В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи является непременной предпосылкой формирования психических качеств личности, ее самостоятельности и инициатива.
Ключевые слова: дети, развитие, игра, пальчиковые игры, педагог, дошкольное образование, сенсорное развитие, мелкая моторика, сенсомоторная координация.
Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный инструмент для развития мелкой моторики и активной речи в их единстве и взаимосвязи. Изучение текстов с помощью пальчиковых упражнений стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, развивает скорость реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает поэтические тексты, его речь становится более выразительной. Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми [1].
Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Разум ребенка находится у него на кончиках пальцев». «Рука — это инструмент из всех инструментов», — заключил Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют огромное значение для развития речи ребенка. Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческих способностей и воображения малыша. Простые движения помогают снять напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В целом, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит [2].
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, следовательно, именно развитие руки играет важную роль в формировании мозга и формировании речи. И именно поэтому активная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальцев достигают достаточной точности.
Актуальность, а также научный интерес к отдельным ее аспектам со стороны большого числа исследователей, необходимость организации эффективных практических занятий по развитию активной речи у детей третьего года жизни позволили нам определить проблему исследования: влияние пальчиковых игр на развитие активной речи. речь у детей третьего года жизни.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного в ходе исследования плана работы в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволит педагогам дошкольного образования решать вопросы, связанные с развитием активной речи детей третьего года жизни посредством пальчиковых игр.
Согласно этому плану для развития активной речи у детей третьего года жизни посредством пальчиковых игр запланированы следующие игры: игры: «Волшебные резиночки», «Прищепки»; пальчиковые упражнения: «У нас есть игрушки», «Одежда», «Я надеваю перчатку».; Игра с массажным мячом: «Мишки»; Пальчиковый театр: «Теремок», «Курочка Ряба»; Игры: «Шнуровка», «Сделай бусы»; Пальчиковая гимнастика: «Транспорт», «Яблочки», «Родничок»; Игра с массажным мячом: «Зайцы на лужайке»; Пальчиковый театр: «Три поросенка», «Маша и Медведь»; Игры: «Разноцветные резиночки», «Цветные палочки».; Пальчиковая гимнастика: «Что делать после дождя?», «Гномики», «Фруктовые пальмы»; Игры с массажным мячом: «Орешек»; Пальчиковый театр: «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.
Данные занятия направлены на достижение следующих целей: развитие пространственного мышления, мелкой моторики пальцев рук; формирование навыков держать прищепку тремя пальцами «щепоткой», сжимать и разжимать их. Совершенствуют умение прикреплять их по периметру фигуры; развивают мелкую моторику, координацию движений пальцев; разнообразят прогулки детей, создают хорошее настроение, развивают мелкую моторику рук, стимулируют активность, мышечную работу; развивают мышцы-сгибатели и разгибательницы рук, отрабатывают слаженность из движений обеих рук; формировать умение детей играть с фигурками пальчикового театра, развивать мелкую моторику рук; развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию; продолжать формировать навыки брать предмет «щепоткой», развивать мелкую моторику рук; развитие мелкой моторики, координация движений пальцев; развивать мышцы-сгибатели и разгибатели кистей, отрабатывать слаженность движений, формировать у детей умение играть с фигурками пальчикового театра, развивать мелкую моторику рук; развитие мелкой моторики рук, ориентации вправо –влево, конструктивных навыков, наглядно–образного и логического мышления; развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносительных движений рук; развитие мелкой моторики, координации движений пальцев; развитие мышц-сгибателей и разгибательниц рук, проработка согласованность движений обеих рук; формировать у детей умение играть с фигурками пальчикового театра, развивать мелкую моторику рук [4].
Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей контрольной группы не было существенных изменений в развитии активной речи, представляющей интерес.
Дошкольники экспериментальной группы показали положительную динамику в развитии активной речи. Это проявилось в выраженном интересе к разговорам. Поведение детей во время пальчиковых игр стало более организованным, дети научились слушать и отвечать на вопросы.
Проанализировав результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что разработанный план работы эффективен, поскольку наблюдается динамика в развитии активной речи у детей третьего года жизни [2].
Таким образом, можно утверждать, что использование пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания у детей младшего дошкольного возраста развивает активную речь.
Итак, материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы и о том, что гипотеза исследования подтвердилась.
Теоретический анализ проблемы развития активной речи у детей показывает, что младший возраст является сензитивным периодом для речи. Одним из наиболее эффективных средств развития речевой активности дошкольников является пальчиковая игра [5].
В отечественной психологии сформировался взгляд на пальчиковую игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную форму социализации ребенка в детском возрасте, обеспечивающую освоение мира общения.
Пальчиковая игра — это доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельного мышления у детей младшего дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует только знания учителем самой игры.
Литература:
- Аншакова М. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста / М. А. Аншакова // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2021. — № 13.
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2020. — 143 с.
- Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. № 1 (25). С. 111–120.
- Буцыкина Т. П. Вартапетова Т. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования речевых навыков у младших дошкольников. // Логопед. — 2021. — № 3. — С. 21–24
- Галянт И. Г. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание, 2022. № 1.- С. 50–53
- Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста / Р. А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2022 — № 4. — С.21–27