Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ершов, Е. Ю. Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации / Е. Ю. Ершов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116080/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует нормативные основы, проблемы и направления совершенствования системы стратегического планирования в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регионы, Российская Федерация.

Стратегическое планирование является одной из ключевых составляющих государственного управления государства. В масштабах такого государства, как Российская Федерация, важной составляющей стратегического управления и планирования выступает определение направлений, программ, показателей и пр. не только на федеральном, но и региональном уровне.

Значимость уровня регионов России определяется тем фактом, что и именно в них происходит практическая реализация стратегических принципов и программ, принятых на высшем государственном уровне. Таким образом, одним из значимых вопросов организации системы стратегического планирования становится процесс согласования федеральных и региональных решений и документов.

Рассмотрение этого вопроса, а также ряда других, определяющих процесс совершенствования системы стратегического планирования регионов России, является актуальной исследовательской задачей и составляет цель статьи.

Ее осуществление предполагает решение задач. Среди них:

  1. Краткое обозначение нормативной базы системы стратегического планирования на национальном и региональном уровнях РФ;
  2. Выявление проблемных аспектов и направлений совершенствования системы стратегического планирования регионов РФ.

Теоретическую базу исследования преимущественно составили работы авторов, изучавших актуальное состояние системы стратегического планирования РФ на национальном и региональном уровнях [1, 2,3].

Методологическая основа статьи базируется на системном подходе, позволяющем рассматривать стратегическое планирование в РФ в качестве единой системной совокупности нормативных документов и прикладных решений их реализации. Методами исследования стали общенаучные принципы анализа, синтеза, сравнения, систематизации, а также прикладной метод анализа нормативных документов.

В первую очередь стоит отметить, что формирование нормативной базы по стратегическому планированию в РФ и ее регионах стоит относить к началу 2000-х гг. В 2002 г. были приняты первые федеральные целевые программы, которые наряду с государственными, отраслевыми и региональными программами, стали инструментами решения задач стратегического планирования страны. Еще одним важным этапом стала начавшаяся в 2006 г. реализация национальных проектов. Далее, согласно Указу Президента 2012 г., определявшего долгосрочные принципы экономической политики РФ, в 2014 г. был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании» [4].

В соответствии с ним был определена действующая на сегодняшний день система стратегического планирования в российских регионах. Она должна включать такие документы как региональные стратегии развития, госпрограммы регионов, региональные бюджетные и социально-экономические прогнозы, а также планы по осуществлению стратегии и прогнозов. Стоит отметить, что все обозначенные категории документов приняты субъектами Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что в данный момент система стратегического планирования субъектов федерации России имеет свою нормативную базу, обеспеченную как на федеральном (в формате национальных проектов, целенных программ, и пр.), так и региональном уровнях. Это не отменяет наличие ряда проблемных аспектов в системе регионального стратегического планирования, решение которых обеспечит процесс ее совершенствования. Одним из ключевых стоит назвать вопрос «вертикальной» и «горизонтальной» согласованности документов стратегического планирования и мер по их реализации.

«Вертикальная» несогласованность связана с проблемами синхронизации документов федерального и регионального уровней. Она находит выражение в широком спектре формальных и содержательных аспектов: начиная со сроков региональных стратегий, которые на данный момент весьма различны и варьируются от 2025 до 2031 гг. (при том, что один из последних Указ определяет национальные цели развития РФ до 2030 г. [5]) и заканчивая содержанием региональных стратегий и федеральных документов стратегического планирования, которые, по мнениям исследователей нуждаются в регламенте, системе согласования.

Проблема «горизонтальной» несогласованности обусловлена тем, что даже на уровне одного субъекта, различные документы стратегического планирования, такие, например, как стратегия и государственные программы регионального уровня, могут расходиться в категориях целевых показателей и других значимых позиций.

Устранение указанных несогласованностей, реализуемое путем корректировки нормативных документов стратегического планирования РФ, в частности 172-ФЗ, и принятие постановлений Правительства РФ, приведут к совершенствованию рассматриваемой системы.

Помимо этой меры по повышению эффективности системы стратегического планирования регионов РФ, стоит обозначить такие как необходимость оптимизации содержания региональных стратегий, исключающую части текста, являющиеся избыточными; актуализацию их содержания, предполагающую корректировку стратегий чаще, чем раз в шесть лет, и реализующуюся в соответствии с текущими событиями и вызовами в жизни регионов; развитие организационной структуры по реализации стратегического планирования в регионах, в том числе проведение обучающих вебинаров и семинаров, круглых столов с участием сотрудников исполнительных органов власти в регионах по вопросам планирования и прогнозирования показателей стратегического развития субъекта РФ.

Подводя выводы статьи, стоит обозначить, что на сегодняшний день система стратегического планирования на уровне субъектов РФ имеет сформированную нормативную базу и реализуется на основе развивающихся институциональных практик. Однако наличие проблем и сложностей, таких как вопросы несогласованности содержания стратегических документов предполагает необходимость совершенствования этой системы: корректировке имеющихся документов федерального и регионального уровня, повышению квалификации и ответственности сотрудников исполнительных органов, отвечающих за составление и реализацию документов стратегического планирования регионов.

Литература:

  1. Антипин, И. А. Стратегическое планирование регионов Российской Федерации: вопросы пространственного развития / И. А. Антипин, Н. Ю. Власова, О. Ю. Иванова // Управленец. — 2023. — Т. 14, № 6. — С. 50–62.
  2. Болтунов В. В. Совершенствование системы стратегического планирования в субъектах Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). № VIII. 2014. С.48–49.
  3. Санаков И. К. Инструментарий стратегического планирования регионов (на примере Камчатского края) // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т.12. № 1. С. 66–70.
  4. Федеральный закон РФ № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
  5. Указ Президента РФ № 596 от 07.05.2012. «О долгосрочной государственной экономической политике» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35260
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, региональный уровень, Российская Федерация, документ, РФ, направление совершенствования системы, нормативная база, программа, система, стратегическое планирование РФ.


Похожие статьи

Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Совершенствование концептуальных подходов к формированию внешней политики Азербайджана

Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Совершенствование организационной структуры предприятий оборонно-промышленного комплекса как путь к реализации диверсификации производства

Внедрение в органах прокуратуры системы оценки рисков при планировании прокурорских проверок

Похожие статьи

Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан)

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Совершенствование концептуальных подходов к формированию внешней политики Азербайджана

Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Совершенствование организационной структуры предприятий оборонно-промышленного комплекса как путь к реализации диверсификации производства

Внедрение в органах прокуратуры системы оценки рисков при планировании прокурорских проверок

Задать вопрос