Ведущим видом деятельности и основой для организации всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.
Игровая деятельность в образовательном процессе представлена в разнообразных формах. Отмечается важность игры, выделяется ее значение, но, важная сторона детской игры, ее главные составляющие (поступки, чувства, взаимоотношения,) порой педагогами упускаются из вида. Но решить такую проблему успешно помогают сюжетно-ролевые игры как эффективное средство социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
В сюжетно — ролевых играх масса преимуществ: присутствие огромного количество ролей, удовлетворение желаний, интересов детей, объединение их общими переживаниями, что так актуально сегодня для нравственного развития и воспитания дошкольников.
Нередко в играх детям сложно наладить контакт со сверстниками, трудно выбрать роль лидера, совместно решать игровые задачи, отображать взаимоотношения людей. И наша задача состоит в предоставлении детям помощи в игре.
Современные дошкольники отражают в игровых сюжетах обычно бытовую сторону жизни или телевизионную тематику. В малой степени представлены общественные профессиональные сюжеты, процесс развития игры детей значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Для содействия игры обращаем самое серьезное внимание на построение развивающего пространства, учитывая значительные воспитательные возможности сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных качеств личности.
Атмосфера эмоционального комфорта необходимо для полноценного развития личности, так как обеспечивает каждому ребенку психологическую защищенность, в которой развивается индивидуальность, формируются знания, умения и навыки.
Предметно-пространственная среда должна выполнять развивающую, образовательную, организованную, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.
Центр «Сюжетно-ролевых игр» располагается таким образом, чтобы детям было доступно и свободно при выборе игрового материала, в комбинировании его под свои игровые творческие замыслы. Детская игровая мебель должна выполнять многофункциональную роль в различных сюжетно — ролевых играх и легко перемещаться в игровом пространстве. Игровое оборудование находится в коробках с условными обозначениями, дошкольники по своему желанию используют атрибуты для сюжета будущей игры и переносят их в выбранное ими место для свободного построения игрового пространства.
Разнообразные игровые центры предоставляют детям возможность свободно заниматься разными видами деятельности. Так, дошкольники, не мешая друг другу, играют одновременно несколькими группами, и в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной работы.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в куклы. Благодаря таким играм, у детей воспитывается заботливое отношение к людям. Отбирать куклы необходимо с особым вниманием, учитывая интересы ребенка, его потребностей и опыта влиять на воспитание нравственных качеств. Дети любят играть с куклами-малышами, во время таких игр прививается заботливое отношение к младшим и утверждается роль старшего, еще интересны куклы-сверстники. Игровые сюжеты с ними самые разнообразные: садик для кукол, поездки и экскурсии с куклой, чтение книг куклам и т. п. В играх отражаются общественные отношения, открывается желание трудиться, но главное — в процессе таких игр у дошкольников формируется забота, доброта, отзывчивость.
По-прежнему любимыми были и остаются у детей игры в «Семью», в «Детский сад», в «Магазин». Эти игры способствуют отражению различных отношений, характеризующих любовь, гуманизм, здесь формируются такие качества, как доброта, сострадание, милосердие. В процессе игр всегда обращаем внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди. Вежливо обращаются к продавцу, друг к другу, врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Чтобы у детей не пропал интерес к этим играм, постоянно стремимся к обогащению сюжета, стараемся дать детям новые знания и представления.
Детская игра сегодня стала другой. Социальная действительность изменилась, но появляются новые профессии (администратор, маркетолог, риелтор, модератор), а значит новые возможности для расширения тематики сюжетно-ролевых игр. У детей появились новые игровые роли: банкир, агент, визажист, дизайнер и новые игровые сюжеты: «Модельное агентство», «Банк», «Салон сотовой связи». Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами, «Танцы на льду». Сюжетно-ролевые игры ориентируют дошкольников на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека. Новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).
Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевые игры, отражающие современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их и четко представлять, чем занимается тот или иной человек в своей профессии, стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привнесет в детскую игру новое содержание и новые умения.
Воспитание добрых чувств в играх — одна из сложных педагогических проблем, и положительное ее разрешение зависит от контакта с родителями. Не секрет, что многие родители не придают большого значения игре, как средству воспитания нравственных чувств. В связи с этим разъясняем родителям (на родительских собраниях, в беседах, консультациях, информационных стендах), что игра для детей — это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания.
Вовлекая детей в игры, нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения. Необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекла бы детей, и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер. Проводимая нами работа в ДОУ доказывает необходимость и важность применения сюжетно-ролевых игр для социально — нравственного развития детей. И работа в этом направлении должна продолжаться.
Литература:
- Выготский Л. С. «Психология игры» -Москва, 1999г.
- Смирнова О. В., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Вопросы психологии, 2013. № 1. С.15–24.
- Эльконин Д. Б. «Психология игры» М.: Педагогика,1978.-300с.