В современном обществе, одной из главных угроз национальной безопасности любого страны является экстремизм, проявляющийся в разных формах. Особенно опасным считается экстремизм, который использует религиозные убеждения, так как он может спровоцировать межэтнические и межрелигиозные конфликты. Вопрос о том, что именно следует понимать под термином «экстремизм», все еще остается предметом активных дискуссий в научной среде. Поэтому тема нуждается в более подробном исследовании.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистские материалы.
Как видно из анализа нормы статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», законодатель перечислил действия, которые можно назвать экстремистскими. К таковым относятся: насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека и т. д. То есть важно убедиться, что действия включены в перечень федерального законодательства, чтобы считать их экстремистской деятельностью. Из этого следует, что формальный подход в этом вопросе имеет рациональное обоснование, так как облегчает классификацию действий как экстремистских без сложностей при их правоприменении. Однако, с другой стороны, определение подобным образом ограничивает гибкость правоприменительной практики и способность действующих норм охватить весь перечень общественных отношений, которые по своей сущности являются экстремистскими. Следовательно, определение наиболее общего понятия и правовой природы экстремистской деятельности важная задача современного законодателя.
Юридическая наука также не может в полной мере определить точное понятие экстремизма как явления. Так, В. А. Синицына определяет экстремизм в качестве запрещенной законом деятельности [5, c. 309]. То есть экстремистскую деятельность определяют через ряд признаков, которые отражают форму, характер, цель и способ реализации. Однако, трактовка данных элементов у различных авторов не совпадает. В. А. Васильев при определении экстремизма исходил из категорий юридической ответственности и правонарушения [4, c. 135]. То есть в данном случае автор разграничивает понятие экстремизма и экстремистской деятельности: под первым он понимает идеологию, а под вторым — реализацию данной идеологии в различных формах. Подобная точка зрения, на наш взгляд, вполне имеет право на существование, так как законодатель не определил сущность экстремистской деятельности, а дал рассматриваемое понятие, указав лишь конкретные формы данной деятельности.
Из изложенных определений понятия явно прослеживается социально-противоправная природа экстремистской деятельности. В этом мнения авторов, бесспорно, сходятся. С одной стороны, это, действительно, существующие явления в социальных реалиях, но подобные явления противоречат нормальным устоям функционирования общества и действующему законодательству, которое их отражает.
Если проанализировать понятие экстремистской деятельности, которое дано в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», то можно заметить, что указанные в нём формы экстремизма, через которые и определяется понятие, являются уголовно наказуемыми. В частности, за нарушение территориальной целостности предусмотрена уголовная ответственность в ст. 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ), за публичное оправдание терроризма предусмотрен ответственность в ст. 205.2 УК РФ и т. д. Существуют и более широкие составы, предусматривающие ответственность за экстремистскую деятельность. Так, предусмотрена ответственность за организацию экстремистского сообщества в ст. 282.1 УК РФ, которая подразумевает реализацию данными организациями любых форм экстремистской деятельности.
Исходя их этого, следует отметить, что экстремизм имеет не просто противоправную, а уголовно-противоправную правовую природу, поскольку он нарушает законодательство и ставит под угрозу основы конституционного строя государства. Уголовно-противоправный характер экстремизма обусловлен тем, что он включает в себя действия или высказывания, направленные на пропаганду или осуществление насилия, ненависти, дискриминации, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, а также призывы к свержению правительства или нарушению конституционного порядка. Экстремистские деяния и высказывания, которые подпадают под уголовное наказание, противоречат законодательству, установленному в каждой стране, и могут привести к серьезным негативным последствиям для общества и безопасности государства.
Уголовная противоправность экстремизма заключается в его воздействии на общественный порядок, угрозе жизни и здоровью людей, нарушении прав и свобод граждан, а также в нарушении законных интересов государства. В связи с этим, государство принимает соответствующие меры по борьбе с экстремизмом, включая принятие специальных законов, создание правоохранительных органов и проведение профилактической работы, направленной на противодействие распространению экстремистских идей и воздействию на подростков и молодежь. Важность общественных отношений, на которые посягает подобная деятельность, требует наиболее жестких ответных мер и способов противодействия.
Понятие экстремизма или экстремистской деятельности можно рассматривать в трёх аспектах: идеологическом, социальном и правовом. С точки зрения идеологического аспекта экстремизм можно определить в качестве совокупности радикальных идей, взглядов, принципов, реализация которых происходит насильственным путем и предполагает посягательства на государственную власть, умаление различных социальных групп по признакам национальной, расовой, религиозной, политической и иной принадлежности. В социальном аспекте необходимо отметить, что экстремизм является сложным социальным явлением, обладающий всеми перечисленными идеологическими характеристика. Лица, совершающие экстремизм, характеризуются неустойчивостью, подвержены влияниям извне, легко внушаемы. К защитным факторам, применимым к насильственному экстремизму, включается, в том числе, социальное и эмоциональное благополучие и жизненные навыки. В обзоре исследований защитных факторов против экстремизма и насильственной радикализации также выделены различные защитные факторы: самоконтроль, уважение закона и т. д.
С точки зрения права экстремистскую деятельность необходимо определить в качестве антиконституционного виновного общественно опасного поведения, запрещенного антиэкстремистским законодательством, проявляющееся в формах насильственного изменения основ конституционного строя, а также в иных формах антиобщественных идеологических действий, которое имеет своей целью распространение собственной идеологии и искоренение существующих взглядов. Соответственно, в понятии экстремизма важно указать на сущность, форму проявления, характер и цель данной деятельности.
Приказом Минюста России от 11.12.2015 г. № 289 «О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов» [3] утвержден Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов (далее — Порядок), в соответствии с которым осуществляется ведение данного списка материалов. Это осуществляется путем размещения данных материалов на официальном веб-сайте Минюста России в интернете и их официальной публикации (п. 9 Порядка).
Таким образом, природу экстремизма можно рассматривать с двух позиций: социально-политической и правовой. С точки зрения социально-политического аспекта экстремизм обусловлен возникающими противоречиями между интересами действующей государственной власти, различными слоями населения и социальными группами. С точки зрения права экстремистская деятельность является противоправной, a priori незаконной. О повышенной общественной опасности данной деятельности свидетельствует установление ответственности за действия, связанные с ней, именно в уголовном законодательстве. На наш взгляд, законодателю следует определить понятие экстремизма следующим образом»: «любые действия, направленные на насильственное захватывание или удержание власти, изменение конституционного строя или нарушение общественной безопасности. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в статью 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 15.05.2024 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
- Приказ Минюста России от 11.12.2015 г. № 289 (ред. от 09.08.2023 г.) «О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 7.
- Васильев В. А. Понятие и признаки экстремистской деятельности, её влияние на экономическую безопасность государства // Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности. 2021. № 1. С. 128–137.
- Синицына В. А. Экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистское правонарушение: понятие, соотношение, нормативное регулирование // Вопросы российской юстиции. 2019. № 2. С. 304–323.