеспечение эффективного и качественного образовательного процесса.
Очевидно, что качество невозможно без регулярной оценки предоставляемых услуг. Процесс оценки предусмотрен в названном выше Федеральном законе «Об образовании». Однако, по мнению специалистов, на данный момент проверка курсов иностранного языка в системе дополнительного образования осуществляется часто «механически», без тщательного анализа всех деталей учебного процесса [9]. В связи с этим, для повышения эффективности дополнительного образования в области изучения иностранных языков предлагается уточнить параметры мониторинга и диагностики существующих языковых курсов.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Государственные стандарты дополнительного образования. https://shkoladjayrah.gosuslugi.ru/netcat_files/65/1969/gosudarstvennye_standarty_dopolnitelnogo_obrazovan.pdf
- Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01. — Москва, 2004. — 436 с.
- Онушкин, В. Г. Непрерывное образование — приоритетное направление науки / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика. 1989. № 2. С. 18–21.
- Фомина А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.06. — Москва, 2000. — 46 с.
- Яцевич Л. П. Организация обучения иностранному языку в дополнительном образовании // Проблемы науки. 2021. https://scienceproblems.ru/images/PDF/2021/66/organizatsija-obuchenija.pdf
- Abraukhova V., Zimovetc A. Transformation in Russian adult additional education // E3S Web of conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Volume 273. Rostov-on-Don, 2021. Р. 12125. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312125
- Merenkov A., Sushchenko A. How students develop and meet their need for additional education // Educational Studies. Moscow. 2016. № 3. С. 204–223.
- Vorobjov M. V. Quality issues of additional education in normative, scientific and theoretical sources // Fundamental research. https://fundamental-research.ru/en/article/view?id=36822