Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Ромашов, Р. Ю. Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности / Р. Ю. Ромашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116030/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящей статье автор рассматривает проблемы в контрольной (надзорной) деятельности, связанные с заменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий на плановые профилактические визиты, в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), обязательные требования, органы государственной власти, контролируемое лицо, профилактический визит, плановые проверки.

В настоящее время в Российской Федерации в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности государственных органов власти за соблюдением обязательных требований, профилактика нарушений имеет первостепенное значение.

Вступивший в законную силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, во взаимосвязи с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» существенно расширяет перечень профилактических контрольных (надзорных) мероприятий, которые в настоящее время позволяют государственным органам эффективно осуществлять контрольные (надзорные) полномочия, не принимая по отношению к контролируемым лицам мер плескательного характера.

Президент Российской Федерации в 2023 году отметил, что: «Если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, то его вообще не должны проверять — ни в плановом порядке, ни во внеплановом. Достаточно профилактических мероприятий». [1]

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ содержит 7 видов профилактических мероприятий, к которым относится в том числе информирование, консультирование, объявление предостережения, профилактический визит и другие

Из статьи 52 данного Федерального закона следует, что одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами в рамках осуществления полномочий и представляет собой, как правило беседу инспектора с контролируемым лицом, в ходе которой, оно информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля. [2]

Министр экономического развития Российской Федерации отметил, что замена проверок профилактическими визитами — снижает избыточную административную и финансовую нагрузку на объекты контроля, а также смещает акцент с фиксации нарушений на их предупреждение. [3]

Согласно Толкового словаря Ожегова С. И. профилактика — «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка», визит — «посещение, преимущ. Официальное». [4]

А. С. Евдокимов и П. П. Сергун считают, что именно процедура профилактического визита в системе профилактических мероприятий является максимально приближенной по смыслу и содержанию к контрольным (надзорным)мероприятиям: осуществляется выход на объект, взаимодействие с контролируемым лицом. возможна даже процедура выдачи предписания. Данное профилактическое мероприятие имеет максимально реалистичный инструмент воздействия на контрольно-надзорные правоотношения, прежде всего превентивными мерами (разъяснения, консультирование и т. д.) [5]

Хатулаева В. У. полагает, что профилактический визит является превентивным, а не контрольным (надзорным) мероприятием, которое проводится в консультационных и информационных целях. [6].

Вступление в силу 10 марта 2022 года Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», целью которого является снижение нагрузки на предпринимателей в условиях санкций, подход к проведению профилактических визитов существенно изменился к ряду определённых контролируемых лиц и объектов контроля.

В соответствии с п. 11(4) данного постановления, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей заменены на плановые профилактические визиты, продолжительностью один день. При этом, такой профилактический визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. [7]

Кроме того, по результатам такого профилактического визита, в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемому лицу может быть выдано предписание об устранении нарушении в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Поскольку профилактический визит, целю которого является оценка соблюдения обязательных требований проводится за один рабочий день, то инспектор, проводя данное контрольное (надзорное) мероприятие в полной мере не может выполнить свои контрольные (надзорные) полномочия, за такой очень короткий период времени, что является на мой взгляд одной из главных проблем, которая не учтена законодателем.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, объектами контроля являются: деятельность, действия (бездействия) граждан и организаций, результаты деятельности, здания сооружения помещения и т. п.

Такой профилактический визит проводится по месту нахождения объектов контроля.

По смыслу положений действующего законодательства Российской Федерации инспектор обязан провести такой профилактический визит условно за 8 часов, в который входит: выход на объект контроля, проведение контрольных (надзорных) действий (осмотр, отбор проб и т. д.) и оформление соответствующих документов.

При этом законодателем не учтено, что контролируемое лицо может иметь в своём распоряжении огромное количество объектов контроля, которые могут быть расположены совершенно по разным адресам.

Например, проведение такого профилактического визита в рамках Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) [8] в отношении ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России за один рабочий день невозможно ввиду наличия огромного количества объектов контроля [9]

Кроме того, к деятельности ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России предъявляется расширенный перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) [10]

Таким образом, при проведении профилактического визита с целью оценки соблюдения обязательных требований, за один рабочий день инспектору приходится делать выбор, какие объекты контроля проверить, а какие оставить без внимания, что не позволит в полной мере выполнить контрольные (надзорные) полномочия.

В связи с тем, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия были заменены на профилактические визиты в целях оценки соблюдения обязательных требований продолжительностью один рабочий день, то можно сделать вывод о недостаточности количества времени для проведения таких контрольных (надзорных) мероприятий для достижения общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Литература:

  1. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума — Стенограмма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/71445, свободный;
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007;
  3. Максим Решетников: система профилактики окончательно внедрена в деятельность контрольных ведомств. — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_sistema_profilaktiki_okonchatelno_vnedrena_v_deyatelnost_kontrolnyh_vedomstv.html;
  4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.;
  5. Евдокимов А. С., Сергун П. П. Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия // Административное право и процесс 2023. N 7. С. 7.;
  6. Хатуаев В. У. Об убеждении как основном общем методе реализации государственной власти: состояние и некоторые проблемы совершенствования // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 9.;
  7. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 23.05.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // «Собрание законодательства РФ», 14.03.2022, N 11, ст. 1715;
  8. Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2021, N 28 (часть II), ст. 5530.;
  9. Структура Университета. — Текст: электронный // ПИМУ: [сайт]. — URL: https://pimunn.ru/university/about-university/structure/;
  10. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)» (утв. Роспотребнадзором) // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): профилактический визит, Российская Федерация, государственный контроль, контролируемое лицо, муниципальный контроль, мероприятие, контроль, надзор, требование, цель оценки соблюдения.


Похожие статьи

Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности: привлечение к административной ответственности

В настоящей статье автор рассматривает проблемы в контрольной (надзорной) деятельности, связанные с заменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий на профилактические визиты и возможностью привлечения к административной ответственности, в услов...

Проверки как одна из форм государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности

В статье рассматривается один из основных инструментов государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности — проведение различного рода проверок. Отмечается важная роль проверочных мероприятий для регулирования указанной сфер...

Проблемы применения мер принуждения в оперативно-розыскной деятельности

В данной статье рассматривается проблема применения инструментов принуждения в рамках оперативно-розыскной деятельности, а именно использование уголовно-процессуальных средств принуждения. Авторы высказывают предложение, которое направлено на соверше...

К вопросу об осуществлении правообеспечительных мероприятий при производстве обыска

В статье с учетом доктринальных разработок рассматривается система мероприятий, обеспечивающих защиту прав и свобод при производстве обыска. Делается вывод, что указанная деятельность протекает в строго процессуальном порядке и является многоуровнево...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

К проблеме оценки доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности

В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки судом доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Уделяется внимание некоторым ошибкам оперативных работников при проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформлени...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Особенности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при осуществлении профилактической деятельности

В рамках статьи охарактеризовано такое направление взаимодействия следователя и сотрудников органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как профилактическая деятельность. На основании подробного анализа сделан ряд выводов, в том числе ...

Проблемы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами

В статье автором рассматриваются отдельные вопросы, связанные со взаимодействием следователя со оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Делается вывод о том, что в рассматриваемой области имеются некоторые проблемы. В ча...

Похожие статьи

Профилактический визит как альтернатива плановым контрольным (надзорным) мероприятиям в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности: привлечение к административной ответственности

В настоящей статье автор рассматривает проблемы в контрольной (надзорной) деятельности, связанные с заменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий на профилактические визиты и возможностью привлечения к административной ответственности, в услов...

Проверки как одна из форм государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности

В статье рассматривается один из основных инструментов государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности — проведение различного рода проверок. Отмечается важная роль проверочных мероприятий для регулирования указанной сфер...

Проблемы применения мер принуждения в оперативно-розыскной деятельности

В данной статье рассматривается проблема применения инструментов принуждения в рамках оперативно-розыскной деятельности, а именно использование уголовно-процессуальных средств принуждения. Авторы высказывают предложение, которое направлено на соверше...

К вопросу об осуществлении правообеспечительных мероприятий при производстве обыска

В статье с учетом доктринальных разработок рассматривается система мероприятий, обеспечивающих защиту прав и свобод при производстве обыска. Делается вывод, что указанная деятельность протекает в строго процессуальном порядке и является многоуровнево...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

К проблеме оценки доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности

В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки судом доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Уделяется внимание некоторым ошибкам оперативных работников при проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформлени...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Особенности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при осуществлении профилактической деятельности

В рамках статьи охарактеризовано такое направление взаимодействия следователя и сотрудников органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как профилактическая деятельность. На основании подробного анализа сделан ряд выводов, в том числе ...

Проблемы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами

В статье автором рассматриваются отдельные вопросы, связанные со взаимодействием следователя со оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Делается вывод о том, что в рассматриваемой области имеются некоторые проблемы. В ча...

Задать вопрос