К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 22.06.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Каира, В. А. К вопросу об отражении дохристианских представлений славян в древнерусских летописях и во внелетописной письменной традиции / В. А. Каира. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/524/116021/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.

Ключевые слова : мифология славян, язычество, источники.

При реконструкции дохристианских представлений славян важную роль играют древнерусские летописи и внелетописная письменная традиция. Так, письменные свидетельства восточных славян датируются не раньше начала XI столетия. Летописи же зарождается в XII в. Ранние списки, дошедшие до нас, датируются XIV и более поздними веками. Отдельные ранние внелетописные источники датируются XI столетием. В тоже время, современное источниковеденье нам будет в помощь. Так, мы обратим внимание на наиболее раннюю часть летописи, известную нам как «Повесть временных лет» (далее ПВЛ) [10, с. 383–397]. Её различные списки позволяют нам увидеть некоторые намёки на дохристианские представления славян на мироустройство.

В ПВЛ описание язычества фрагментарно. Вначале мы рассмотрим т. н. «тризну». Так, ПВЛ нам говорит, что славяне «делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники…» [10, с. 15]. Изначально, тризна это — военная игра по умершим, соединенная с пиром, связанная с понятием о пире как смерти в бою [10, с. 294]. Так возникла «триада» «несение в ладье, сожжение, тризна». Также, археологи подтверждают сожжение Искоростеня Ольгой в отместку древлянам за Игоря. При этом, в описании ПВЛ огненные стрелы стали голубями с привязанными зажженными лучинами [10, с. 295].

Из самих богов в ПВЛ нам встречаются имена Перуна-громовержца, и Велеса, скотьего бога. Их именами русские князья клянутся соблюдать с греками мирные договора после различных походов Руси против Византии. Так, существуют договора Вещего Олега за 907 г. [10, с. 23–25], Игоря Рюриковича 945 г. [10, с. 32–37], а также Святослава Игоревича и его воеводы Свенельда за 971 г. [10, с. 47–51] с ромеями. Эти боги очень значимы, ведь русские ими клянутся исполнять договор также, как и греки христианским богом. Другим свидетельством о славянском язычестве в ПВЛ является упоминание списка русских богов под 980 г., где есть рассказ о святилище Владимира в Киеве. Там упомянуты поставленные идолы Перуна «с серебряной головой и золотыми усами», Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши [10, с. 54]. Далее, князь Владимир принимает в византийской Корсуни христианство, женится на сестре ромейского басилевса Василия II Анне. И всё меняется: князь и его дружина повергают идолов, секут их мечам, сжигают и пр. У Перуна же была самая незавидная судьба, т. к. над его кумиром больше всего надругались. Ведь его же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами [10, с. 79–80]. Затем, идол Перуна повлекли по Ручью к Днепру, но, как это было неприятно христианской уже к тому времени верхушке Руси, его «оплакивали неверные». После, идол кинули в Днепр» [10, с. 80]. Ну, и наконец, Владимир приказал рубить и ставить церкви, причём там, где раньше стояли языческие идолы [10, с. 81].

Далее, мы переходим к внелетописной средневековой письменной традиции восточных славян. И, первым источником на наше рассмотрение станет т. н. «Память и Похвала Иакова Мниха князю Владимиру Святославичу». Там речь идёт о том, что князь Владимир «отверг и попрал» множество богов, а точнее «бесов», где из всех Божеств названы только имена Перуна и Хорса [9, с. 284]. Здесь следует заметить, что после принятия христианства появились разного рода т. н. «Слова» и «Поучения», направленные против старой религии [8, с. 37]. Созданы они были с XI по XIII, максимум XIV вв. В частности, «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере». Особенностью этого источника является то, что в числе Владимирова пантеона Симаргл отсутствует, а вместо него некие Сим и Регл, Сварог заменён Сварожичем [9, с. 239], а вместе с Мокошью идут вилы, которых «тридцать девять сестриц»; после же идёт упоминание пиров в честь божеств, и нам впервые встречаются род и рожаницы [9, с. 241]. Это той же практики в честь рода и рожаниц касается и «Вопрошание Кириково»: «Аже се роду и роженице крают хлебы, и сиры, и мед? — Бороняше велми: негде, рече, молвит: „горе пьющим роженице!“» [1]. Далее, по списку будет т. н. «Слово святого Григория, изобретено в толцех», также известное как «Слово об идолах» [4, с. 17–35], которое восходит к поучению константинопольского патриарха IV в. Григория Назианзина, именуемого Григорием Богословом, и является его переработкой. Неизвестный древнерусский автор использовал осуждение греческих богов, дополнив его обличительным текстом о славянских богах. Уже в этом источнике дополнением является наличие богов Дивы, Переплута и упырей с берегинями [4, с. 22–25]; того, что род и рожаница с Артемидой и Артемидом у греков сближаются. Ну, и есть в этом источнике такая иерархия почитания божеств, что первее всех у славян были упыри и берегини, после появились род и рожаницы, а культы других богов во главе с Перуном появились позднее всего [4, с. 22–25].

Другим важным источником является «Хождение Пресвятой Богородицы по мукам». В нём мы также можем встретить упоминания о славянских богах. [3, с. 13] По сюжету данного апокрифа Божья Матерь наблюдает в аду те муки, которые испытывают неправедные души. Их ей показывает архангел Михаил [3, с. 13]. Так, в этом тексте святила, т. е. солнце и месяц, стихии, т. е. земля и животные сопоставляются с богами Хорсом, Велесом, Перуном, а также присутствует новый, не встречавшийся прежде бог Траян, к которому мы ещё вернёмся позже [9, с. 165]. Ещё одним важным для нас источником будет сочинение «Слово Златоуста о том, как первые язычники веровали в идолы», основанное в частности, на Слове Григория [4, с. 55]. В нём также упоминаются упыри и берегини, которых, как и вил в одном из предыдущих источников, тридцать девять, а также мольбы и пиршества с «резаньем кур». Есть и Сварожич, род заменён Артемидом [4, с. 59]. Также, интересен другой апокриф, а именно «Беседа трёх святителей». В нём содержится разговор между Григорием Богословом, Василием Кесарийским и Иоанном Златоустом, состоящий из вопросов, а также из ответов на них. Так, на вопрос «От чего происходит гром и молния?» в разных рукописях даются различные ответы [3, с. 16]. И, в одном сборнике из Троицко-Сергиевой лавры под № 769 [3, с. 32] вопрос задаёт Иоанн, а Василий отвечает ему, что «есть два ангела грома…». Одного он называет «эллинским старцем Перуном», а второго — «Хорсом-жидовином» [3, с. 16].

Последним важнейшим для нас источником является «Слово о полку Игореве. Там мы встречаем имена Велеса, Дажьбога и Стрибога. Они используются в отеческом смысле. И, если у Стрибога «внуками» являются просто ветра, которые «веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы», то по отношению к Даждьбогу и Велесу внуками являются сам русичи. Также, в «Слове…» упоминаются «Трояновы века», а также «Троянова земля». Эти выражения отсылают на к персонажу по имени «Траян», который выше был упомянут в «Хождение Пресвятой Богородицы по мукам». В контексте «Слова о полку Игореве» понятие «Трояновой земли» могло бы означать связь Древней Руси с этим божеством. Что же касается других богов [3, с. 16], например, Хорса, то в других переводах «Слова…» [2, с. 560, 570], мы узнаём об оборотничестве полоцкого князя Всеслава Брячиславича, когда за одну только ночь он из Киева в Тмутаракань может добраться [2, с. 560, 570]. Также, в тексте можно встретить таких мифологических персонажей, как Карна и Желя (или Жля). Они «кличут» «храбрый Игорев полк», который «не воскресить», при этом «скача по Русской земле» [2, с. 571]. Последними мифологическими образами Слова в нашем исследовании будут Див и Дева-Обида. Так, Див, «кличет на верху древа», «ввергается на землю», что знаменует собой горе. [12]. Вообще, согласно Далю, Див — это зловещая птица, вероятно пугач или филин [13, с. 447]. Подобна ему и Дева-Обида, являющаяся олицетворением беды [2, с. 631]. Также и с Ефросиньей Ярославной, которая, плача по мужу в Путивле, хочет «чечёткой полетать по Дунаю» [12].

Так, мы перечислили и охарактеризовали древнерусские летописи и источники внелетописной средневековой письменной традиции славян, в которых нашло отражение проявления их представлений о мироустройстве. Мы можем заключить, что в совокупности они доносят фрагменты представлений о дохристианской мифологической традиции наших предков. Также, есть источники, очень богатые культурным и фольклорным материалом. Они имеют для русского самосознания огромную как историческую, так и культурную ценность.

Литература:

  1. 1130–1156 г. Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov/pamjatniki-drevne-russkogo-kanonicheskogo-prava/2_1
  2. Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева [и др.]. — Санкт-Петербург: Наука, 1997-. Т. 4: XII век. Т. 4. — 2004. — 685, [2] с.
  3. Васильев, М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиоз.-мифол. взаимодействие с иран. миром: Языч. реформа князя Владимира / М. А. Васильев; Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения. — Москва: Индрик, 1999. — 325, [1] с.
  4. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. [М.], 1913. Т. 2: Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе.
  5. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М.: Рос. энцикл., 1994. [Т.] 1: А-К. — Москва: Рос. энцикл., 1994. — 671 с.: ил.
  6. Ловмянский, Генрик. Религия славян и ее упадок (VI-XII вв.) / Генрик Ловмянский; [Пер. с пол. М. В. Ковальковой]. — СПб.: Академ. проект, 2003. — 508 с. — С. 435.
  7. Мансикка Вильо Й.. Труды по религии восточных славян [Текст] / В. Й. Мансикка; Институт славяноведения РАН, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва: Форум, 2016. — 685 с.
  8. Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке [Текст] / Николай Михайлов. — Москва: Ин-т славяноведения РАН, 2017. — 342 с.
  9. Памятники общественной мысли Древней Руси. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010- Т. 1: Домонгольский период. т. 1. — 2010. — 686 с.
  10. Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. Ил. М. М. Мечева. — СПб.: Вита Нова, 2012. — 512 с.
  11. Слово о полку Игореве [Текст] / [Вступ. статья Л. А. Дмитриева и В. Л. Виноградовой, с. 5–49]; [Подготовка текста и коммент. Л. А. Дмитриева]. — Ленинград: Сов. писатель, 1952. — VIII, 46, 308 с., 1 л. табл.; 20 см. — (Б-ка поэта. Большая серия).
  12. Слово о полку Игореве. Перевод В. Жуковского [Электронный ресурс] // Интернет Библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/1375/p.1/index.html
  13. Толковый словарь живого великорусского языка / [Соч.] Владимира Даля. — 2-е изд., испр. и знач. умнож. по рукописи авт. Т. 1–4. — Санкт-Петербург; Москва: М. О. Вольф, 1880–1882.
Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, источник, бог, дохристианское представление славян, Днепр, идол, Киев, Пресвятая Богородица, Слово, средневековая письменная традиция.


Ключевые слова

источники, язычество, мифология славян

Похожие статьи

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка в XIX–ХX вв. (историографический аспект)

Представлен историографический аспект изучения памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. Рассмотрены и проанализированы основные публикации по рассматриваемой проблематике. Хронологически рассмотрен период с XIX до начала XX...

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

«История государства Российского» Н. М. Карамзина и «История русского народа» Н. А. Полевого через призму «открытия» российской государственности в корреляции с летописным известием о 862 г.

В статье автор, исследуя работы Н. М. Карамзина «История государства Российского» и Н. А. Полевого «История русского народа», пытается определить, каким образом историки интерпретируют летописное известие о 862 г. Благодаря работе Карамзина событие о...

Историографический вклад В. Г. Васильевского в изучение русско-византийских отношений

В статье автор исследует вклад и значение трудов В. Г. Васильевского как отечественного историографа в изучение взаимоотношений Руси и Византии, а также их взаимовлияние.

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Похожие статьи

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка в XIX–ХX вв. (историографический аспект)

Представлен историографический аспект изучения памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XIX-XX вв. Рассмотрены и проанализированы основные публикации по рассматриваемой проблематике. Хронологически рассмотрен период с XIX до начала XX...

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

«История государства Российского» Н. М. Карамзина и «История русского народа» Н. А. Полевого через призму «открытия» российской государственности в корреляции с летописным известием о 862 г.

В статье автор, исследуя работы Н. М. Карамзина «История государства Российского» и Н. А. Полевого «История русского народа», пытается определить, каким образом историки интерпретируют летописное известие о 862 г. Благодаря работе Карамзина событие о...

Историографический вклад В. Г. Васильевского в изучение русско-византийских отношений

В статье автор исследует вклад и значение трудов В. Г. Васильевского как отечественного историографа в изучение взаимоотношений Руси и Византии, а также их взаимовлияние.

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Государственная идеология Византии

В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...

Задать вопрос