В статье автор анализирует дохристианские представления славян, обращаясь к древнерусской летописной и внелетописной традиции.
Ключевые слова : мифология славян, язычество, источники.
При реконструкции дохристианских представлений славян важную роль играют древнерусские летописи и внелетописная письменная традиция. Так, письменные свидетельства восточных славян датируются не раньше начала XI столетия. Летописи же зарождается в XII в. Ранние списки, дошедшие до нас, датируются XIV и более поздними веками. Отдельные ранние внелетописные источники датируются XI столетием. В тоже время, современное источниковеденье нам будет в помощь. Так, мы обратим внимание на наиболее раннюю часть летописи, известную нам как «Повесть временных лет» (далее ПВЛ) [10, с. 383–397]. Её различные списки позволяют нам увидеть некоторые намёки на дохристианские представления славян на мироустройство.
В ПВЛ описание язычества фрагментарно. Вначале мы рассмотрим т. н. «тризну». Так, ПВЛ нам говорит, что славяне «делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники…» [10, с. 15]. Изначально, тризна это — военная игра по умершим, соединенная с пиром, связанная с понятием о пире как смерти в бою [10, с. 294]. Так возникла «триада» «несение в ладье, сожжение, тризна». Также, археологи подтверждают сожжение Искоростеня Ольгой в отместку древлянам за Игоря. При этом, в описании ПВЛ огненные стрелы стали голубями с привязанными зажженными лучинами [10, с. 295].
Из самих богов в ПВЛ нам встречаются имена Перуна-громовержца, и Велеса, скотьего бога. Их именами русские князья клянутся соблюдать с греками мирные договора после различных походов Руси против Византии. Так, существуют договора Вещего Олега за 907 г. [10, с. 23–25], Игоря Рюриковича 945 г. [10, с. 32–37], а также Святослава Игоревича и его воеводы Свенельда за 971 г. [10, с. 47–51] с ромеями. Эти боги очень значимы, ведь русские ими клянутся исполнять договор также, как и греки христианским богом. Другим свидетельством о славянском язычестве в ПВЛ является упоминание списка русских богов под 980 г., где есть рассказ о святилище Владимира в Киеве. Там упомянуты поставленные идолы Перуна «с серебряной головой и золотыми усами», Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши [10, с. 54]. Далее, князь Владимир принимает в византийской Корсуни христианство, женится на сестре ромейского басилевса Василия II Анне. И всё меняется: князь и его дружина повергают идолов, секут их мечам, сжигают и пр. У Перуна же была самая незавидная судьба, т. к. над его кумиром больше всего надругались. Ведь его же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами [10, с. 79–80]. Затем, идол Перуна повлекли по Ручью к Днепру, но, как это было неприятно христианской уже к тому времени верхушке Руси, его «оплакивали неверные». После, идол кинули в Днепр» [10, с. 80]. Ну, и наконец, Владимир приказал рубить и ставить церкви, причём там, где раньше стояли языческие идолы [10, с. 81].
Далее, мы переходим к внелетописной средневековой письменной традиции восточных славян. И, первым источником на наше рассмотрение станет т. н. «Память и Похвала Иакова Мниха князю Владимиру Святославичу». Там речь идёт о том, что князь Владимир «отверг и попрал» множество богов, а точнее «бесов», где из всех Божеств названы только имена Перуна и Хорса [9, с. 284]. Здесь следует заметить, что после принятия христианства появились разного рода т. н. «Слова» и «Поучения», направленные против старой религии [8, с. 37]. Созданы они были с XI по XIII, максимум XIV вв. В частности, «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере». Особенностью этого источника является то, что в числе Владимирова пантеона Симаргл отсутствует, а вместо него некие Сим и Регл, Сварог заменён Сварожичем [9, с. 239], а вместе с Мокошью идут вилы, которых «тридцать девять сестриц»; после же идёт упоминание пиров в честь божеств, и нам впервые встречаются род и рожаницы [9, с. 241]. Это той же практики в честь рода и рожаниц касается и «Вопрошание Кириково»: «Аже се роду и роженице крают хлебы, и сиры, и мед? — Бороняше велми: негде, рече, молвит: „горе пьющим роженице!“» [1]. Далее, по списку будет т. н. «Слово святого Григория, изобретено в толцех», также известное как «Слово об идолах» [4, с. 17–35], которое восходит к поучению константинопольского патриарха IV в. Григория Назианзина, именуемого Григорием Богословом, и является его переработкой. Неизвестный древнерусский автор использовал осуждение греческих богов, дополнив его обличительным текстом о славянских богах. Уже в этом источнике дополнением является наличие богов Дивы, Переплута и упырей с берегинями [4, с. 22–25]; того, что род и рожаница с Артемидой и Артемидом у греков сближаются. Ну, и есть в этом источнике такая иерархия почитания божеств, что первее всех у славян были упыри и берегини, после появились род и рожаницы, а культы других богов во главе с Перуном появились позднее всего [4, с. 22–25].
Другим важным источником является «Хождение Пресвятой Богородицы по мукам». В нём мы также можем встретить упоминания о славянских богах. [3, с. 13] По сюжету данного апокрифа Божья Матерь наблюдает в аду те муки, которые испытывают неправедные души. Их ей показывает архангел Михаил [3, с. 13]. Так, в этом тексте святила, т. е. солнце и месяц, стихии, т. е. земля и животные сопоставляются с богами Хорсом, Велесом, Перуном, а также присутствует новый, не встречавшийся прежде бог Траян, к которому мы ещё вернёмся позже [9, с. 165]. Ещё одним важным для нас источником будет сочинение «Слово Златоуста о том, как первые язычники веровали в идолы», основанное в частности, на Слове Григория [4, с. 55]. В нём также упоминаются упыри и берегини, которых, как и вил в одном из предыдущих источников, тридцать девять, а также мольбы и пиршества с «резаньем кур». Есть и Сварожич, род заменён Артемидом [4, с. 59]. Также, интересен другой апокриф, а именно «Беседа трёх святителей». В нём содержится разговор между Григорием Богословом, Василием Кесарийским и Иоанном Златоустом, состоящий из вопросов, а также из ответов на них. Так, на вопрос «От чего происходит гром и молния?» в разных рукописях даются различные ответы [3, с. 16]. И, в одном сборнике из Троицко-Сергиевой лавры под № 769 [3, с. 32] вопрос задаёт Иоанн, а Василий отвечает ему, что «есть два ангела грома…». Одного он называет «эллинским старцем Перуном», а второго — «Хорсом-жидовином» [3, с. 16].
Последним важнейшим для нас источником является «Слово о полку Игореве. Там мы встречаем имена Велеса, Дажьбога и Стрибога. Они используются в отеческом смысле. И, если у Стрибога «внуками» являются просто ветра, которые «веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы», то по отношению к Даждьбогу и Велесу внуками являются сам русичи. Также, в «Слове…» упоминаются «Трояновы века», а также «Троянова земля». Эти выражения отсылают на к персонажу по имени «Траян», который выше был упомянут в «Хождение Пресвятой Богородицы по мукам». В контексте «Слова о полку Игореве» понятие «Трояновой земли» могло бы означать связь Древней Руси с этим божеством. Что же касается других богов [3, с. 16], например, Хорса, то в других переводах «Слова…» [2, с. 560, 570], мы узнаём об оборотничестве полоцкого князя Всеслава Брячиславича, когда за одну только ночь он из Киева в Тмутаракань может добраться [2, с. 560, 570]. Также, в тексте можно встретить таких мифологических персонажей, как Карна и Желя (или Жля). Они «кличут» «храбрый Игорев полк», который «не воскресить», при этом «скача по Русской земле» [2, с. 571]. Последними мифологическими образами Слова в нашем исследовании будут Див и Дева-Обида. Так, Див, «кличет на верху древа», «ввергается на землю», что знаменует собой горе. [12]. Вообще, согласно Далю, Див — это зловещая птица, вероятно пугач или филин [13, с. 447]. Подобна ему и Дева-Обида, являющаяся олицетворением беды [2, с. 631]. Также и с Ефросиньей Ярославной, которая, плача по мужу в Путивле, хочет «чечёткой полетать по Дунаю» [12].
Так, мы перечислили и охарактеризовали древнерусские летописи и источники внелетописной средневековой письменной традиции славян, в которых нашло отражение проявления их представлений о мироустройстве. Мы можем заключить, что в совокупности они доносят фрагменты представлений о дохристианской мифологической традиции наших предков. Также, есть источники, очень богатые культурным и фольклорным материалом. Они имеют для русского самосознания огромную как историческую, так и культурную ценность.
Литература:
- 1130–1156 г. Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov/pamjatniki-drevne-russkogo-kanonicheskogo-prava/2_1
- Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева [и др.]. — Санкт-Петербург: Наука, 1997-. Т. 4: XII век. Т. 4. — 2004. — 685, [2] с.
- Васильев, М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиоз.-мифол. взаимодействие с иран. миром: Языч. реформа князя Владимира / М. А. Васильев; Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения. — Москва: Индрик, 1999. — 325, [1] с.
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. [М.], 1913. Т. 2: Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе.
- Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М.: Рос. энцикл., 1994. [Т.] 1: А-К. — Москва: Рос. энцикл., 1994. — 671 с.: ил.
- Ловмянский, Генрик. Религия славян и ее упадок (VI-XII вв.) / Генрик Ловмянский; [Пер. с пол. М. В. Ковальковой]. — СПб.: Академ. проект, 2003. — 508 с. — С. 435.
- Мансикка Вильо Й.. Труды по религии восточных славян [Текст] / В. Й. Мансикка; Институт славяноведения РАН, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва: Форум, 2016. — 685 с.
- Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке [Текст] / Николай Михайлов. — Москва: Ин-т славяноведения РАН, 2017. — 342 с.
- Памятники общественной мысли Древней Руси. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010- Т. 1: Домонгольский период. т. 1. — 2010. — 686 с.
- Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. Ил. М. М. Мечева. — СПб.: Вита Нова, 2012. — 512 с.
- Слово о полку Игореве [Текст] / [Вступ. статья Л. А. Дмитриева и В. Л. Виноградовой, с. 5–49]; [Подготовка текста и коммент. Л. А. Дмитриева]. — Ленинград: Сов. писатель, 1952. — VIII, 46, 308 с., 1 л. табл.; 20 см. — (Б-ка поэта. Большая серия).
- Слово о полку Игореве. Перевод В. Жуковского [Электронный ресурс] // Интернет Библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/1375/p.1/index.html
- Толковый словарь живого великорусского языка / [Соч.] Владимира Даля. — 2-е изд., испр. и знач. умнож. по рукописи авт. Т. 1–4. — Санкт-Петербург; Москва: М. О. Вольф, 1880–1882.