Следственные изоляторы (далее — СИЗО) в отличие от исправительных учреждений предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее УПК РФ) указывается, что подозреваемым является лицо:
- в отношении которого возбуждено уголовное дело;
- которое задержано по подозрению в совершении преступления;
- к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;
- которое уведомлено о подозрении в совершении преступления.
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
- вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
- вынесен обвинительный акт;
- составлено обвинительное постановление.
Таким образом, лицо с момента возбуждения в отношении него уголовного дела является подозреваемым, а после вынесения постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого приобретает новый статус — обвиняемого. В отношении лиц, содержащихся под стражей, действует презумпция невиновности, то есть они считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана. Так как вина лиц, содержащихся под стражей, не доказана, карательная сущность содержания минимизируется, тем самым определяется особенность правового положения подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений. Они пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, но с ограничениями, например, в отличие от осужденных подозреваемые и обвиняемые могут реализовывать свое избирательное право.
По состоянию на 2023 год на территории Российской Федерации функционирует 210 СИЗО, в которых содержится 112225 чел. и 71 помещение, функционирующее в режиме СИЗО, где находится 1735 человек [1].
Законодатель тщательно подошел к вопросу регулирования функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе и следственного изолятора. Так, помимо уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ), который определяет, сроки содержания под стражей и условия заключения существует отдельный Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — ФЗ «О содержании под стражей»). Помимо данного нормативно-правового акта существуют также Правила внутреннего распорядка СИЗО УИС, которые предусматривают права и обязанности подозреваемых и обвиняемых, материально-бытовое обеспечение, обеспечение личной безопасности, организацию оказания медицинской помощи, а также положения о предоставлении подозреваемым и обвиняемым дополнительных платных услуг, свиданий, телефонных разговоров, ежедневных прогулок, получении ими посылок, передач и др.
На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что данные нормативно-правовые акты регулируют все возможные вопросы и никаких проблем в правовом регулировании быть не может, но это заблуждение. Обратимся к ФЗ «О содержании под стражей», в который с 1995 года неоднократно вносились изменения, однако устранить противоречия с другими нормативно-правовыми актами не удалось [2]. Так, ФЗ «О содержании под стражей» определяет, что содержание под стражей осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ, отсылая к действующей редакции УПК РФ, в котором отсутствуют цели содержания под стражей, а есть только основания для избрания меры пресечения, причем данные основания являются универсальными, позволяющими выбрать любую из мер пресечения. Если цели содержания под стражей необходимы, то их следует сформулировать.
Сравнив формулировки ФЗ «О содержании под стражей» и УПК РФ, можно сделать вывод, что ФЗ в полном объеме отражает все случаи, когда лицо будет являться подозреваемым и обвиняемым, что полностью дублирует положения УПК РФ, хотя целесообразно было бы закрепить такие определения как СИЗО, изолятора временного содержания, гауптвахты, которых до сих пор не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом [3].
Помимо данных противоречий, существуют также организационно-практические, например, раздельное содержание отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых. Как известно, ФЗ «О содержании под стражей» закрепляет раздельное размещение в камерах, подозреваемых и обвиняемых, данные требования шире, нежели в исправительных учреждениях. Раздельное содержание в СИЗО преследует две главных цели: обеспечение нормального хода следствия, а также недопущение отрицательного влияния со стороны лиц, которые уже имеют криминальный опыт. Проанализировав нормы отечественного законодательства, мы пришли к выводу о том, что разместить всех подозреваемых и обвиняемых с учетом требований, выдвигаемых законодателем сложно, это связано с большим количеством лиц, содержащихся в СИЗО. Данный факт подтверждают акты прокурорского реагирования, которые выносятся на несоблюдение положений о раздельном размещении лиц, содержащихся под стражей. Также отдельно хотелось бы уделить внимание вопросу, касаемого содержания в одном СИЗО взрослых и несовершеннолетних, а также больных инфекционными заболеваниями и здоровых, хотя в исправительных учреждениях данные категории содержатся в разных местах отбывания наказания [4].
В СИЗО часто происходят конфликты на фоне размещения подозреваемых и обвиняемых, причинами являются отсутствие свободных мест в камерах, иногда администрация СИЗО вынуждена разместить лиц с низким социальным статусом совместно с так называемыми «мужиками», что также подрывает нормальную обстановку. Также стоит отметить и отдельное размещение лиц, пользующихся государственной защитой, то есть это те подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.
Подводя итог, хотелось бы отметить не только теоретические разногласия между УПК РФ и ФЗ «О содержании под стражей», но и проблемы правового регулирования раздельного содержания лиц, содержащихся под стражей. Несмотря на все вносимые изменения в российское законодательство, не представляется возможным на практике их реализовать, в том числе и из-за материальной составляющей. Увеличить лимит наполнения, значит увеличить число камер, что подразумевает дополнительные траты. Закрыть СИЗО, которые не отвечают санитарным условиям, значит перевести большую часть подозреваемых и обвиняемых в другое учреждение, в котором также не хватает мест размещения. Также как мы увидели на практике, классификационных признаков больше, нежели по закону и раздельно содержать всех не представляется возможным.
Литература:
- Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Официальный сайт ФСИН России URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/
- Нарышкина Н. Г. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: недостатки и пути решения // Проблемы уголовной ответственности и наказания. — 2021. — № 3. — С. 114–117.
- Караваев И. В., Назарова Е. В. Новые нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Аграрное и земельное право. — 2023. — № 11 (227). — С. 282–287.
- Сенатов А. В. Некоторые проблемы нормативного правового регулирования раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 4 (49). С. 116–120.