В статье автор рассматривает правовое регулирование получения общего образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы, выделяет существующие механизмы, нововведения и указывает актуальные проблемы.
Ключевые слова: лишение свободы, получение образования, профессиональное образование, дистанционное обучение, профессиональное обучение, осужденный.
Одним из актуальных вопросов, указанных в Концепции развития уголовно-исполнительной системе РФ на период до 2030 (далее — Концепция УИС), года является совершенствование профессионального обучения и средне профессионального образования осужденных к лишению свободы [4].
Система получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы является прогрессивным и важным элементом ресоциализации преступника. Она играет значительную роль в их интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии, влияет на успешную реинтеграцию в общество. Большое число осужденных ежегодно освобождаются из исправительных учреждений, пополняя ряды безработных, совершая новые преступления, и шансов найти свое место в свободной жизни у них гораздо меньше, чем у законопослушных граждан [5]. При этом наличие образования и профессии значительно облегчает процесс ресоциализации.
Основополагающие начала получения образования осужденными закреплены в международных правовых актах:
– В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется гарантия каждого человека на получения образования в государствах участвующих в данном Пакте, а равно согласие этих государств на всесторонние развитие личности, чтобы дать возможность всем быть полезном членом общества [2].
– ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека предполагает бесплатное общее образование, а профессиональное обучение должно быть доступным для всех.
– ст. 2 Протокола № 1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод указывает на обязанность государства обеспечивать получение образования гражданином страны, которое взяло на себя обязательства данной Конвенции.
– ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах так же говорит о праве всех граждан страны на получение образования.
Указанные нормы международных правовых актов интегрированы в российское законодательство как принципы. В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и средне профессионального образования [1]. Это положение основного документа Российской Федерации было практически реализовано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации», а так же применено в отношению граждан, осужденных к лишению свободы в статье 112 Уголовно-исполнительном Кодексе Российской Федерации и другими нормативно правовыми актами в области образования.
С вступлением в силу Федерального закона от 6 февраля 2023 года «О пробации в Российской Федерации» [3], был урегулирован вопрос получения образования осужденными в период пробации. Данный нормативно-правовой акт внес новые механизмы в процесс возвращения человека, который попал в тяжелую жизненную ситуация и совершил преступление. Субъекты в пределах компетенции могут решать вопросы, связанные с получение общего и профессионального образования лицам, в отношение которых осуществляется пробация. Это указывает на реализацию положений Концепции УИС, которые были указаны выше, а также подчеркивает внимание государства к проблеме рецидивной преступности.
Несмотря на отлаженный механизм и нормативное закрепление получения образования осужденными к лишению свободы, существует ряд проблем. К ним можно отнести:
- Ограниченные ресурсы и финансирование — во многих исправительных колониях существует недостаток квалифицированных преподавателей, учебных материалов.
- Информационное ограничение — отсутствие доступа к интернету и современным технологиям ограничивает возможность дистанционного обучения и использования электронных ресурсов.
- Качество и признание образования — качество образования в исправительных учреждениях может быть ниже по уровню с обычными образовательными учреждениями. Это отражение двух вышеперечисленных проблем.
- Стигматизация и дискриминация — на практике, полученные сертификаты и дипломы вне ИУ затрудняет трудоустройство после освобождения, так как работодатели опасаются работников бывших осужденных из-за имеющихся стереотипов, что снижает их шансы на успешную реинтеграцию в социум.
- Особенности учебной программы — учебные программы не всегда соответствуют актуальным требованиям рынка труда и не обеспечивают осужденных востребованными навыками и знаниями. Ограниченный выбор специальностей не всегда позволяет выбрать интересную и перспективную профессию.
Любые преобразования стоит вводить с точки зрения педагогических наук и смежных с ней. Важно отметить, что основу решения проблем составляет увеличение финансирования, улучшение оснащения образовательных классов в учреждениях УИС, адаптацию образовательных программ под актуальные нужды рынка труда, а также расширение правовых механизмов для получения доступа осужденных к образовательным материалам в сети Интернет, и возможность дистанционного обучения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View /00012 02007040001 (дата обращения: 20.06.2024).
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966.
- Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2023 г., N 6, ст. 91.
- Распоряжение правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 17.05.2021. № 20. Ст. 3397.
- Брылева Елена Александровна Право осужденных на образование (обзор современных исследований) // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-osuzhdennyh-na-obrazovanie-obzor-sovremennyh-issledovaniy (дата обращения: 22.06.2024).