В данной статье исследуется место прокуратуры в системе органов власти, обеспечивающих соблюдение экологического законодательства, а также в целом определяется система данных органов и их основная классификация на органы общей и специальной компетенции, которая имеет практикоориентированное значение.
Ключевые слова: прокуратура, природоохранная прокуратура, органы исполнительной власти, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство сельского хозяйства.
На данный момент в Российской Федерации существует достаточно разветвленная система органов государственной власти, которая установлена различными нормативными правовыми актами, но есть такие, которые фактически определяют структуру и систему исполнительных органов в нашей стране вот уже на протяжении 20 лет. Речь идет об Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который установил три организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также об Указе Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», определившем современную систему уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти и их соподчиненность.
Все существующие в настоящее время в этой системе органы власти можно условно разделить на органы общей и специальной компетенции. «Органы общей компетенции, к которым можно отнести Президента Российской Федерации, представительные и исполнительные органы власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, в сфере охраны окружающей среды определяют основные направления экологической политики», но определяют они эти направления наряду с иными направлениями экономической, социальной, налоговой и иной политики.
К органам специальной компетенции в сфере экологической политики относятся:
1) Министерство природных ресурсов и экологии, подведомственные ему федеральные службы и агентства, среди которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию [1];
2) Министерство сельского хозяйства и подведомственные ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству [2].
Структура перечисленных министерств с подчиненными им федеральными службами и агентствами отражена в специальных положениях о соответствующих министерствах — Министерства природных ресурсов и экологии [3] и Министерства сельского хозяйства [4].
Таким образом, можно сказать о том, что органы специальной компетенции функционируют в рамках своей более узкой и конкретизированной направленности, чем органы общей компетенции.
Вышеуказанные органы специализируются в определенных сферах, соответственно они располагают в своем штате сотрудников квалифицированными специалистами, которые точно знают, как, например, определить содержание вредных веществ в воде, атмосфере и т. п. [5]
Учитывая данные положения, положения ФЗ «О прокуратуре» п.2 ст.21 о том, что органы прокуратуры не должны подменять при осуществлении надзора собой другие государственные органы и следующие положения п.2 ст.26 указанного нормативного правового акта: «Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций»., а также ранее рассмотренные полномочия и компетенцию природоохранной прокуратуры, можно сделать вывод о том, что место природоохранной прокуратуры среди органов, обеспечивающих экологическую безопасность в том, что это надзорный орган, обязанный следить за соблюдением норм экологического законодательства специальными субъектами — органами государственной власти, включая те, которые обладают контрольно-разрешительными полномочиями в сфере соблюдения норм экологического права только среди большего круга лиц (так как к ним относятся «частные» лица), чем природоохранная прокуратура.
Литература:
- Структура и контакты Министерства природных ресурсов и экологии РФ // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2024. URL: https://www.mnr.gov.ru/about/statute/
- Руководство Министерства сельского хозяйства РФ // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2024. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (ред. от 18.10.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188947/42bb01d64c5d3165449227cb2ef0982a39d33989/ (дата обращения 20.01.24)
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 30.11.2023) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/8f4bfaff3f94af8204744bc453c222e05a93f1f0/ (дата обращения 20.01.24)
- Бывальцева С. Г. Разграничение компетенции органов экологического надзора и прокуратуры в сфере охраны окружающей среды // Бизнес. Менеджмент и Право. 2013. № 1. С.73