Соблюдение конституционных принципов при рассмотрении дел об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 23.06.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Арбузов, О. С. Соблюдение конституционных принципов при рассмотрении дел об административных правонарушениях / О. С. Арбузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115960/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается взаимосвязь конституционных принципов и положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследуется возможность конституционной защиты прав и свобод лиц в отношении, которого ведется производство по делу об административных правонарушениях.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, конституционные принципы, административное право, административное законодательство, защита прав и свобод.

Согласно статистическим данным приведенным Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации за 2022 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 7 381 293 млн. дел об административных правонарушениях, за первое полугодие 2023 года судами было рассмотрено 3 114 505 административных дел [3]. . В связи с таким большим количеством рассмотрения дел одной из приоритетных задач является защита прав лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.

Административное право в правовой система Российской Федерации призвано регулировать общественные отношении в сфере государственной управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц. По своей правовой природе данная отрасль является публичным правом, выражающая общегосударственные интересы, для которой характерна сильная воля государства, государственных органов и их должностных лиц.

В качестве основного метода регулирования в административном праве выступает императивный метод. Так государство выступает с властными полномочиями, устанавливая в одностороннем порядке нормы поведения субъектов общественных отношений. В связи с этим в целях недопущения злоупотребления государственными органами и должностными лицами уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит нормы, закрепляющие общие принципы и ограничениях при рассмотрении административных дел.

Закрепление таких принципов и ограничений продиктовано соответствием норм административного права Конституции Российской Федерации. Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что Конституция Российская Федерации имеет высшую юридическую силу, законны и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции [1]. Так Конституция РФ закрепляет основные принципы, на основе которых строится все законодательство Российской Федерации, в том числе и административное законодательство.

В статье 19 Конституции, закреплен «принцип равенства перед законом и судом». Данный принцип нашел свое отражение и в Кодексе об административных правонарушениях, в статье 1.4. КоАП РФ закреплено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, физические лица подлежал административной ответственности независимо от расы, полы, отношении к религии и убеждений, а также независимо от материального и должностного положения, и каких-либо других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от организационно-правовых форм, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств [2].

Одним из главных принципов построения судопроизводство в любой правой стране является «презумпция невиновности». Согласно данному принципу лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана, в порядке, предусмотренном законом. Статья 49 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и установлена вступившим в силу приговором суда [1]. Данный принцип в равной степени применяется и в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Так в статье 1.5. КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушении в отношении которых установлена его вина, а до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке и установленном вступившим в законную силу постановлением суда, государственного органа, должностного лица рассматривающих это дело, лицо считается невиновным [2]. В статье 49 Конституции РФ также закреплено положение о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого [1]. Данное положение также отражено и в статье 1.5. КоАП РФ, согласно которому все неустранимые сомнения в ответственности лица, толкуются в пользу такого лица [2].

Одним из универсальных конституционным принципом является «принцип законности». Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Данный принцип имеет огромное значение, поскольку закрепляет обязанность органов государственной власти и должностных лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях в первую очередь руководствоваться принципами закрепленными Конституцией РФ [1].

Одной из форм защита прав граждан и юридических лиц при производстве по делу об административном правонарушении является право на обжалование решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц в судебном порядке. Согласно положению статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а решения, и действия (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде [1]. КоАП РФ также закрепляет данный принцип. Согласно статье 30.1. КоАП РФ постановление об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено такое постановление, а также потерпевшим, законными представителями физического и юридического лица, защитником и представителем, уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Согласно данной статье постановление, вынесенное судом может быть обжаловано в вышестоящий суд, постановление, вынесенное коллегиальным органом подлежит обжалование в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, постановление, вынесенное должностным лицом обжалуется в вышестоящий орган, либо вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела [2]. Данное положение имеет огромное значение на практике. По статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за первые шесть месяц 2023 года в судах общей юрисдикции было рассмотрено 158 828 тыс. административных дел по протестам и жалобам на не вступившие постановления и определения. При этом 52 938 тыс. постановлений и определений были отменены с прекращением производства [3].

Система административно-правовых норм направлена на защиту и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану общественных и государственных интересов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в статье 1.2., в качестве задач законодательства об административных правонарушениях выделяет защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды, защиту общественной нравственности, охрану установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и безопасности, охрану собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, защиту общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [2]. Для реализации данных задач законодательством об административных правонарушениях предусмотрены меры ответственности за нарушение охраняемых законном общественных интересов. Применяться данные меры должны только в строго установленном законом порядке. Согласно статья 1.6. КоАП РФ при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действий (бездействия), унижающие человеческое достоинство [2]. Закрепление данного принципа в Кодексе об административных правонарушениях продиктовано конституционными положениями, закрепленными в статье 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в статье 21 Конституции РФ, которая содержит положение о том, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления [2]. На основании данных принципов Кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень административных наказаний за совершение административных правонарушений, который закреплен в статье 3.2. КоАП РФ, применение каких-либо других наказаний за совершение административных правонарушений является противозаконным.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет основные принципы, на основании которых строится законодательство России. К таковым принцам относятся: принцип верховенства Конституции РФ, принцип равенства всех граждан перед законом и судом, принцип законности, презумпция невиновности, право на судебную защиту и другие. Данные принципы отражены и в административном законодательстве. Соблюдение данных принципов при производстве по делу об административном правонарушении имеет особое значение, поскольку гарантирует лицу, в отношении которого ведется такое производство, в полной мере защиту его основных конституционных прав. Поэтому особое значение имеет совершенствование административного законодательства в области защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, для наиболее справедливого и законного вынесения решения, по конкретному делу.

Литература:

  1. Конституция Российской федерации: официальный текст//Российская газета от 25 декабря 1993 г.; 2020. — № 144. — Ст. 8198;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2024. — № 1 (часть I). — Ст. 50;
  3. Судебная статистика по делам, рассматриваемым федеральными арбитражными судами, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdep.ru/?id=80 (дата обращения: 01.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, лицо, правонарушение, принцип, административная ответственность, административное законодательство, административное правонарушение, дело.


Похожие статьи

К вопросу о введении блокировки интернет-ресурсов как меры обеспечения производства в административно-деликтном процессе

В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения блокировки интернет-ресурсов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных п...

Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров с участием иностранных работников

В настоящей статье рассматриваются различные процессуальные особенности трудовых споров с иностранными работниками. Рассматриваются общие положения о труде иностранных работников в Российской Федерации. В статье рассматриваются положения Гражданского...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Актуальные вопросы реализации принципов уголовного закона

В статье рассмотрены основные принципы уголовного закона, отраженные в Уголовном кодексе РФ, дана их характеристика. Изучается вопрос о соотношении принципов уголовного закона друг с другом, об их взаимосвязи с положениями иных отраслей права.

Разграничение подведомственности и подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц в судах общей юрисдикции

Статья посвящена проблеме разграничения подведомственности и подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти в судах общей юрисдикции. Рассмотрение категорий и элементов предмета судебного разбирательства по делам об осп...

Понятие и проблемы обеспечения неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве Российской Федерации

В статье рассматривается понятие и содержание принципа неприкосновенности личности в российском уголовном процессе. Отмечается неполнота элементов указанного принципа, отраженных уголовно-процессуальном законе. Обращается внимание на отдельные несове...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности

В научной статье рассмотрен процесс производства по делам об административной ответственности, посягающих на одну из важных на сегодняшний день категорию, касающуюся как отдельных граждан, так и всего общества в целом, а именно — соблюдение порядка и...

Право на труд: российское и международное правовое регулирование

В данной статье рассмотрены проблемы закрепления в статье 37 Конституции Российской Федерации права на труд. Проведен сравнительный анализ положений, содержащихся в статье, с положениями международных источников. Выявлена и обоснована необходимость в...

Некоторые аспекты правового регулирования административных наказаний в свете публичного обсуждения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В данной статье рассматриваются предлагаемые в проекте КоАП РФ изменения правового регулирования института административных наказаний.

Похожие статьи

К вопросу о введении блокировки интернет-ресурсов как меры обеспечения производства в административно-деликтном процессе

В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения блокировки интернет-ресурсов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных п...

Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров с участием иностранных работников

В настоящей статье рассматриваются различные процессуальные особенности трудовых споров с иностранными работниками. Рассматриваются общие положения о труде иностранных работников в Российской Федерации. В статье рассматриваются положения Гражданского...

Производство по делам об административных правонарушениях в виде неисполнения требований законодательства в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности

В статье авторы исследуют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Исследуются различные подходы по поставленному вопросу, принципы и этапы ре...

Актуальные вопросы реализации принципов уголовного закона

В статье рассмотрены основные принципы уголовного закона, отраженные в Уголовном кодексе РФ, дана их характеристика. Изучается вопрос о соотношении принципов уголовного закона друг с другом, об их взаимосвязи с положениями иных отраслей права.

Разграничение подведомственности и подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц в судах общей юрисдикции

Статья посвящена проблеме разграничения подведомственности и подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти в судах общей юрисдикции. Рассмотрение категорий и элементов предмета судебного разбирательства по делам об осп...

Понятие и проблемы обеспечения неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве Российской Федерации

В статье рассматривается понятие и содержание принципа неприкосновенности личности в российском уголовном процессе. Отмечается неполнота элементов указанного принципа, отраженных уголовно-процессуальном законе. Обращается внимание на отдельные несове...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности

В научной статье рассмотрен процесс производства по делам об административной ответственности, посягающих на одну из важных на сегодняшний день категорию, касающуюся как отдельных граждан, так и всего общества в целом, а именно — соблюдение порядка и...

Право на труд: российское и международное правовое регулирование

В данной статье рассмотрены проблемы закрепления в статье 37 Конституции Российской Федерации права на труд. Проведен сравнительный анализ положений, содержащихся в статье, с положениями международных источников. Выявлена и обоснована необходимость в...

Некоторые аспекты правового регулирования административных наказаний в свете публичного обсуждения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В данной статье рассматриваются предлагаемые в проекте КоАП РФ изменения правового регулирования института административных наказаний.

Задать вопрос