В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправления на определенных территориях.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, Конституционный суд, муниципальное право, глава муниципального образования, власть, местное самоуправление.
Муниципальное право представляет собой отрасль права российской Федерации, которая регулирует правоотношения и складывается в сфере осуществления местного самоуправления.
В российском праве понятие «муниципальное право» возникло относительно недавно. Слово «муниципалитет» переводится с латинского, как «самоуправляющая община», а в наших условиях используется для обозначения городских поселений и сельских поселений, на уровне которых осуществляется местное самоуправление. Значения «муниципальный» и «местный» практически равны и равнозначно применяются в отношении к явлениям и структурам, которые непосредственно связаны с местным самоуправлением.
Основой муниципального права являются нормы конституционного и административного права. Данные отрасли все еще играют главенствующую роль в процессе закрепления основополагающих принципов жизнедеятельности местной власти и местного самоуправления. В состав муниципального права включены некоторые нормативы бюджетного, экологического, и других отраслей права, определяющие полномочия местного самоуправления в разнообразных сферах местной жизнедеятельности. [5]
Муниципальное право как отрасль права — совокупность правовых норм муниципального характера. Норма права является наименьшей основной единицей отрасли права. Нормы права складываются в правовой институт, а множество правовых институтов образуют отрасль права.
Муниципальное право является самостоятельной отраслью права в связи с тем, что Конституцией Российской Федерации закреплено местное самоуправление как один из основных проводников осуществления власти народом, о чем говорится в части 2 статьи 3.; наделение населения городских и сельских поселений, а так же других территорий статусом субъекта муниципального права, об этом говорится в статьях 8 и 9. [6]
Местное самоуправление разрешает вопросы местного значения, проблемы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, которые отнесены к таковым уставами муниципальных образований в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами РФ, законодательством субъектов РФ.
Статья 12 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет систему своих собственных отношений, урегулированных нормами специализированных законов в области местного самоуправления, местных референдумов, выборов органов должностных лиц и т. д. Предмет муниципального права состоит из общественных отношений, которые возникают в организационном и функциональном процессе местного самоуправления. Предмету муниципального права характерна юридическая разнородность, характерная комплексным отраслям российского права, которой и является муниципальное право. [1]
Примерами общественных отношений, включаемых в предмет муниципального права, являются: во-первых, те, которые возникают при реализации населением муниципального образования непосредственных форм самоуправления (демократии); во-вторых, те, которые возникают в ходе формирования органов муниципального управления; в-третьих, те, которые возникают в ходе обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования органами муниципального управления; в-четвертых, те, которые возникают в ходе взаимодействия органов муниципального управления и государственных органов власти.
В настоящее время в Российской Федерации действует принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — 131-ФЗ). [2]
Конституционный суд в своих постановлениях указал на то, что население не может отказаться от осуществления местного самоуправления на определённой территории с последующей передачей властных полномочий органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Фактически, данное решение приводит к ситуации, когда часть многонационального народа Российской Федерации отказывается от возможности осуществления своих полномочий и нарушает конституционный принцип народовластия. Помимо этого, осуществление властных полномочий государственными органами, непосредственно созданными вместо системы местного самоуправления, не допускается, так как складывается ситуация, при которой территориальные образования, не являющиеся частью субъекта Российской Федерации, входят в его состав и подчиняются вертикали государственной власти. [3]
Подтверждение приведенным выше фактам можно найти в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке отдельных положений уставов Курской области и Удмуртской республики. Однако, во всех указанных выше случаях при рассмотрении уставов субъектов, Конституционный суд указывает на то, что население может осуществлять самостоятельное определение территориальных основ местного самоуправления при условии соблюдения вытекающих из Конституции Российской Федерации и Федерального законодательства требований об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
Система органов местного самоуправления предполагает создание представительного, исполнительно-распорядительного (местная администрация), контрольного и иных органов муниципального образования. Помимо указанного выше, в структуру входят глава муниципального образования и иные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные в соответствующем уставе территориального образования. Однако, в определенных случаях, предусмотренных 131-ФЗ возможно создание только представительного органа, который может быть заменен сходом граждан в небольших муниципальных образованиях.
Глава муниципального образования обладает определенной спецификой избрания. Данная должность может замещаться в результате как муниципальных выборов, так и при избрании представительным органом муниципального образования в том числе из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом, глава муниципального образования может быть назначен главой местной администрации в случае заключения с данным лицом соответствующего контракта.
Однако, уровень правосознания граждан в вопросах местного самоуправления остается стабильно плохим. Граждане, которые должны являться одним из субъектов местного самоуправления, источником его власти, считают, что органы местного самоуправления являются продолжением системы органов государственной власти субъектов.
Нередки ситуации, когда система, предусматривающая выдвижение лучших представителей своего муниципального образования для управления на определенной территории, в результате отсутствия заинтересованности граждан теряет свой смысл и начинает включать в себя так называемых «варягов» — управленцев, фактически назначенных из других субъектов федерации и не знакомых с ситуацией на месте, ее спецификой развития. Фактически, в результате проявления данной ситуации происходит некоторое сращивание местного самоуправления и государственной власти, так как появляется возможность «управлять» назначенными со стороны лицами. Решением данной проблемы могло бы стать установление определенного ценза проживания для лиц, назначаемых на должности в местном самоуправлении. [4]
Таким образом, местное самоуправление представляет из себя властный институт, направленный на разрешение населением определенного муниципального территориального образования вопросов местного значения с учетом собственных интересов и особенностей исторического развития. По своей сути, местное самоуправление является наиболее приближенным к населению путем выражения власти многонационального народа, а также органами, обеспечивающими защиту тех интересов граждан, которые основаны на их совместном проживании на определенной территории.
С помощью местного самоуправления осуществляется децентрализация власти на местах, обеспечивается самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Фактически в Российской Федерации существует система, при которой население имеет право избираться в органы местного самоуправления и действовать в его рамках, а государство должно создать все возможности непосредственной реализации инициатив и деятельности для разрешения конкретных вопросов. Но местное самоуправление, как и многие другие властные институты в Российской Федерации, имеет определенные проблемы, которые мешают стабильному развитию институтов государства и общества.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //«Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
- Местное самоуправление как форма публичной власти народа в Российской Федерации: учеб. пособие / А. А. Уваров. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 320 с.
- Кузин Д. А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Киберленинка URL: https: // cvberleninka.ru/ article/ n/ ponvatie- suschnost-i-sistema-organov-mestnogo-samoupravleniya-rossiyskoy- federatsii (дата обращения 02.06.2019).
- Постова H. B. Муниципальное право России. [Электронный ресурс] / Институт экономики и права Ивана Кушнира URL http://be5.biz/pravo/m002/index.html (дата обращения 02.06.2019).
- Васильев В. И. Муниципальное право РФ [Электронный ресурс] / Институт экономики и права Ивана Кушнира URL http://be5.biz/pravo/m005/index.html (дата обращения 02.06.2019).