В статье собрана подробная информация, касательно социальной рекламы в информационном поле России.
Ключевые слова: социальная реклама, понятие рекламы, реклама, некоммерческая реклама, государственная реклама.
По мнению А. В. Фоминой, социальная реклама — это освещение социально значимых событий [6].
А. В. Лукьянова и М. В. Аборина пишут, что социальная реклама представляет собой вид рекламы, направленный на изменение той или иной модели поведения в обществе [2]. А. В. Деманов и А. С. Королевский
Пишут о социальной рекламе как о некоммерческом виде рекламного продукта, направление которого связано с пропагандой определенных значимых идей, изменением общественного поведения в той или иной сфере, а также с привлечением всеобщего внимания к необходимости решения глобальных и важных проблем для человечества [6].
Социальная реклама является важным инструментом, который призван повлиять на общественное мнение в широком смысле данного понятия. Зарождение данной области в нашей стране началось в недалеком прошлом, когда было решено выделить новый отдельный закон «О рекламе» от 22 февраля 2006 года [1].
Также интересно, что такой термин как «Социальная реклама» используется, как правило, исключительно в Российской Федерации. Остальной мир дал этому понятию определение «Некоммерческой» рекламы.
Общественная идея, имеющая ценность для социума стала неким предметом для социальной рекламы. Она нужна для изменения отношения людей по поводу, какого-либо вопроса или для направления их действии на решение социально значимой проблемы.
Социальная реклама в своей сущности выполняет функцию моста и поддержки между государством и людьми, образуя взаимосвязь. Такая связь становится возможной при выполнении образовательной, информативной и эмоциональной функций. При выполнении вышеперечисленных функций, становится возможным помощь обществу в мотивационной сфере.
Социальная реклама в первую очередь направлена на освещение какой-либо проблемы, прописанной в сценарии. Это главное отличие рассматриваемых видов реклам (социальная, коммерческая) [3].
На территории Российской Федерации отсутствует определенный закон или формирование, которое могло бы регламентировать область социальной рекламы. Данный аспект сильно отличает формирование социальной рекламы на территории нашей необъятной. Установлением порядка в любом вопросе, касающемся социальной рекламы, какой бы характер или форму она не имела, будет регламентировать описанный ранее закон 2006 года.
Западноевропейская социальная реклама сильно отличается от продукта, создаваемого в России, хотя бы по причине уже векового исследования в тематике некоммерческого рекламирования. На просторах России правовое регулирование данного направления нашло решение лишь в 1994 году. В первую очередь такое отставание вызвано застреванием в длительном кризисе.
В законе о рекламе 1995 г. было дано другое определение социальной рекламе. Оно отражало интересы государства и было направлено на достижение в основном благотворительных целей. Также было запрещено упоминать конкретных лиц, юридические организации, торговые марки, идеи и инициативы [4].
Среди основных функций, которые призвана выполнять социальная реклама, можно выделить: формирование общественных ценностей, мыслей, полезных направлений. Также можно выделить регулирование политических вопросов, заболеваний и профилактики ЗППП.
Также можно выделить следующие методы реализации самой социальной рекламы: постеры, карты, рекламные щиты, брошюры, граффити, компьютерная графика, и т. д.
Социальная реклама — это определенный продукт, цели и задачи которого направлены в первую очередь на изменения положения в выбранной заказчиками или автором проблематике, привлекая при этом общественные группы и массы. Социальная реклама призвана помогать решать проблемы методом их освещения и раскрытия с различных, порой не самых приятных, но честных сторон. Хоть эта реклама и рассчитана на неопределенный круг лиц, которые действуют независимо, продукт все же решает весьма актуальные и конкретные проблем.
К отличительным особенностям социальной рекламы можно отнести явно прослеживаемая идея правильных или неправильных действий, показанных в ней. В основе такой рекламы всегда будут лежать общественно значимые посылы, направленные на освещение важности правомерных действий и порицании отрицательных. Денежной прибыли такой продукт приносить не будет, однако он содержит определенный призыв к действию зрителя и общества в целом [5].
Объектом социальной рекламы зачастую становится некий не материальный продукт, который может быть некой идеей, ценностью, отношением. Данный объект социальной рекламы определяет благоустройство измененного мнения, а также действий самих социальных групп в обществе.
Социальную рекламу можно разделить на несколько подвидов, которые активно продвигаются на территории нашей страны. Они подразделяются в зависимости от направления, посыла и определенного объекта продукта. Например, реклама образа жизни, которая направлена на формирование и профилактику здорового образа жизни у разных групп населения. Такая реклама чаще всего поднимает вопросы гигиены, профилактики ЗППП, семейных ценностей, а также культуру правильного питания. Основной минус такого продукта в первую очередь в том, что он лишь указывает на проблему, ее наличие и острые моменты, но не решает ее за человека.
Следующий вид социальной рекламы рассматривает проблему правонарушений и преступлений. Задача такой рекламы донести информацию о важности следования законам и сообщение о правонарушениях в соответствующие органы. Реклама данного вида часто затрагивает проблемы защиты прав и свобод человека в обществе.
К видам социальной рекламы также можно отнести «адресную рекламу». Такая реклама освещает информацию о контактных номерах государственных и частных служб помощи. В адресной рекламе можно увидеть адрес, контактный номер и анонимную почту служб здравоохранения, МВД, телефона доверия и так далее.
Благотворительная реклама как вид социальной подразумевает длительный процесс сбора средств и освещение необходимой помощью для денежных пожертвований. Данную рекламу можно разделить на 4 подвида:
- Некоммерческая реклама. Продвижение такой рекламы происходит при помощи благотворительных пожертвований или некоммерческих организаций.
- Общественная реклама. Показывает зрителям примерный, общественно желаемы паттерн поведения в той или иной ситуации.
- Государственная. Реклама, рассчитанная на пропаганду правил безопасности в общественных местах, на дороге и за рулем, рядом с железными путями, в аэропорту и так далее.
- Социальный подвид. Призван для продвижения гуманистических идей в массы общества и распространения информации об актуальных общественно важных проблемах.
Социальная реклама имеет преимущество в универсальности. Такой продукт можно транслировать и продвигать в любых формах и видах для получения определенного результата. Такими формами могут быть буклеты, видеоролики, презентации, рекламные щиты и вывески, листовки, визитки, предмет одежды и многое другое.
Отдельно можно выделить литературное исполнение социальной рекламы в виде рассказов, лозунгов и стихотворений. Такие творения чаще всего транслируются при помощи телевизора или сети интернет, но также могут быть напечатаны на обложках блокнотов, на благотворительных акциях или плакатах.
В наше время социальная реклама хорошо распространена в самых различных видах и формах, из-за чего этот вид рекламы становится местом творческого эксперимента и создания искусства, не преследуя при этом цели финансовой выгоды.
Реклама, направленная на получение прибыли производится как стимул, призывающий человека на покупку того или иного товара компании заказчика. Она направлена на определенные и ограниченные желания зрителя, подкупая красками и красивой картинкой, игрой актеров, сценарием. Социальная же реклама орудует другими инструментами, добиваясь желаемого через побуждения к принадлежности отдельного человека в переменах общественных проблемах, которые известны всем, но не со всех сторон. Не все будут говорить о подобных проблемах, но заказчики такого рода рекламы стремятся к тому, чтобы общество пересматривало свое отношение к выбранной проблематике.
Литература:
- Деманов А. В., Королевский А. С. Правовое регулирование социальной рекламы в РФ // Полемос. 2020. С. 18–24
- Лукьянова А. В., Аборина М. В. Социальная реклама как способ пропаганды семейных ценностей // Электронный научный журнал. 2019. № 3. С. 11–14
- Нуреева, М. Р. Правовые основания современной политики в области регулирования социальной рекламы в Российской Федерации и Европейских странах / г. Москва, — 2015 г. — [Электронный ресурс]/ https://elibrary.ru/download/elibrary_25359055_23271157.pdf
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о рекламе [федер. закон: принят Гос. Думой. 25 июля.1995г.: — КонсультантПлюс [Электронный ресурс]/ — http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция). (13 03 2006 r.). [Электронный ресурс] // Доступ из 76 КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
- Фомина А. В. Социальная реклама: понятие, особенности, способы оценки // Мировая наука. 2019. № 5. С. 539–541