В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, физическая подготовленность, спортивно-оздоровительный этап.
Спортивно-оздоровительный этап подготовки в спортивной гимнастике способствует привлечению максимально возможного количества занимающихся различного возраста к систематическим спортивно-оздоровительным занятиям, формирует всестороннее развитие физических качеств, двигательных умений и навыков и укрепление здоровья [1].
Анализ публикаций позволяет констатировать, что при глубоком изучении вопроса применения средств гимнастики проблема научно-обоснованного и системного подхода к проектированию содержания подготовки детей 4–6 лет на основе учета психофизиологических особенностей не получила еще должного обоснования. Возрастной состав спортивно-оздоровительных группах в сложно-координационных видах спорта, как правило, составляет от 4 до 7 лет. Существенные возрастные различия детей среднего (4–5 лет) и старшего (5–6 и 6–7 лет) дошкольного возраста, различный уровень подготовленности предъявляют особые требования к организации процесса их подготовки, что влияет на уровень физической подготовленности гимнастов.
Цель исследования — определить уровень физической подготовленности детей 4–6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, на спортивно-оздоровительном этапе.
Эксперимент проводился на базе спортивной школы по спортивной гимнастике г. Смоленска, в котором принимали участие 30 детей 4–6 лет.
Для оценки физической подготовленности детей 4–6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, на спортивно-оздоровительном этапе на стадии констатирующего эксперимента были проведены контрольно-педагогические испытания (таблица 1), которые были потом переведены в баллы.
Таблица 1
Результаты контрольно-педагогических испытаний контрольной и экспериментальной групп на стадии констатирующего эксперимента (Х± σ)
Контрольно-педагогические испытания |
КГ ( n =15) |
ЭГ ( n =15) |
t |
p |
Лазанье по канату 3 м (м) |
1,4±0,3 |
1,5±0,4 |
1,1 |
≥0,05 |
Равновесие на одной ноге, руки в стороны (сек) |
3,7±1,1 |
3,4±0,9 |
0,7 |
≥0,05 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
3,6±0,8 |
3,7±0,7 |
0,5 |
≥0,05 |
Поднимание ног из виса до угла (кол-во раз) |
5,5±1,4 |
5,1±1,0 |
1,1 |
≥0,05 |
Наклон из положения стоя (балл) |
1,1±0,8 |
1,2±0,7 |
0,5 |
≥0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
71,4±8,2 |
70,1±7,9 |
0,4 |
≥0,05 |
Бег 10 м (сек) |
3,3±0,3 |
3,2±0,2 |
0,4 |
≥0,05 |
Стойка с закрытыми глазами руки вперед (проба Ромберга) (сек) |
7,1±3,1 |
8,1±2,8 |
1,8 |
≥0,05 |
Установлено, что показатели физической подготовленности детей 4–6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе подготовки, находились на низком уровне, что приводит к снижению процесса освоения новых двигательных действий, особенно акробатических гимнастических элементов (рисунок 1).
Рис. 1. Уровень физической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп (баллы)
Условные обозначения: 1 балл — низкий уровень, 2–3 балла — средний уровень, 4 балла — высокий уровень
В ходе педагогических наблюдений и анализа научно-методической и специальной литературы было выявлено, что на спортивно-оздоровительном этапе наиболее важным является формирование базовых умений и навыков для успешного перехода в группы начальной подготовки.
Полученные результаты констатирующего эксперимента позволили определить, что необходимо корректировать содержание занятий на спортивно-оздоровительном этапе на основе решения главной задачи — сохранение здоровья занимающихся и предотвращение травм.
На основе полученных данных была теоретически разработана модель организации и содержания занятий спортивной гимнастикой с детьми 4–6 лет на спортивно-оздоровительном этапе, она основана на организации занятий с детьми и их родителями (два раза в неделю), и содержании занятий, включающих 3 модуля (теоретический, практический и контрольный).
Теоретический модуль включал изучение основных правил вида спорта «спортивная гимнастика», элементов гимнастических упражнений, критериев оценки и технике выполнения, что играет важную роль в повышении знаний и качества тренировочного процесса, как у детей, так и у их родителей.
Во второй модуль «Практический», которому уделялось большее количество времени, входили три вида подготовки — общая и специальная физическая, и техническая. На общую физическую подготовку отводилось 35 % общего тренировочного времени. Основу физической подготовки составляли различные комплексы упражнений и подвижные игры, направленные на развитие физических качеств, таких как сила, гибкость, выносливость, ловкость и быстрота. Специальная физическая подготовка занимала 20 % общего тренировочного времени и включала в себя обучение базовым гимнастическим элементам, в которые входят различные упоры, висы, стойки (на лапотках, голове), мосты. На техническую подготовку отводилось 20 % от общего времени. Основу технической подготовки составили акробатическая (с выполнением гимнастических элементов как кувырки, мосты, стойки и т. д.) и батутная (таких как прыжки с поворотом и без поворотов и т. д.) подготовка. А также в состав технической подготовки вошли упражнения на гимнастических снарядах (таких как опорный прыжок, брусья, бревно, кольца), которые были направленны на совершенствование техники выполнения гимнастических элементов и упражнений. Третий модуль «Контрольный» включает в себя оценку и проверку физической и технической подготовленности гимнастов, так как этот этап является важным инструментом для оценки прогресса и повышения эффективности тренировок спортсменов в спортивной гимнастике. Контроль за результатами детей осуществлялся в виде соревнования и тестирования по общей и специальной физической подготовке в течение учебно-тренировочного года. При этом тестирование проводилось каждые три месяца, а соревнования один раз год. Полученные результаты контрольно-педагогических испытаний ОФП и СФП помогали определить текущий уровень подготовки спортсменов, выявить слабые места и оценить прогресс в достижении спортивных целей. На основе анализа результатов тестирования ОФП и СФП тренер корректировал программы тренировок.
Таким образом, содержание занятий спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе может варьироваться в зависимости от уровня подготовки участников и их целей, предусматривая разнообразные упражнения и элементы, направленные на физическое развитие и поддержание общей формы, с учетом сохранения здоровья участников. Тренеры могут включать в программу различные комплексы упражнений, эстафеты, игры и др. Это помогает сделать занятия разнообразными и интересными, а также поддерживает мотивацию участников [2].
Литература:
- Жигайлова, Л. В. Роль спортивно-оздоровительного этапа в подготовке гимнасток в спортивной гимнастике / Л. В. Жигайлова // Задачи и перспективы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы IXX Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2022. — С. 250–254.
- Семенов, Д. В. Теория и методика тренировки в спортивной гимнастике (спортивно-оздоровительный этап): учебное пособие для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура» по профилю подготовки — спортивная тренировка в избранном виде спорта: гимнастика / Д. В. Семенов. — Великие Луки, 2022. — 103 с.