В статье изучаются вопросы, связанные с планированием в инвестиционно-строительной сфере.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционно-строительная деятельность, индустрия туризма.
Методология планирования на предприятии включает систему теоретических выводов, общих закономерных последовательностей, научных принципов и подходов, экономических положений, современных требований условий рынка и признанных передовой и мировой практикой методов разработки планов.
Итоговым результатом деятельности планирования на предприятии являются проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие [2].
Определение перспективного состояния предприятия, на основе анализа ее опыта и текущего положения, составляет основу бизнес-планирования, базирующегося на применении инструментов прогнозирования и моделирования. Направленность на достижение целей, полнота и целостность, наличие целевой ориентированной структуры отражают необходимость применения системного подхода в рамках осуществления процесса бизнес- планирования [1].
Полнота содержания всей необходимой информации является главным требованием к бизнес-плану инвестиционного проекта. Кроме-того, должна быть обеспечена достоверность полученных экономических расчетов при обосновании концепции проекта.
При составлении документа бизнес-плана необходимо соблюдать ряд принципов, перечисленных ниже:
— Полнота и лаконичность бизнес-плана. Как правило, его объем ограничивается 15–20 страницами, кроме сложных сфер бизнеса, например, венчурного инвестирования, где объем может быть увеличен до 50 страниц. Основной текст должен содержать только результирующие показатели. Все обоснование расчетов представляется в приложениях.
— Обоснование преимуществ проекта при описании бизнес-идеи.
— Полнота рассмотрения факторов внешней и внутренней сред, способных повлиять на ход реализации проекта.
— Параметры промежуточных и выходных данных должны обеспечивать возможность принятия управленческих решений на любом этапе осуществления проекта.
— Достоверность информации, отсутствие общих и некорректных формулировок [4].
Таким образом, при осуществлении бизнес-планирования необходимо учитывать принципы непрерывности, т. е. скользящего характера планирования; гибкости, заключающейся в возможности принятия управленческих решений при изменении внутренней или внешней обстановки; коммуникативности, сущностью которой является взаимная интеграция усилий; адекватности, а также многовариантности, когда необходимо из множества альтернатив выбрать наилучшую [5].
Для России характерна реализация четырех типов бизнес-планов: внутреннего; привлечения инвесторов; финансового оздоровления и для получения кредитов с целью пополнения текущих активов (оборотных средств) [3].
Система бизнес-планирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов (подсистем) или разделов общего плана:
1) планирование целей: предметом являются высшие материальные стоимостные и социальные цели, в совокупности, определяющие политику фирмы; к предмету целевого планирования относятся также программы и отдельные мероприятия;
2) планирование потенциала — охватывает планирование по видам, объемам и структуре потенциала;
3) планирование процессов и объектов — определяет во времени и пространстве последовательность осуществления процессов, необходимых для достижения целей, и тем самым устанавливает виды и объем использования в соответствующих процессах имеющегося потенциала;
4) плановые расчеты — количественное выражение планирования, основанное на объемных и временных показателях и производных от них стоимостных показателях [6].
Разнообразие бизнес-планов увеличивается при использовании различных классификационных признаков. Они представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1
Классификация бизнес-планов [5]
По основным видам |
— внутренний бизнес-план фирмы; — бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств; — инвестиционный бизнес-план; — бизнес-план финансового оздоровления. |
По типу |
— технический — организационный, — экономический, — социальный, — коммерческий, — смешанный. |
По классу |
— моно проект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба); — мульти проект (комплексный проект, состоящий из ряда моно проектов и требующий применения много проектного управления); — мега проект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мульти проектов). |
По масштабу |
— мелкий, — средний, — крупный, — очень крупный. |
По длительности |
— краткосрочный (до 3-х лет); — среднесрочный (3–5 лет); — долгосрочный (свыше 5-ти лет) |
По сложности |
— простые, — сложные, — очень сложные |
По виду проекта (предметной области) |
— Инновационный, — научно-исследовательский, — организационный, — учебно-образовательный, — смешанный и др. |
На основе изученной выше информации можно сделать вывод, что уникальность строительной продукции и временная зависимость строительства от способа технологического производства влияют на особенности бизнес-планирования в строительстве [5].
Таким образом, данные признаки классификации позволяют обеспечить соответствие между характером строительной продукции и видом бизнес-плана как инструмента, отражающего специфику производимого продукта, зависящего в свою очередь от фактора времени. Это обстоятельство предполагает отражение этой зависимости в соответствующих разделах бизнес-плана и является основой для разработки новых показателей эффективности деятельности строительных организаций.
Очевидно, что особенности строительства должны быть учтены при формировании методики расчета показателей эффективности деятельности строительных организаций.
Литература:
1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Названы регионы России с самым большим числом глэмпингов и ценами на них. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/45339/.
2. В РСТ объяснили причины роста популярности в России глэмпингов. https://www.interfax-russia.ru/tourism/news/v-rst-obyasnili-prichiny-rosta-populyarnosti-v-rossii-glempingov.
3. Яндекс.Путешествия: https://travel.yandex.ru/pro/rossiyane-stali-v-5-raz-chashche-bronirovat-glempingi-analitika-yandeks-puteshestviy/
4. Александр Остервальдер, Ив Пинье Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. ООО «Альпина Паблишер», 2012.
5. Оценка эффективности инвестиционного проекта [Электронный ресурс]: учебное электронное текстовое издание / Л. М. Теслюк, А. В. Румянцева; Уральский федеральный ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2014.
6. Литвинова О. И. Актуальные тенденции в инвестиционных процессах индустрии туризма и гостеприимства // Прогрессивная экономика. 2023. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-tendentsii-v-investitsionnyh-protsessah-industrii-turizma-i-gostepriimstva