Характеристика детских общественных организаций, осуществляющих гражданско-патриотическое воспитание младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Толстова, О. Е. Характеристика детских общественных организаций, осуществляющих гражданско-патриотическое воспитание младших школьников / О. Е. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116216/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрены детские общественные организации, которые помогают классным руководителям осуществлять гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, Движение первых, Юнармия, Орлята России.

Наилучшие условия для развития патриотизма в современной системе образования обеспечиваются в рамках детских общественных организаций.

Исследователь А. В. Волохов определяет детскую общественную организацию как добровольное самостоятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединяющихся [3, c.56].

По мнению Е. В. Титовой детская общественная организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующее его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство [1, с.463].

Перспективные цели детских общественных объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы [2, с.295–298].

Детские общественные организации не ограничены жесткими стандартами, а вместо этого учитывают индивидуальные интересы, потребности и способности каждого ребенка. Такие организации поддерживают возможность самоопределения и самореализации, создают условия для достижения успеха и творческого развития каждого участника, а также способствуют активному участию в социальной жизни, что в конечном счете способствует формированию гражданско-патриотического сознания.

Патриотизм как качество не наследуется, а формируется в процессе социализации. Поэтому важно проводить систематическую работу по внедрению и закреплению гражданско-патриотических ценностей. Детей следует вовлекать в изучение истории своей страны, где они увидят примеры преданности Родине и героических поступков наших предков в разные исторические эпохи. Символами этих времен были самоотверженность, мужество и храбрость.

«Патриотизм и гражданственность, подобно морали в целом, предполагают активное участие» [4, с.25]. Поэтому процесс их воспитания осуществляется через разнообразные познавательные и практические мероприятия, которые в том числе организуются под началом детских общественных организаций.

Рассмотрим некоторые общественные организации.

«Движение Первых» — законопроект, который был представлен в Государственную думу 19 мая 2022 года, в честь столетия пионерии. После чего, 14 июля того же года, президент Владимир Путин подписал федеральный закон с названием «О российском движении детей и молодежи».

Цели этого движения включают содействие реализации государственной политики, нацеленной на поддержку интересов детей и молодежи, а также содействие их в воспитании и организации досуга. Оно также ставит своей целью создание равных возможностей для полноценного развития и самореализации детей, а также их подготовку к жизни в обществе с формированием мировоззрения на основе российских духовных и нравственных ценностей [5].

Это движение занимается воспитательной работой, в рамках которой участников направляют взрослые наставники. Одной из основных задач этого движения, по словам президента Владимира Путина, является создание среды, обеспечивающей равные и доступные возможности для самореализации и развития по различным направлениям [6].

Движение Первых, российское объединение детей и молодежи, предлагает разнообразные мероприятия, охватывающие широкий спектр интересов. Здесь каждый найдет что-то по своему вкусу — спорт, творчество, волонтерство, путешествия и многое другое. Участники этого движения стремятся к справедливости, распространяют добро и признают доброту как силу. Для них добрые поступки — ключ к улучшению жизни.

В рамках своей деятельности «Движение первых» также занимается организацией патриотических мероприятий. Например, к Дню Победы организация запустила акцию под названием «Окна Победы». Её идея заключалась в призыве россиян выставить символы Победы в окна своих домов. Мероприятия «Хранители истории», «Семейная команда» и многие другие мероприятия проходят в рамках данного движения.

Рассмотрим следующее российское движение «Юнармия» — это всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в 2016 году по инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу. Каждому участнику движения открывается доступ к сотням увлекательных событий, возможности изучать технику и заниматься спортом. Вступить в Юнармию может любой желающий с 8 до 18 лет.

Работа «Юнармии» осуществляется по следующим направлениям:

Духовно-нравственное развитие — воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любви к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому сознанию и уважительному отношению к семье.

Социальное развитие — дети учатся взаимодействовать друг с другом; выявляют и анализируют вопросы развития гражданского общества.

Физическое развитие и спорт — отличительная черта каждого юнармейца — хорошая физическая подготовка и здоровый образ жизни. Спорт развивает физическую форму и отлично компенсирует многочасовое пребывание за школьной партой и компьютером.

Интеллектуальное развитие — формирование у детей различных типов мышления, умению анализировать исторические процессы и события, делать самостоятельные выводы и обобщения [8].

К мероприятиям движения «Юнармия», направленные на формирование гражданских качеств можно отнести конкурс «Юнармия в кадре», «Подвиг Александра Матросова», акция «Память поколений» и др.

Стоит отметить и программу «Орлята России», которая была разработана в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Она призвана удовлетворить потребности младших школьников в социальной активности и поддержать интерес к учебным и внеурочным видам деятельности. Главная цель программы — формирование социально значимых качеств личности обучающихся, а также ключевых базовых ценностей, таких как Родина, семья, природа, дружба, труд и милосердие.

«Орлята России» представляют собой уникальный проект, нацеленный на развитие социальной активности учеников в возрасте от 7 до 11 лет. Он создает условия для воспитания патриотов своей страны, людей, заинтересованных в знаниях, спортивных достижениях, творческом поиске и научных исследованиях. Этот проект также обращает внимание на формирование участников, способных созидать и делать мир вокруг себя лучше [7].

Инициатива по созданию проекта «Орлята России» принадлежит министру просвещения Российской Федерации, Сергею Кравцову, и была осуществлена в 2021 году. За короткий период существования этот проект вырос до уровня всероссийского масштаба и был объявлен миссией исторического значения.

В основе идеи «Орлята России» лежит необходимость воссоздания системы общественного воспитания в начальной школе, опирающейся на отечественный педагогический опыт, который признан одним из лучших в мире. Проект выбрал работу именно с младшими школьниками, так как именно в начальных классах закладываются духовно-нравственные основы личности человека. Ребенок на этом этапе получает опыт общения со сверстниками, наставниками, учителями и лидерами мнений, который определяет его будущую личность.

Программа содержит систему треков (7 треков: «Орлёнок — Эрудит»; «Орлёнок — Доброволец»; «Орлёнок — Мастер»; «Орлёнок — Спортсмен»; «Орлёнок — Хранитель исторической памяти»; «Орлёнок — Эколог»; «Орлёнок — Лидер»), которые направлены на развитие социальной активности младших школьников.

Занятия, в рамках программы «Орлята России» значимы как для детей, так и для взрослых, а также для всей нашей страны, помогая формировать патриотическую и социально активную молодёжь.

Важными направлениями деятельности детской организации являются общественно значимые дела, которые приносят пользу не только детям, но и школе, а также обществу в целом. Мероприятия и занятия «Орлята России» предлагают детям принять участие в акциях «Письмо солдату», «Мы гордимся вами», «Ой, батарейка», «Доброе сердце», «Спешить на помощь безвозмездно» и др. [7]

Один из ключевых аспектов формирования патриотизма и гражданственности учащихся заключается в осознании смысла и важнейших аспектов этих качеств, а также в их глубоком переживании. Это позволяет школьникам развивать чувство привязанности к своей Родине и формировать соответствующие взгляды, убеждения и образ жизни.

Таким образом, детские общественные организации играют важную роль в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников, предоставляя им возможность познакомиться с культурным наследием и традициями различных народов.

Литература:

  1. Бондарь М. А. Особенности феномена «детская общественная организация» / М. А. Бондарь. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 3 (50). С. 463–468.
  2. Викулова, Н. С. Роль общественных организаций в воспитательном процессе / Н. С. Викулова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 16 (306). С. 295–298.
  3. Волохов А. В. Вариантно-программный подход в деятельности детских общественных объединений / А.Волохов, И. Фришман // Воспитание школьников. 2013. № 4. С.56–64.
  4. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2022. № 2. С. 25.
  5. Движение Первых. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.будьвдвижении.рф (дата обращения: 31.01.2024).
  6. Министерство просвещения Российской Федерации Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/6396/v-regionah-strany-otkryvaetsya-vse-bolshe-pervichnyh-otdeleniy-rossiyskogo-dvizheniya-detey-i-molodezhi-dvizhenie-pervyh/ (дата обращения: 31.01.2024).
  7. Орлята России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://orlyatarussia.ru (дата обращения: 02.02.2024).
  8. Юнармия. Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://yunarmy.ru/headquarters/about/(дата обращения: 25.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, ребенок, активное участие, возможность, движение, движение Первых, детская общественная организация, мероприятие, Российская Федерация, социальная активность, школьник.


Ключевые слова

гражданско-патриотическое воспитание, Юнармия, Движение первых, Орлята России

Похожие статьи

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Формирование гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспекторы движения»

В статье представлен анализ опыта реализации программы формирования гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспектора движения».

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Похожие статьи

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Формирование гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспекторы движения»

В статье представлен анализ опыта реализации программы формирования гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспектора движения».

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Задать вопрос