Внимание как познавательный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Внимание как познавательный процесс / А. И. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116202/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье собрана теоретическая выдержка по теме внимания как познавательного психического процесса.

Ключевые слова: внимание, психология, познавательные процессы, свойства внимания.

Проблема внимания в настоящее время до конца не изучена. Внимание осуществляет связь сознания человека с миром, который его окружает, и мыслительной деятельностью. Без сосредоточенности на предмете или мысли невозможно было бы совершать хоть какую-то деятельность.

Внимание является необычным по своей природе познавательным процессом нашей психики, споры о классификации и феноменологии которого ведутся в научных кругах до сих пор. Без внимания невозможна деятельность психических процессов.

Внимание выбивается из ряда других процессов познания своими особенностями — оно не имеет собственного продукта, по которому можно было бы как-то судить о результатах его функционирования. Однако в действительности ни одна познавательная деятельность психики невозможна без вовлечения этого процесса — мы не можем ощутить или воспринять действительность, не заостряя на нем внимания, равно как и сделать умозаключение или вообразить что-либо. Связующим звеном между сознанием и частью окружающего или внутреннего мира в рамках какого-либо процесса познания является именно внимание.

«Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [3].

В основу этого процесса, как и в его определение, заложено два понятия — направленность и сосредоточенность. Как именно эти две характеристики отражают суть термина?

Внимание по своей природе носит выборочный характер. Мы не можем охватить вниманием всю окружающую действительность целиком. Наша психика выхватывает для обработки определенное явление, задачу или объект из множества других, и задерживается на нем на какой-то период. То есть наше внимание должно быть направлено на что-то отдельное.

Невозможно заострить свое внимание на объекте, не сосредотачиваясь на нем в течение какого-либо времени. Обратная сторона умения выбрать из множества объектов один — умение также сохранить и удержать своё внимание на нём, то есть сосредоточиться на чём-то. Сосредоточенность и направленность неразрывно связаны друг с другом и являются сутью процесса внимания.

Изучение столь неоднозначного познавательного процесса повлекло за собой формирование множества научных теорий, которые различались между собой как по фундаментальным положениям, так и по отдельным вопросам.

Среди них выделяют несколько наиболее значимых и часто встречающихся теорий.

Так, одной из наиболее известных является теория Т. Рибо. В основе его теории лежала тесное соотношение эмоциональной окраски объекта внимания с этим процессом, а также неразрывная связь внимания с физиологическими изменениями организма.

Согласно Д. Н. Узнадзе, внимание зависит от установок человека и его личностных особенностей. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ и становится объектом, на который непосредственно обращено внимание, а устойчивость и концентрация внимания зависят от силы впечатления.

Концепция внимания П. Я. Гальперина состоит из нескольких положений, согласно которым изучение внимания должно происходить только совмещенно с оценкой других процессов. Согласно ученому, внимание представляет собой важный элемент в структуре ориентировочной деятельности человека. Оно является психологическим действием, цель которого — исследование особенностей определенного образа, составляющего содержимое психики.

Споры о природе внимания ведутся до сих пор, несмотря на наличие множества теорий и концепций, так или иначе объясняющих особенности функционирования этого состояния и его место среди других познавательных процессов.

В основе физиологии внимания лежат такие процессы, как возбуждение и торможение отдельных участков центральной нервной системы. Именно за счет торможения активности одних участков коры головного мозга и возбуждения других, задействованных в данный момент, осуществляется направленное сосредоточение психики на каком-либо объекте. В свою очередь, участки коры одновременно возбуждаются неравномерно, один из них по степени возбуждения всегда в той или иной степени будет превосходить другие.

Большую роль в физиологии внимания играют такие участки головного мозга, как ретикулярная фармация и лобные доли коры. Они обеспечивают избирательную деятельность мозга, сосредоточение внимания на наиболее актуальном в данный момент объекте.

В наиболее распространенной классификации выделяют следующие виды внимания: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное.

Наиболее простым, генетически обусловленным и пассивным по своей природе, является непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли и желания человека. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и его потребностям. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. В качестве четвертой группы, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно идет к ней, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к ее достижению. Данный вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в процессе филогенетического развития общества в результате трудовых усилий.

В общей систематике видов особое значение уделяется послепроизвольному вниманию. Послепроизвольное внимание возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Данный вид внимания в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность и результативность деятельности

«Внимание характеризуется качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. К ним относятся: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. По мнению современных исследователей, свойства произвольного внимания могут выступать в качестве объективных параметров оценки уровня развития данного процесса» [4].

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь на сторонние раздражители. Устойчивость внимания зависит от многих причин: свойств нервной системы, общего состояния организма в данный момент времени, психического состояния, мотивации, особенностей материала, внешних обстоятельств осуществления деятельности.

Концентрация внимания — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрация зависит от свойств нервной системы человека, его темперамента и от функционирования доминантного очага возбуждения в коре.

Переключаемость внимания — это свойство внимания, заключающееся в переходе с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания в значительной степени определяется индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов.

«Распределение внимания — это способность человека распределять внимание на значительном пространстве, одновременно удерживать в поле зрения и деятельности несколько объектов. Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание» [4].

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5–7 единиц информации. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.

Литература:

  1. Купцова, О. В. Внимание как особый психический процесс / О. В. Купцова // Проблемы современной науки и образования. — 2017. — № 20(102). — С. 83–85.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Москва [и др.]: Питер, 2012. — 582 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — Москва [и др.]: Питер, 2012. — 705 с.
  4. Стетюха, К. А. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека / К. А. Стетюха // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 3–1(70). — С. 107–109.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, непроизвольное внимание, процесс, свойство внимания, вид внимания, группа причин, головной мозг, концентрация внимания, послепроизвольное внимание, произвольное внимание.


Похожие статьи

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Субъектность как важное условие формирования личности

В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Сущность понятия «познавательная активность»

В статье автор исследует феномен познавательной активности

Формирование познавательного интереса у младших школьников

В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Похожие статьи

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков

В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Субъектность как важное условие формирования личности

В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Сущность понятия «познавательная активность»

В статье автор исследует феномен познавательной активности

Формирование познавательного интереса у младших школьников

В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Задать вопрос