Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарчук, О. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ / О. В. Назарчук, Е. А. Ольховская, А. Н. Совостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115967/ (дата обращения: 15.11.2024).



Возраст дошкольника является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Главное назначение таких новых технологий — объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное, самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности становится перспективным средством в работе с детьми с ОВЗ, так как это часто соматически ослабленные дети.

Здоровьесберегающая технология — это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Цель таких технологий — обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В первую очередь необходимо создать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности воспитанников в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, с участием всех специалистов. Для самостоятельной деятельности детей нужно оборудовать центр двигательной активности, в котором имеется физкультурный инвентарь, игрушки-двигатели, спортивные игрушки, дорожки здоровья.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни коррекционные технологии.

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Зрительная гимнастика

Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихотворений, потешек.

Дыхательная гимнастика

Неотъемлемая часть оздоровительного режима — дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Работа проводится над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Интерес детей к дыхательным упражнениям проявляется в сочетании с наглядностью, веселыми стихотворными текстами дыхательными тренажерами

Развитие мелкой моторики

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание уделяется тренировке пальцев рук. Систематическое проведение пальчиковой гимнастики способствует развитию артикуляционной моторики, позволяет активизировать работоспособность головного мозга, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые упражнения проводятся с речевым сопровождением.

Для развития мелкой моторики также можно использовать Су-Джок-терапию. Су-Джок-терапию (самомассаж) можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время. Детям очень нравятся эти шарики с колючками. В каждом шарике есть волшебное колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Дети поочередно наклеивают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковай гимнастики, сначала на правой, затем на левой руке, а также дети зажимают массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука. Су-Джок-терапия активно используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Су-Джок-терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Физминутки

В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание, наступает утомление, необходимо выполнить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Введение двигательной разминки позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Физкультминутка сопровождаются текстом. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребёнка остается спокойным. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика

Необходимо ежедневно проводить с детьми утреннюю гимнастику, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, и основные развивающие упражнения. Утренняя гимнастика проводится до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

Физкультурные занятия

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка принадлежит развитию движений на физкультурных занятиях. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Подвижные и спортивные игры

Одним из главных направлений технологии являются подвижные и спортивные игры, контрастные дорожки, тренажеры. Подвижные игры и игровые движения — естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества. Они служат методом совершенствования уже освоенных детьми навыков и воспитанием физических качеств. Можно использовать также народные игры и игровые подражательные движения.

Важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы занимают праздники и развлечения, досуги, дни здоровья, как наиболее приемлемая и эффективная форма отдыха детей. Активное участие в развлечениях, обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Интересное содержание, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Закаливание

Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания — выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия. Закаливание воздухом — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по «Тропе Здоровья». Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности используется обливания рук холодной водой.

Развитие гигиенических навыков

В процессе работы по формированию здорового образа жизни нужно закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значимости и важности для здоровья. Необходимо научить детей закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. В воспитании опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. беседы. Также необходимо проводить игры и занятия по ОБЖ, на которых дети закрепляют правила безопасности.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать картинки-символы, игрушки-помощники, четверостишия, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Сказкотерапия

Данный вид терапии создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Развивающие и обучающие сказки позволяют накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста).

С помощью проигрывания сказок можно корригировать различные аспекты речевой деятельности: пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей; уточнять структуру предложений;

совершенствовать связные высказывания.

Подобным образом продолжается показ сказки, причём:

– педагог говорит за каждого персонажа характерным для него голосом;

– берет игрушку, изображающую говорящий персонаж и двигает её по поверхности стола в такт словам;

– говорит за сказочника и передвигает игрушки в соответствии с содержанием текста.

Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2 до 5 минут. Однако каждый раз важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, а также воспитательный момент.

Таким образом, в самом начале обучения педагог моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребёнка. В ходе такого занятия ребёнок молчит, он лишь смотрит и слушает. Очевидно, что его речь совершенствуется только в пассивном плане. Однако, все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют очень активно, при этом накапливается пассивный словарный запас. Постепенно происходит усложнение за счёт всё более активного участия ребёнка в проигрывании и моделировании сказок: подключение ребёнка к проигрыванию сказки; «обговаривание» с ребенком просмотренного сюжета; проигрывание ребёнком знакомой сказки; проигрывание знакомой сказки с участием нескольких детей; проигрывание ребёнком сказки по мотивам увиденной, с изменение персонажей, времени или результата действия и пр.

Используя индивидуальный подход к каждому ребенку, и применяя в работе здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей, можно повысить результативность образовательного процесса.

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное её развитие.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех педагогов.

Литература:

  1. Е. Н. Николаева, В. И. Федорчук, Е. Ю. Захарина « Здоровьесбережение и здоровьеформированиевусловиях детского сада», Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2015 г.
  2. Н. В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления детей» М; ТЦ Сфера.2005 г.
  3. И. В. Чупаха «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. — М.Ставрополь, 2003 г.
  4. Т.В Ахутина. «Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2012 г.
  5. М. А. Поваляева «Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике» Феникс Ростов-на-Дону, 2013 г.
  6. Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие. Москва, Сфера, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, артикуляционная гимнастика, утренняя гимнастика, занятие, игра, развитие, упражнение, двигательная разминка, дыхательная гимнастика.


Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Задать вопрос