Используя игровой метод обучения, учителю необходимо организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой дети могли бы развивать свои способности. Игра должна быть полезной и ни в коем случае не переходить в бесконтрольное баловство.
Игра — это всегда активизация эмоциональных и умственных сил, а также умение принимать решения. Желание учеников решить различные вопросы, с которыми они сталкиваются, активизируют мыслительную деятельность играющих. Основным плюсом является то, что учащиеся при этом взаимодействии еще и говорят на иностранном языке. [1, с. 65]
Играя, учащиеся легко и непринужденно запоминают основные грамматические явления английского языка, без знания которых невозможно естественное речевое общение. У детей развивается умение правильно употреблять видовременные формы английского глагола, а также вырабатывается навык реального соотнесения действия с грамматическим временем.
В играх используются коммуникативно-ценные речевые образцы.
Особая роль в процессе обучения с помощью таких игр отводится самоконтролю.
Ко всем играм есть ключи. Это дает возможность учащимся корректировать свои действия. [3, с. 63] При умело организованной работе ученик почти сразу знает, правильна ли его реакция и соответствует ли она стимулу. Это дает ему возможность вслух или мысленно корректировать ее, прежде чем она превратиться в навык. Понимание учащимся того, что он правильно выполняет задания, вызывает у него положительные эмоции, что является немаловажным при создании «ситуации успеха», мотивирующей ребенка на дальнейшее изучение иностранного языка. Школьник приобретает уверенность в себе, и это повышает его интерес к занятиям, способствует преодолению языкового барьера.
Предоставлю игры по теме «Видовременные формы английского глагола действительного залога». Учитель может предложить содержание игры или ее схему, в зависимости от уровня подготовленности ребят. Предлагаемые игры могут быть использованы для систематизации знаний и совершенствования грамматических навыков как во время урочной, так и во внеурочной деятельности.
При составлении игр я опиралась на концепцию П. Я. Гальперина о выделении языкового сознания как центрального звена в овладении английским языком. [2, c. 72]
Игра 1. Проверьте себя и поставьте оценку.
Цель игры — помочь учащемуся самостоятельно оценить свои знания данного грамматического явления и систематизировать изучаемый грамматический материал.
На плотном листе бумаги помещена таблица (см. таблицу 1) с обозначениями грамматического явления, подлежащего проверке.
Таблица 1
Present Simple |
Present Continuous |
Present Perfect |
Present Perfect Continuous |
|
|
|
|
Present |
Я пишу (часто) |
Я пишу (сейчас) |
Я написал (сегодня, только что, уже) |
Я пишу (уже час, с двух часов) |
Past |
Я написал (вчера, два дня тому назад) |
Я писал (вчера в три часа, когда он вошел) |
Я написал (вчера к трем часам, до того как) |
Я писал (уже два часа, когда он пришел) |
Future |
Я напишу, буду писать (завтра) |
Я буду писать (завтра в три часа) |
Я напишу (завтра к трем часам, до того как он придет) |
Я буду писать (завтра уже три часа к тому времени, когда он придет) |
I write |
I am writing |
I have written |
I have been writing |
I wrote |
I was writing |
I had written |
I had been writing |
I will write |
I will be writing |
I will have written |
I will have been writing |
В ней даются названия видовременных групп глаголов, а также картинки, выражающие их суть. В таблице представлен грамматический материал в системе. Она расчерчена на 12 клеток. К каждой клетке (сверху) приклеивается листочек бумаги, закрывающий ее. На внешней стороне листочка дается задание для перевода, под листочком бумаги в клетке таблицы — ключ. Таким образом, учащийся выполняет задание и, подняв листочек, закрывающий клетку, может проконтролировать себя (видит ключ).
Задание школьникам: перевести на русский язык и указать характерные слова, раскрывающие особенности действия, выраженного каждой видовременной формой.
Предлагается три варианта заполнения таблицы (т. е. приклеенных к ней листочков).
- Разные временные формы одного и того же глагола (на английском языке).
- Предложения на английском языке с одним и тем же глаголом в разных временах. Например,
I learn English every day.
I learnt the English poem yesterday.
I will learn English next year.
I am learning English.
I was learning English at 5 o’clock yesterday evening.
I will be learning the English poem at 8 o’clock tomorrow evening.
I have learnt the English poem.
I had learnt the English poem by 8 o’clock in the evening.
I will have learnt the English poem by 8 o’clock tomorrow morning.
I have been learning English for four years.
- Лексическая тема «About myself», включающая предложения в разных видовременных формах:
I go to school. I live in Moscow. I have been learning English since the second form. I’m reading «The Magic of Oz». I have been reading it for a week. I have read chapter one. I’ll have read the book by the end of month. Last summer I went to a camp. I spent a month out in the country before I went to the camp. Last year at this time I was reading «The Citadel» by A. Cronin. I’ll leave school in seven years’ time. Next year I’ll have been learning English for three years. This time next month I’ll be taking my exams.
Выполненные задания оцениваются учащимися самостоятельно по предлагаемой шкале оценки знаний.
Таблица 2
Шкала оценки знаний |
||||
Количество допущенных ошибок |
0–1 |
2–3 |
3–4 |
Больше 4-х |
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Игра 2. Разложите карточки по кармашкам таблицы. Поставьте себе оценку.
Цель игры — научить ребят с помощью таблицы дифференцировать грамматические явления.
На плотном листе бумаги начерчена таблица (см. таблицу 3), отражающая грамматическую сущность изучаемого явления в системе.
Таблица 3
Она разделена на 12 клеток, в каждой из которых кармашек. В кармашки вложены карточки с формулой образования видовременных форм. Одна сторона карточки не заполнена. Таким образом, для игры используется таблица с ключом либо без него (если повернуть карточку к себе чистой стороной), в зависимости от уровня обученности школьников. В нижней части таблицы имеются 3 кармана с набором карточек.
В кармане 1 находятся карточки с видовременными формами глагола, с другой стороны карточки дан их перевод на русский язык (ключ).
В кармане 2 карточки с предложениями на английском языке с одним глаголом в разных временных формах, на обратной стороне — русские эквиваленты (ключ).
В кармане 3 карточки с предложениями (с разными глаголами), например, по теме «My Family», «My Working Day» и т. д. с ключом.
Учащимся дается задание: карточки из карманов 1–3 разложить по кармашкам таблицы и перевести текст, написанный на каждой карточке. После этого нужно собрать все карточки и вложить их в карманы 1–3.
Задание можно усложнить: оставить прежние требования, но карточки, на которых представлены схемы образования видовременных форм, повернуть к играющим чистой стороной. В процессе игры учащиеся оценивают себя по шкале оценки знаний.
Игра 3. Расскажите о себе, своей семье, своих занятиях в школе. Поставьте себе оценку.
Цель игры — развитие навыков устной речи.
На плотном листе бумаги начерчена таблица (см. таблицу 4).
Таблица 4
Каждой ее клетке сверху приклеиваются три листочка бумаги (размером с клетку). На внешней стороне каждого листочка записан вопрос на английском языке, на внутренней стороне — ответ. Например, Where do you live? — I live in Moscow.
Вопросы охватывают несколько тем одновременно, например, «About Myself», «My Family», «My Working Day».
Первый этап работы: учащийся отвечает на все вопросы, записанные на листочках.
Второй этап работы: карточки с вопросами вразнобой разложены по трем карманам: «About Myself», «My Family», «My Working Day». На одной стороне карточки дается вопрос на английском языке, на другой — ответ. Ученик отвечает на вопросы и проверяет себя по ключу, который дан на обратной стороне карточки.
Имеются еще два кармана (на одном знак +, на другом знак -), в которые ребята вкладывают соответственно свои правильные и неправильные ответы.
Результаты игры учащиеся оценивают по шкале оценки знаний.
Таким образом, данные игры учителя могут использовать как во время уроков при групповой работе, так и во внеурочной деятельности.
Литература:
- Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопр. философии. 1977. № 4. С. 95–101.
- Лобузова Е. А., Афанасьева О. В. Игра как способ обучения иностранному языку//Вестник МИТУ-МАСИ № 4 2020
- Олешкевич В. И. Психология П. Я. Гальперина и ее культурно-исторический анализ / В. И. Олешкевич; предисл. В. К. Зарецкий. — М.: Неолит, 2023. — 376 с.