Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 21.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Т. А. Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии / Т. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115961/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, компетенции, биология.

Одной из специфических особенностей современного отечественного образования является его ориентация на личность учеников, на получение таких образовательных достижений, которые помогут формированию умения использовать знания в повседневной жизни и принимать эффективные решения в различных сферах человеческой деятельности. Перед школой ставится задача развития такой ключевой компетенции образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование совокупности компетенций, которые предполагают не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и обеспечивают саморазвитие личности учащихся и их самосовершенствование. [1, 2]

На уроках биологии особенно важное место занимает развитие одного из компонентов функциональной грамотности — естественно-научная грамотность учащихся. Биология как школьная дисциплина относится к предметной области «Естественнонаучные предметы» и занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования в части формирования естественно-научной грамотности школьников. Однако, нередко ученики, даже обладающие достаточной системой знаний, не могут применить полученные знания в практической деятельности, организации и интерпретации экспериментов, объяснении процессов в живой природе, формулировании выводов с привлечением полученных ранее знаний. Как показывает практика подобные сложности в формировании компетенций естественнонаучной грамотности связаны со сравнительно, небольшим количеством часов школьного курса биологии в основной школе, что приводит к недостатку времени на отработку знаний, умений и развитие компетенций; типовые задания, направленные на развитие естественно-научной грамотности, предлагаемые в сборниках и электронных базах, как правило, слишком объемны для реализации в рамках одного урока биологии; недостаточная мотивация школьников к выполнению заданий для развития функциональной грамотности. [2, 3]

Для преодоления сложившихся трудностей необходимо системно включать задачи формирования естественно-научной и других элементов функциональной грамотности на уроках биологии в общий образовательный процесс. Для интеграции заданий в процесс обучения целесообразно использовать их на различных этапах урока, регулярно включая небольшие по длительности задания. [1]

С этой целью для уроков по различным темам разработаны системы заданий, одна из которых представлена ниже. Их применение способствует формированию естественно-научной и других видов функциональной грамотности. Представленные задания были апробированы на уроках биологии при изучении учащимися соответствующих тем.

Тема урока: «Плесневые грибы»

Врачи предупреждают, что если не принимать меры, к 2050 году 10 000 000 человек в мире будут умирать от бактерий, которые стали устойчивыми к антибиотикам.

Именно по этой причине ВОЗ призывает все страны участвовать в борьбе с ростом резистентности к антибиотикам.

К нам на урок попала статья известного журнала «Тайм», который в 1999 году назвал одного биолога за его открытие одним из ста самых важных людей XX века и сообщил: «Это открытие изменит ход истории».

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1) О каком биологе идет речь в тексте?

2) Какое открытие описано в тексте?

3) Почему, открытие, описанное в тексте, оказалось таким важным для людей?

4) В чем заслуга советских ученых в изучении антибиотиков?

Это открытие изменит ход истории

https://www.peoples.ru/medicine/founders/fleming/fleming_60.jpg

Беспорядок в лаборатории Флеминга не раз сослужил ему службу.

В 1928 году английский учёный Александр Флеминг проводил эксперимент, посвящённый изучению борьбы организма человека с болезнетворными бактериями. Вырастив болезнетворные бактерии — стафилококки, он обнаружил, что некоторые из чашек с болезнетворными заражены обыкновенной плесенью — пенициллом. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить активное вещество, разрушающее бактериальные клетки — пенициллин. А. Флеминг подробно описал увиденное, его работа была опубликована в 1929 году. [4]

Флеминг недооценил своё открытие, считая, что получить лекарство будет очень трудно.

После того, как возможности данного вещества были оценены по достоинству, пенициллин стал неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекций. К середине века открытое Флемингом вещество широко вошло в производство лекарств, что помогло справляться с огромным количеством заболеваний.

Массовое производство пенициллина было налажено во время Второй мировой войны.

В 1945 году Флеминг был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины. [4,5]

Советские микробиологи Зинаида Виссарионовна Ермольева и Тамара Иосифовна Балезина в 1942 году сумели наладить производство антибиотика в условиях войны. Наиболее активным штаммом был Penicillium crustosum, и поэтому поначалу выделенный антибиотик называли пенициллин-крустозин. Его использовали на фронтах во время Великой Отечественной войны для профилактики развития инфекций после операций и лечения ран. [5]

Задание 2. Рассмотрите схему формирования штаммов бактерий устойчивых к антибиотикам, объясните, что обозначает термин «резистентность». Предположите, к чему может привести нарушение инструкции по лечению с помощью лекарств — антибиотиков.

Задание 3. Рассмотрите таблицу «Спектр противомикробной активности антибактериальных препаратов различных групп», ответьте на вопросы.

http://novosti.mif-ua.com/frmtext/ZR/2011/ZR_1_28/68/1.png

  1. Какой из представленных в таблице препаратов обладает наибольшим спектром противомикробной активности:

а. Амоксициллин

б. Доксицилин

в. Азитромицин

г. Пенициллин

  1. Какой из микроорганизмов наиболее устойчив к различным антибиотикам?

а. S.pyogenes

б. M.pneumophila

в. L.pneumophila

г. Staph.aureus

  1. Предложите антибиотики, которые может использовать человек для лечения заболевания, вызванного L.pneumophila, если у пациента аллергия на Офлоксацин и Ципрофлоксацин.

Критерии оценивания:

Задание 1. За каждый верный ответ — 1 балл. Всего 4 балла.

1) О каком биологе идет речь в тексте? Об английском учёном Александре Флеминге.

2) Какое открытие описано в тексте? Открытие антибактериальных свойств пеницилла.

3) Почему, открытие, описанное в тексте, оказалось таким важным для людей? Пенициллин, который удалось получить из пеницилла, стал неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекций, что помогло справляться с огромным количеством заболеваний.

4) В чем заслуга советских ученых в изучении антибиотиков? Советские ученые сумели наладить производство антибиотика в условиях войны.

Задание 2. За каждый пункт ответа 1 балл. Всего 2 балла.

1) Резистентность — устойчивость (в данном случает, устойчивость бактерий к антибиотикам).

2) Нарушение инструкции может привести к появлению устойчивых к антибиотикам бактерий.

Задание 3. За каждое задание 1 балл. Всего 3 балла.

1 — в, 2 — б, 3 — доксициклин или азитромицин.

Литература:

  1. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. — Москва: Академия Минпросвещения России, 2021.
  2. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии. Журнал «Справочник заместителя директора школы». № 6, 2011 г.
  3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: А. Г. Асмолов и др. / М. «Просвещение», 2010.
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47584
  5. https://www.muldyr.ru/a/a/fleming_aleksandr
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, урок биологии, естественно-научная грамотность, задание, изучение антибиотиков, Какое открытие, какой биолог, методика лечения, Нарушение инструкции, противомикробная активность.


Похожие статьи

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Похожие статьи

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Задать вопрос