В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ у подростков, когнитивно-поведенческая терапия, коррекция СДВГ.
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на сегодняшний день является актуальной задачей. Данный синдром — один из наиболее распространенных диагнозов психических расстройств у подростков. Отсутствие своевременной и эффективной помощи может привести к серьезным проблемам в поведении, обучении и взаимоотношениях с окружающими. Решение этой проблемы способствует успешному социальному и образовательному развитию подростков, помогает им лучше осознать и контролировать свои психологические особенности.
Теперь давайте рассмотрим подробнее, что из себя представляет это расстройство. СДВГ — это отклонение, проявляющееся структурными, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями, которые приводят к нарушениям процессов обработки информации в центральной нервной системе. [5]. Оно приводит к снижению мотивации, затруднению при выполнении когнитивных задач, нарушению саморегуляции и самоконтроля поведения, слабости концентрации внимания.
Несмотря на то что нейробиологические факторы — основные при формировании СДВГ у детей, социально-психологические факторы могут оказывать влияние на течение расстройства, способствуя усилению или ослаблению его симптомов. Например, конфликты между родителями, материальное неблагополучие семьи, низкий уровень образования у родителей, асоциальное поведение, аморальный образ жизни, непоследовательные методы воспитания, неблагоприятные условия проживания и т. д. усиливают и без того имеющиеся: импульсивность, иррациональность, неуспеваемость, даже падение самооценки подростка. [2].
Отличительные черты ребёнка с СДВГ: низкая организованность и нерегулируемая чрезмерная активность. Дети неугомонные, часто нарушают правила, ведут себя вызывающе, не осознают своих ошибок. Их взаимоотношения с окружающими характеризуются отсутствием дистанции, предусмотрительности и сдержанности. [7].
В своих поступках ребенок с СДВГ часто ведет себя инфантильно, незрело. Характерны принятие решений в пользу избегания неприятных ситуаций, уход от ответственности за свои проступки. [11]. В классе такие дети могут являться источником беспокойства, на уроке они отвлекаются, нарушают дисциплину, мешают работе класса. Отношения со сверстниками складываются сложно, такой подросток испытывает трудности при формировании дружеских связей из-за своей нестабильности.
В подростковом возрасте симптомы продолжают наблюдаться у 60–80 % детей с СДВГ. При этом гиперактивность теперь значительно уменьшилась и сменилась суетливостью, фоновым чувством внутреннего беспокойства. Стали заметны: безответственность, несамостоятельность, сложности в организации и завершении поручений. Нередко ухудшается успеваемость в школе потому, как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени, им сложно концентрироваться на задачах, требующих кропотливости и времени. [3].
На современном этапе становится очевидным, что лечение СДВГ не должно ограничиваться контролем основных проявлений расстройства. Оно должно включать помощь в реализации человека как личности, появлению достижений, улучшению самооценки, формированию и укреплению навыков общения с окружающими людьми. [3].
К основным признакам наличия СДВГ у подростков также относится невозможность справляться с эмоциями, конструктивно их выражать или экологично для себя и окружающих проживать (особенно в состоянии стресса). Их фокус внимания — непоследовательный, т. е. преимущественно фокусируются на субъективно интересных, а не на объективно приоритетных задачах. Здесь также имеет место быть беспорядок и отсутствие системности в хранении вещей. [6].
Даже после назначения лекарственной терапии остаточные проявления этого синдрома могут вызывать психоэмоциональное напряжение, для устранения проблемы обращаются к психотерапии. [1]. Всё это необходимо знать и учитывать для построения эффективной стратегии когнитивно-поведенческой терапии.
После того, как основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности подростков рассмотрены, перейдём к изучению способов и методов коррекции.
Аутогенная тренировка (АТ) Иоганна Шульца.
Смысл заключается в самовнушении, концентрации на дыхании и теле. Подразумеваются определённые релаксационные фразы и техники самостоятельного воздействия на те или иные участки тела. В этом случае активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, отвечающий за состояние покоя. [12].
Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются такие заземляющие, телесные, успокаивающие упражнения. Это помогает расслабиться, снижает фоновый психологический дискомфорт, улучшает когнитивные способности.
Последовательное приближение.
Техника подразумевает постепенное и контролируемое сближение подростка с его тревогами и страхами. Целью является снижение уровня стресса и создание новых ассоциаций с позитивными и безопасными ощущениями. С помощью неё можно помогать избавляться, например, от боязни публичных выступлений или сближения со сверстниками, которая часто возникает у ребят с СДВГ. [9].
Когнитивная реструктуризация (КР).
Методики КР позволяют изменить алгоритмы и шаблоны негативного или неадаптивного мышления, из-за которого возникают многие проблемы в эмоциональной сфере и ежедневный стресс. Они помогают заменять определенные неадекватные мысли другими, помогающими справится с негативным состоянием. Реструктуризация основывается на том, что человек начинает отслеживать и изменять свои автоматические мысли, влияющие на восприятие, а впоследствии на эмоции, настроение и поведение. [12].
Например, неадаптивная мысль подростка на предложение одноклассника вместе выполнить домашнее задание на выходных: «мне сложно начинать и доделывать до конца некоторые предметы, он подумает, что я ленивый и неспособный, нам точно не стоит так делать». Она влечёт отказ от предложения, которое на самом деле было бы полезным и интересным, только за счёт низкой самооценки вследствие осознания некоторых трудностей в учебном процессе в связи с наличием СДВГ. Потом возникает чувство вины за какую-нибудь придуманную причину для отказа, ощущение собственной уязвимости и неполноценности, и, как итог, замкнутость. Этого можно было бы избежать, работая над неадаптивными мыслями и поиском решения проблемы гиперфокуса.
Визуализация .
Это один из способов релаксации, мысленного слияния с воображаемым образом или процессом. Целенаправленное представление определённого объекта или сценария может оказывать благоприятный эффект, создавать условия для восстановления умственного и физического равновесия. Визуализацией пользуются для расслабления и вхождения в осознанное состояние за счёт проговаривания своего самоощущения на том или ином этапе воображаемого процесса. [4].
Планирование деятельности и составление расписания.
Задача одного из блоков занятий КПТ — освоить навыки последовательного планирования, организации распорядка дня, а также тайм-менеджмента. Составление удобного для подростка графика с учётом его способностей, предпочтений и особенностей поможет избежать прокрастинации. Помимо расписания помочь в улучшении дисциплинированности могут и санкции за следование или, наоборот, несоблюдение распорядка. Они могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от ситуации, и должны быть адаптированы под человека, так как в тех или иных случаях на подростков могут влиять разные стимулы и в разном объёме, здесь также соблюдается индивидуальный подход. [8].
Оспаривание самокритики и практика самосострадания.
Поднятию самооценки таких подростков эффективно помогает и принятие того факта, что у каждого есть недостатки, это смягчает их внутренний критикующий голос. Быть любознательными по отношению к своим мыслям, рационально оценивать их, и уметь относиться к себе с тем же сочувствием, которое выразили бы другу — основные навыки на пути к принятию своей «самости», что снижает внутреннее фоновое напряжение и даёт ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности мотивацию к работе над собой, препятствует застреванию на этапе самосаботажа. Здесь актуальна практика благодарности и фокус на позитивном. Например, ведение дневника, в котором фиксируются положительные моменты и достижения, помогает сместить фокус внимания с негативного. [9].
Упражнения, направленные на развитие устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания.
Это помогает удерживать внимание на задаче в течение длительного времени, не отвлекаясь на посторонние мысли или раздражители. Упражнения особенно нужны при выполнении сложных или монотонных задач. Улучшение концентрации позволяет действовать более продуктивно, сосредотачиваясь на важном, игнорируя ненужные или отвлекающие факторы. [8].
Медитации.
Для подростков с СДВГ важно регулярно снижать активность симпатической нервной системы. Этому способствуют медитации разных форматов: аудио- и видеомедитации, нахождение в тишине и т. п. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовые ситуации уравновешивается. [4].
Таким образом, мы рассмотрели такие методы и подходы когнитивно-поведенческой терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности: обучение стратегиям планирования; изменение негативных мыслей и убеждений; разработка навыков борьбы со стрессом; улучшение когнитивных способностей; повышение самооценки, а вследствие, позитивные изменения в выстраивании межличностных отношений с другими людьми.
В целом, коррекция СДВГ у подростков имеет большое социальное и личностное значение, так как позволяет им обрести внутреннюю опору, успешно учиться, строить карьеру и развиваться. Когнитивно-поведенческая терапия, в свою очередь, эффективно помогает путем обучения управления своими мыслями, эмоциями и поведением.
Литература:
- Балашевская В. КПТ при СДВГ. Возможности когнитивно-поведенческой терапии в работе с СДВГ. [Электронный ресурс]. URL: https://balashevskaya.online/kptprisdvgvozmozhnostikognitivnopovedencheskoiterapii-pri-rabote-ssdvg/# (дата обращения: 15.06.2024).
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью //Семейная психология и семейная психотерапия. 2001. № 4–98–100 с.
- Бухтояров И., Куташов В. А., Шульга А. С. Современный подход к лечению СДВГ [Электронный ресурс]. URL: http://cscb.su/n/011701/011701001.htm?ysclid=lxep1o8io1140787425 (дата обращения: 10.06.2024).
- Глозман Ж.М, Шевченко И. А. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестник КемГУ. 2013. Т. 55. № 1(3) С. 129–137.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2018.
- Kessi M, Duan H, Xiong J, et al. Attention-deficit/hyperactive disorder updates. Front Mol Neurosci. 2022 Sep 21;15:925049. eCollection 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3389/fnmol.2022.925049 (дата обращения: 11.06.2024).
- МКБ-10 — Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб., 1994.
- Монина, Г. Б. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. — СПб.: Речь, 2007. — 73 с.
- Психотерапия и педагогические подходы при СДВГ В. П. Зыков, И. Б. Комарова [Электронный ресурс]. URL: https://kognittera.ru/stati_dlya_specialistov/psikhoterapiyaipedagogicheskiepodkhodyprisdvg/?ysclid=lxelh1018x694627724 (дата обращения: 13.06.2024).
- Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: возможности современной терапии // Педиатрия. Consilium Medicum. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-udeteyipodrostkovvozmozhnosti-sovremennoy-terapii (дата обращения: 14.06.2024).
- Чутко, Л. С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков/Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д.- СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 56 с.
- Veloso A., Vicente S.G., Filipe M.G. The effectiveness of cognitive training for school-age children and adolescents with attention deficit/hyperactivity disorder: a systematic review. Front Psychology 2020.