Менеджмент в государственном управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, М. Ю. Менеджмент в государственном управлении / М. Ю. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 126-135. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116239/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует проблемы использования элементов менеджмента в государственном учреждении.

Ключевые слова: государственный менеджмент, социальное страхование, государственное управление, реализация проекта, управленческое решение, управление, государственная сфера, организационная структура, элемент системы менеджмента.

Менеджмент, как система управления, чаще всего ассоциируется с деятельностью в частных компаниях различных масштабов. Такое представление возникает из-за возможности открыто отследить результаты деятельности системы на чётких показателях (прибыли, количества произведенного и проданного продукта, количеством и удовлетворенностью потребителей). Менеджмент, как научная отрасль позволяет стандартизировать процессы, происходящие в компании и сформировать план действий, а текущий анализ — скорректировать план под определённые обстоятельства.

Организация, имея прибыль, имеет возможность привлекать профессиональных менеджеров и экспертов в области, для стимуляции продвижения различных показателей на более высокий уровень. В некоторых случаях (уникальный вид деятельности, крупный размер организации или уникальные обстоятельства), исследования, проходящие локально, оставляют след в науке менеджмента в целом.

Несмотря на то, что в государственных учреждениях отсутствует понятие «Менеджера», а также, что результативность не оценивается привычными для менеджмента критериями (прибыль), в таком управлении отслеживаются выраженные элементы системы менеджмента. Государственное управление не имеет возможности использования экспертной оценки используемых элементов менеджмента на одном уровне с бизнесом: финансовые обязательства более строгие, присутствует ограничивающее законодательство. Необходимо брать в расчёт и нестандартные показатели, норма которых варьируется в зависимости от потребностей общества (а не интересов компании).

Эффективность менеджмента в государственной сфере рассматривают постфактум, преимущественно лица принимающие решения. Система управления обособленна в зависимости от уровней и отрасли, соответственно используются разные элементы в разной степени. Для формирования упорядоченной системы использования элементов менеджмента в государственном управлении необходимо постоянное изучение и совершенствование принципов науки менеджмента, как и в индивидуальном порядке, так и инициируемое со стороны органов власти.

Рассмотрим наиболее оптимальные определения основных терминов.

Менеджмент — деятельность, связанная с воздействием на социально-экономические и технические системы для перевода их из данного состояния в заданное; в узком смысле менеджмент — тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которого характерны гибкость (адаптация) и рациональное использование ресурсов, достигаемые применением особых принципов, функций и методов [23].

Государственный менеджмент можно определить, как систему управления в сфере государства и его компонентов, ориентированную на технические параметры, такие как эффективность в достижении целей и открытость управленческих процессов. В этом контексте применяются критерии, аналогичные тем, что используются в частном бизнесе.

Управление — целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности по достижению целей организации. Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реализации управленческих воздействий на людей, активизирующих их работу в организации [24, с. 19].

В данной работе менеджмент рассматривается, как способ ответственных за организацию лиц достигать целей и миссий, то есть, как один из возможных способов управления организацией (управлять можно без использования элементов менеджмента или с их минимальным количеством)

При первичном рассмотрении понятий менеджмента частной компании и государственного учреждения, можно выделить различия по основным критериям: цель, определяющий фактор, субъект, объект, экономика.

В государственной структуре законодательно определена необходимость обеспечения целостности и безопасности общества, формирования упорядоченности и создания условий для развития, соответственно и определяющим фактором является общество, на которое направлены указанные цели.

Частной организации не требуется ставить приоритетной задачей благополучие общества. В условиях рыночной экономики, основной целью бизнеса является получение прибыли, а определяющим фактором — внутренние интересы (собственника).

Субъект управления классического менеджмента — собственник и управляющий персонал, объект — имущество собственника. В государственном менеджменте, субъект — государство, в лице органов и должностных лиц, а объект — общество и сферы общественной жизни (политическая, экономическая, социальная, духовная).

Экономической основой для бизнеса являются финансы собственника и дополнительно привлеченные средства (например, инвесторские), а для государственных учреждений — средства государственного бюджета.

Менеджмент имеет возможность быть директивным и регулятивным в необходимой степени. В государственной среде используются преимущественно регулятивные методы.

В каких актах можно отследить использование менеджмента? Основанием системы государственного управления, распределяющей полномочия, служит статья 11 Конституции, где указано, что власть осуществляют: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и суды. Субъекты организуют собственные органы власти, а разграничения регулируются договорами о разграничении полномочий. В следующей статье отделяется система местного самоуправления от государственного управления [1].

Прежде чем продолжить рассмотрение регулирующего законодательства следует отметить, что современное законотворчество глубоко вовлечено в научную систему, включающую в себя и науку об управлении. Можно считать, что управленческие решения (документы), содержащие в себе регулятивную основу (что делать, как делать, кому делать, в какой форме делать и аналогичное) уже свидетельствуют о применении элементов систем менеджмента в управлении.

Следующая ступень регулирующих актов — федеральное конституционное законодательство. Например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», где рассмотрены полномочия, относящиеся к сферам: экономики; социальной; обеспечения прав граждан, законности, борьбы с преступностью; внешней политики и прочее [7].

Среди федерального законодательства можно выделить: ФЗ № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации», где указываются принципы построения и функционирования системы государственной службы, сформированы общие условия, создана ранговая система [3]. А также более подробный закон о гражданской службе № 79, где раскрыты: принципы, должности, классификации, правовое положение, требования, определение должностного контракта, формы надзора и контроля [4] и т. д.

На основании изложенного законодательства формируются региональные, отраслевые и регионально-отраслевые нормативно правовые-акты. В качестве региональной нормативно-правовой основы рассматривается устав образования. В Уставе Санкт-Петербурга (с точки зрения регионального документа) указаны основы организации государственной власти, статус, состав, структура и иные элементы законодательной власти, взаимодействие различных органов [2] и т. д.

Постановление Правительства РФ № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» содержит в себе элементы менеджмента в отрасли государственного регулирования трудовых отношений и социальной защиты. В акте указаны полномочия и положения об организации деятельности министерства [6].

Регионально-отраслевые документы узконаправлены, например Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1182 «О комитете по социальной политике Санкт-Петербурга», где указаны задачи, полномочия, структура и экономическая основа комитета [5].

Также возможно вспомогательное использование нормативных документов без привязки к правовой основе, например системы стандартов. В качестве примера можно выделить ГОСТ Р ИСО 9001–2015, в которой раскрыты процессы и элементы системы качества менеджмента, обозначены общие черты распределения ответственности и полномочий в организации. Присутствуют положения о человеческих ресурсах, требований к продуктам и услугам, оценке результатов деятельности [22]. Такая система стандартов разработана для использования не только частными организациями, не существует запрещающего норматива для использования ГОСТов в государственной сфере.

Для углубления в систему государственного менеджмента рассмотрим некоторые стороны деятельности Правительства Российской Федерации и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Деятельность Фонда регулируется Федеральным законом «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» № 236-ФЗ [8]. Фонд принадлежит Правительству РФ и является государственным внебюджетным учреждением. СФР (он же, Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации) разделен территориально, соответственно у каждого региона присутствует местное управление. 236-ФЗ содержит в себе положение, указывающее на подведомственность ЦА фонда правлению фонда, возглавляемое Председателем. В свою очередь правление подчинено Правительству РФ.

Распоряжение № 631р «Об утверждении организационной структуры центрального аппарата и контрольно-ревизионной комиссии фонда пенсионного и социального страхования российской федерации» является действующим документом, формирующим систему департаментов аппарата, который утверждён Председателем фонда.

Каждый департамент утверждён отдельным Приказом и имеет свой круг полномочий, например:

– Приказ от 06.02.2023 № 147 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджета и статистики» (осуществляет бюджетную экспертизу, формирует проект бюджета, подготавливает реестр расходов и пр.) [12];

– Приказ от 01.02.2023 № 121 «Об утверждении Положения о Департаменте казначейства» (исполняет бюджет, анализирует состояние бюджета, взаимодействует с кредитными организациями и пр.) [11];

– Приказ от 03.03.2023 № 317 «Об утверждении Положения о Департаменте сопровождения ведомственных информационных систем» (тестирует информационные решения, определяет стратегии цифрового развития и пр.) [14];

– Приказ от 09.02.2023 № 159 «Об утверждении Положения о Департаменте организации обеспечения страховых выплат» (контроль назначения и предоставления страховых выплат, проверки связанных организаций и пр.) [13].

Департаменты вправе передавать результаты своей деятельности, поручения, решения, подведомственным им отделениям (региональным и отраслевым), а также делать запросы и формировать нормативы.

Прежде, чем приступить к рассмотрению фактического применения следует отметить, что государственный менеджмент преимущественно регулятивный, и ограничен с внешних сторон разветвленной системой НПА, что в основе видоизменяет структуру самого понимания «Менеджмента», который в обыкновенных условиях более «гибкий». Частные организации могут выбирать полномочия в зависимости от предпочтений и планов, государственным же полномочия диктуются «извне», обыкновенно, решением коллегиальных органов или обществом.

Свободное распределение полномочий в государственном управлении возможно только в случае, если такое движение подразумевает закон. Данная практика не распространена, в основном органы исполнительной власти создают сложноподчиненные системы. Подобный подход уменьшает степень гибкости системы, делает систему «неповоротливой», что в свою очередь создает «уязвимость» по отношению к динамичными условиям внешней среды.

Из-за обширности государственных систем в одну из наиболее приоритетных задач входит грамотное делегирование, которое должно осуществляться таким образом, чтобы каждому гражданину была своевременно предоставлена необходимая ему государственная услуга, т. е. без нарушения прав гражданина.

Следовательно, исполнительные органы государственной власти должны предпринимать меры по строгому контролю системы менеджмента и регулярному обновлению, чтобы минимизировать последствия «неповоротливости». Поэтому, практически каждый элемент системы закреплен в регулятивной форме управленческого решения, чаще всего представляющий из себя нормативно-правовой акт.

Какие можно выделить элементы системы менеджмента? Согласно ГОСТ Р 55272–2012 «Системы менеджмента организаций» указаны следующие процессы: мониторинг среды; определение и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; выработку, развертывание, информирование о стратегии и политики; использование инфраструктуры, производственной среды, информации, знаний, технологий, природных ресурсов, партнерства. Процессы зависят от миссии организации. Согласно ГОСТу, в системе менеджмента фигурирует: жизненный цикл продукции (услуги), мониторинг, измерения, самооценка, анализ, улучшения, инновации, схемы взаимодействия процессов и их руководители, структура документированных элементов системы [21].

Такой элемент, как принципы (принципы указывают на политику организации) организации утвержден в ст. 4 236-ФЗ (доступность, автономность систем, партнерство и т. д.), ст. 5 содержит функции и полномочия фонда [8]. Схема подчиненности отслеживается, как в законе, так и в отдельных положениях, таких, как распоряжение Председателя Фонда № 631р «Об утверждении организационной структуры центрального аппарата и контрольно-ревизионной комиссии фонда пенсионного и социального страхования российской федерации» [9].

Система ключевых показателей оценки результативности деятельности (относится к мониторингу процессов) содержит в себе исходные рекомендации от Центрального Аппарата, которые впоследствии адаптируются территориальными органами и выпускаются приказы местными управляющими отделениями. Модель KPI, как элемент управленческой концепции включена в государственные системы недавно, но благодаря интенсивным темпам включения активно развивается. Фондом (Председателем Правления, в частности) 29 января 2024 выпущен приказ № 117 «Об утверждении Положения о ключевых показателях результативности деятельности территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с указанием уполномоченных за показатели департаментов и лиц в них и сроками предоставления [19]. В приложении к приказу сформулирован объемный перечень показателей результативности деятельности территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования и их методик расчета (в т. ч. целевые значения и границы оценки).

В Санкт-Петербургском Отделении на основании приказа № 117 сформирован региональный документ: Приказ № 241 от 17 апреля 2024 «О назначении ответственных за достижение ключевых показателей результативности деятельности Отделения». Такой документ локален, соответственно распределение ответственности находится в рамках Отделения, т. е. уполномочены за показатели структурные подразделения (чаще управления) и их начальники [20]. Оцениваемые параметры можно отследить в Таблице 1.

Таблица 1

Пример упрощенного отчета по системе показателей

№ п/п

Наименование показателя

Целевое значение показателя на 2024 год/

Максимальный балл

Фактические значения показателей на 2024*

Ответственное подразделение за предоставление данных

1 квартал (баллы)

2 квартал (баллы)

гр.1

гр.2

гр.3

гр.4

гр.5

гр.6

1

Сводный показатель по назначению пенсий

95–100 % / 11 баллов

90–94 % = 5 баллов

менее 90 % = 0 баллов

Управление организации установления пенсий

2

Назначение выплат семьям с детьми в срок до 10 рабочих дней со дня принятия заявления.

95–100 % / 7 баллов

90–94 % = 5 баллов

менее 90 % = 0 баллов

Управление социального обеспечения семей с детьми

3

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в срок

90–100 % / 5 баллов

80–89 % = 3 балла

менее 80 % = 0 баллов

Управление организации обеспечения страховых выплат

4

Осуществление специальных социальных выплат медицинским работникам

98–100 % = 1 балл

менее 98 % = 0 баллов

Управление организации обеспечения страховых выплат

5

Сводный показатель качества обслуживания при предоставлении услуг

12 баллов

Ксsi >4,4 = 3 балла;

<4,4 = 1 балл;

Knps >7 =3 балла;

<7 =1 балл;

Квк->90 % = 2 балла;

<90 % = 1 балл;

Кэл ->70 % = 2 балла;

<70 % = 1 балл

Кксдо ->75 % = 2 балла;

<75 % = 1 балл

Управление организации работы клиентской службы

Управление по обеспечению деятельности Единого контакт-центра

6

Установление мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих

99,6–100 % = 2 балла

80–99,5 % = 1 балла

менее 80 % = 0 баллов

Управление организации установления социальных выплат

7

Предоставление технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата

1 кв. — 40 % и более = 4 балла

26–39 % =3 балла

16–25 % = 2 балла

11–15 % = 1 балл

2 кв. — 43 % и более = 4 балла

Управление реализации социальных программ

Отчет упрощен для визуального восприятия, фактически, оцениваемых показателей 25, основное разделение на 4 квартала, но данные предоставляются регулярно нарастающим итогом для осуществления текущего контроля и улучшения показателей, требующих повышения.

Элемент менеджмента — корпоративная база знаний (часть документационной структуры), также реализована в Социальном Фонде. Одна из разновидностей реализации утверждена приказом Фонда пенсионного и социального страхования от 10.07.2023 № 1339 «О проведении пилотного проекта по разработке программного обеспечения «Экспертная система специалиста клиентского офиса»». Проект выполнен на 100 %, создана единая информационная система для специалистов клиентских служб.

Совокупность указанных и иных элементов системы менеджмента, подтверждает наличие государственного менеджмента в подразделениях Фонда.

Для более подробного рассмотрения функционирования государственного менеджмента в фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации рассмотрим движение и исполнение управленческого решения по структуре учреждения (рис. 1.)

Упрощенная структура подчиненности Социального Фонда РФ

Рис. 1. Упрощенная структура подчиненности Социального Фонда РФ

Координацию деятельности Фонда осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования, т. е. Правительство РФ.

В соответствии с социальной политикой РФ и с Государственной программой «Социальная поддержка граждан», утверждённой постановлением правительства от 15 апреля 2014 г. № 296, установлена необходимость осуществления социального обеспечения и развития органами исполнительной власти и иными уполномоченными учреждениями [17].

Для исполнения целей социальной политики, в частности, касающихся регулирования трудовых отношений, высший федеральный исполнительный орган власти — Правительство Российской Федерации подготовил Постановление от 01.02.2023 № 134 «О реализации пилотного проекта по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности». Такие цели являются национальными, утверждёнными и делегированными Президентом РФ (проект — управленческое решение).

Правительство в постановлении утвердило ответственный исполнительный орган, осуществляющий контроль и предоставляющий доклад о результатах реализации — Министерство труда и социальной защиты. В правила реализации проекта введен список участников: СФР и реабилитационные центры; Министерство; медицинские организации; работодатели.

Краткое содержание положений постановления, демонстрирующее использование государственного менеджмента:

– Цели направлены на обеспечение благополучия общества — предупреждение профессиональных заболеваний. Побочные цели, также оказывают косвенное влияние — координация работы по предупреждению профессиональных заболеваний, улучшение механизмов выявления будущих заболеваний, оценка эффективности профилактики;

– Финансовое обеспечение осуществляется за счёт средств государственного учреждения (в данном случае средства расходуются не напрямую из федерального бюджета, а из бюджета фонда, но в который может поступать дополнительное финансирование из федерального);

– Субъекты управления — государственные учреждения;

– Объект управления — сфера жизни общества, а именно трудовые отношения, здравоохранение;

– Регулятивность — постановление уже является регулятивным управленческим решением, устанавливающим для участников проекта документационные стандарты (перечень и формы документов, предоставляемые работодателем в фонд, основания для отказа, сроки предоставления, правила осмотров работников медицинскими организациями, регуляция результатов работы медицинских организаций фондом, отчетности из фонда в министерство).

После подписания Председателем правительства, документ перешел в основной перераспределительный элемент структуры социального фонда — Центральный Аппарат. В данном случае утвердительная документация со стороны правления фонда имела рекомендательный характер т. к. проект инициирован вышестоящим органом. Координатором, в соответствии с полномочиями, в ЦА назначен департамент организации страхования профессиональных рисков , регулирующий деятельность соответствующих управлений в территориальных органах. От лица департамента регионам участникам направлено письмо «О направлении информации в рамках реализации пилотного проекта по проведению профилактики профессиональных рисков», в приложении к которому указаны формы предоставления отчетов (кому рекомендуется профилактика и куда их направить).

Аппарат в лице департамента, как центральный орган осуществил распределение по регионам участникам, а также стал уполномоченным подразделением по сбору показателей с территориальных органов и впоследствии предоставляющим отчётность в Министерство.

Центральный аппарат осуществил:

– Координацию отделений участников с страхователями-участниками (перечни работодателей были утверждены несколькими министерствами: транспорта, промышленности, энергетики, что указано в Правилах Постановления [18]);

– Координацию отделений участников с уполномоченными представителями сферы здравоохранения (в письме Департамента «О направлении информации в рамках реализации пилотного проекта» в списках получателей также числятся реабилитационные центры, которым указано доводить сведения о состоянии здоровья работников определенным образом, что свидетельствует о прямом взаимодействии);

– Утверждение дорожных карт и иных видов плана проекта;

– Распределение целевого финансирования;

– Принятие и рассмотрение информационных запросов территориальных органов;

– Регулярное участие в собраниях с управляющими территориальных органов для текущего контроля хода выполнения проекта;

– Дополнительное документационное обеспечение (в т. ч. разъяснительное, с вводом дополнительных требований, форм);

– Согласование ответственных лиц в территориальном органе.

Под руководством ЦА подразделения территориальных органов осуществляли фактическое исполнение проектов в конкретном субъекте-участнике.

При реализации проекта из территориального органа также формируются распорядительные и корректирующие документы. Например, Приказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30.05.2023 № 406 «Об утверждении Порядка взаимодействия Отделения со страхователями — участников проекта», где указан пошаговый регламент взаимодействия с юридическими лицами [15].

Подразделения формируют первичную ступень отчётности в территориальный орган. В типовой форме отчёта по проекту содержится 14 характеристик, позволяющих определить текущее состояние проекта. Можно выделить положения: «статус отделения» (осуществляет исполняющие функции, координирующие); «подразделения-исполнители в Отделении» (наименование реализующего управления); «Организация работы по проекту» (указывается обоснование осуществления деятельности: календарный план; поручения; дорожная карта); «Текущее состояние работ по проекту» (Выполнение мероприятия по плану, пункт и название мероприятия. Процент выполнения плана мероприятий. Выполнения поручения по письму/ протоколу ВКС/ и т. п. дата и № письма/поручения); «срок завершения текущего мероприятия»; «следующие мероприятия по проекту (по плану /письму), срок завершения мероприятия».

Отчёт по проекту предоставляется к собранию проектного офиса, чаще всего в плановом порядке. План проведения локальных собраний зависит от плана отчетностей ЦА перед вышестоящими органами, т. е. от собраний управляющих отделениями с «выжимкой» отчётных сведений.

Внеочередные запросы о ходе проектов могут оформляться в виде документов, оформляемых организатором в подразделении через согласование с уполномоченным лицом территориального органа (например, заместитель управляющего), отправляемых непосредственно в Департамент Центрального Аппарата, ответственному принимающему лицу.

Некоторые действия подразделения территориального органа для исполнения проекта, указанные в дорожной карте:

– Заключение работодателями договоров о проведении профилактики профессиональных заболеваний с центрами реабилитации СФР, соответствующими по нозологическим профилям специализации патологиям, выявленным медицинской организацией у работника по результатам медицинского осмотра;

– Подготовка Отделением совместно со страхователями — участниками пилотного проекта по итогам проведенных медицинских осмотров списков работников с выявленными ранними признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов с дальнейшим предоставлением в Центральный Аппарат СФР;

– Представление работодателями в Отделение заявлений о финансовом обеспечении расходов на мероприятия пилотного проекта, принятие по ним решений и направление работодателями работников, включенных в списки, на профилактику;

– Проведение совещаний в режиме ВКС с отделениями СФР и центрами реабилитации СФР по реализации пилотного проекта (по мере необходимости).

После выполнения всех пунктов дорожной карты, соответственно достижения всех целей проекта формируются завершающие документы.

От подразделения территориального органа к лицу уполномоченному от отделения направляется документ с распределением частей оплаты каждому члену рабочей группы, принимавшему участие в проекте. Финансирование предварительно распределяется силами Центрального Аппарата после получения уведомления о завершении проекта.

Организующие учреждения могут сформировать приказ о завершении проекта, но в основном проект «автоматически» считается завершенным, если в нем указаны сроки, по истечению которых все цели должны быть исполнены. Проект не является завершенным, если продлены сроки исполнения.

На 01.01.2024 проект считается реализованным без нарушения установленных сроков, цели и задачи исполнены в соответствии с постановлением и исходящими из него нормативно-правовыми актами.

Основные проблемы государственного менеджмента при реализации проекта:

  1. Недостаточная эффективность регулятивных мер.

Государственное управление требует высокого уровня документационного подкрепления, но без прямого поручения вышестоящего органа/лица, управленческие решения могут не документироваться. Присутствует вероятность возникновения «пробелов» в хронологии документов.

Текущее постановление не было подкреплено приказом Центрального Аппарата и территориального органа. Следовательно, не было установлено общих уточняющих требований от организующих подразделений (в постановлении указываются наиболее расширенные требования для всех участников, конкретные требования для Фонда имеют собственные особенности). Отсутствие таких требований приводит к разрозненному поступлению информации к участникам проекта, что вызывает потребность в дополнительном информировании. Таким образом — нагрузка на организующие подразделения увеличивается в дальнейшей перспективе.

Недостаточное количество документации или множество неучтенных факторов в документации приводят к необходимости «восполнения», оформления «задним числом». «Восполнение» документационных изъянов постфактум приводит к дополнительным потерям рабочего времени и иных ресурсов.

  1. «Непрозрачность»

Несмотря на то, что государственный менеджмент направлен на обеспечение общества (как финальная цель), нет отлаженной системы демонстрации результатов деятельности, как и для широкого спектра участников проекта, так и для граждан. Постановление утверждено и присутствует в общем доступе, но все последующие шаги и ответственные лица, как и документы, известны исключительно уполномоченным лицам в организующих органах.

Итогом становится недостаточная информированность, как и граждан, о продвижениях в реализации государственных программ, так и участников проекта (которыми являются не только государственные учреждения) об общем прогрессе выполнения, в т. ч. о результатах.

Для получения расширенной информации сотрудникам подразделений территориальных органов, участвующих в проекте, во внутренней системе электронного документооборота необходимы расширенные права доступа, а также визуализация результатов для лиц без доступа к системам.

  1. Оптимизация управления

Департамент организации страхования профессиональных рисков всего содержит не более 50 сотрудников (включая управление), из которых лишь часть сотрудников вовлечена в осуществление проекта, охватывающего каждый регион, осуществляющий предупредительные меры для страхователей участников. Учитывая, что проектная деятельность не сокращает основных обязанностей ни одного из участников, в т. ч. и организаторов, при недостаче кадровых ресурсов, повышается вероятность образования излишней нагрузки.

Неисполнение целей проекта, в независимости от состояния кадрового состава, является прямым противоречием утверждающему органу — Правительству, поэтому недопустимо. При кадровом дефиците и усиленной нагрузке возможно допущение ошибок и неисполнение необязательных требований.

  1. Количество промежуточных звеньев

Система органов исполнительной власти и государственных учреждений многоступенчата и расширена. Любая информация, передаваемая от крайнего элемента системы к противоположному (горизонтально или вертикально), подвергается изменениям: корректировке, иной интерпретации, утере элементов или дополнениям, потере актуальности.

Такие изменения могут приводить к задержкам реализации промежуточных целей, что в свою очередь оттягивает исполнение финальной.

При большом количестве «звеньев» системы повышается вероятность невозможности идентификации участника, допустившего некорректность. При допущении нежелательного изменения требуются исправления от всех участников, что приводит излишней нагрузке, как на сотрудников, так и на систему.

Возможные решения проблем государственного менеджмента при реализации проекта:

  1. Формирование строгих документационных требований из высшего организующего и последующих контролирующих органов.

Требования к документационному обеспечению и его формы, а также общие единые требования к отчетам подразделений должны утверждаться устанавливающим или собирающим отчетности органом (Правительством или Центральным Аппаратом Фонда) в момент формирования основного поручения.

Последствия ситуаций, относящихся к форс-мажорным, требующих гарантированного подтверждения действий учреждения, сводятся к минимуму при наличии соответствующих документов. Уменьшаются ресурсные издержки, направленные на восстановление недостающих документов в связи с их отсутствием.

В случаях, когда контролирующие органы выпускают дополнительные постановления после формирования основного поручения, повышается вероятность вынужденного оформления требуемой документации после фактического осуществления действия («задним числом»).

  1. Открытые системы документооборота

Расширение возможностей систем передачи документации для внутренних целей способствует ускорению передачи информации, как следствие повышению скорости принятия и исполнения поручений. Наличие общей базы данных позволит формировать документы по «аналогии», на основании, например, принятого документа иного территориального органа.

Открытый доступ к документам контролирующих органов позволяет проводить оценку соответствия текущей деятельности целям таких органов. Подобная оценка предоставляет возможность исключить ошибки на этапе реализации, что в перспективе сокращает издержки.

Для ознакомления граждан необходимо создание единой интуитивно понятной базы данных с перечнем выполненных проектов, с указанием связанной государственной программой и национальной целью.

  1. Формирование временного подразделения

Временное подразделение, включающее в себя отдельные кадровые единицы из организаций участников, функционал которого полностью направлен на реализацию проекта, позволило бы исключить проблемы оптимизации управления и излишнего количества промежуточных звеньев. При организации временного подразделения общее количество сотрудников в проекте сократилось, следовательно увеличилось вознаграждение, а фокус внимания каждого направлен на достижение целей проекта, а не исполнение должностных обязанностей.

При предоставленной возможности взаимодействия временного подразделения напрямую со сторонними участниками (организациями-страхователями, медицинскими организациями), упрощается система передачи информации, т. к. из неё исключаются территориальные органы и их управляющие. Временное подразделение может самостоятельно передавать информацию о реализации, как и в нижестоящие органы, так и в вышестоящие, используя при этом единую форму.

В случае использования трех инструментов параллельно система государственного менеджмента, касающаяся исполнения проектов с участием центрального аппарата фонда, приблизится к более высоким показателям эффективности.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Устав Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 14.01.1998)
  3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ
  4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008 № 1182 «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга»
  6. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»
  7. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
  8. Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 № 236-ФЗ
  9. Распоряжение от 11.10.2022 № 631р «Об утверждении организационной структуры центрального аппарата и контрольно-ревизионной комиссии Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»
  11. Приказ от 01.02.2023 № 121 «Об утверждении Положения о Департаменте казначейства»
  12. Приказ от 06.02.2023 № 147 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджета и статистики»
  13. Приказ от 09.02.2023 № 159 «Об утверждении Положения о Департаменте организации обеспечения страховых выплат»
  14. Приказ от 03.03.2023 № 317 «Об утверждении Положения о Департаменте сопровождения ведомственных информационных систем»
  15. Приказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30.05.2023 № 406 «Об утверждении Порядка взаимодействия Отделения со страхователями — участников проекта»
  16. Приказ от 10.07.2023 № 1339 «О проведении пилотного проекта по разработке программного обеспечения «Экспертная система специалиста клиентского офиса»»
  17. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
  18. Постановление Правительства РФ от 01.02.2023 № 134 «О реализации пилотного проекта по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности»
  19. Приказ № 117 от 29.01.2024 от «Об утверждении Положения о ключевых показателях результативности деятельности территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации»
  20. Приказ № 241 от 17.04.2024 «О назначении ответственных за достижение ключевых показателей результативности деятельности Отделения»
  21. ГОСТ Р 55272–2012 «Системы менеджмента организаций» Дата введения: 01.06.2013.
  22. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества». Дата введения: 01.11.2015.
  23. Большая Российская энциклопедия / [Электронный ресурс]: https://bigenc.ru/
  24. Е. С. Тимофеева, Н. А. Дивина Электронное учебное пособие по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» Санкт-Петербург 2020 / [Электронный ресурс]: https://farvater.gumrf.ru/enrol/index.php?id=7563
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственный менеджмент, балл, социальное страхование, Центральный Аппарат, территориальный орган, государственное управление, пилотный проект, орган, утверждение Положения.


Похожие статьи

Корпоративное управление в системе стратегического менеджмента организации

В статье рассмотрены аспекты системы стратегического менеджмента организации. Обобщено понятие корпорации и корпоративного управления, даны рекомендации для обеспечения эффективной деятельности корпорации.

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Эффективность государственного и муниципального управления в России

В работе рассматривается определение понятия эффективность управления, рассмотрены некоторые концептуальные модели, подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Антикризисное управление предприятием в современных условиях: теоретико-методологический аспект

В статье рассматриваются актуальные положения теории антикризисного менеджмента в контексте управления хозяйствующими субъектами в социально-экономическом пространстве Российской Федерации.

Социальная политика предприятия и её использование в управлении персоналом

В статье автор рассматривает один из важных инструментов экономического стимулирования трудовой деятельности — социальную политику предприятия. Изучены основные направления социальной политики предприятия и выделены мотивационные решения для стимулир...

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Стратегическое управление деятельностью персонала

В статье рассмотрены ключевые аспекты стратегического управления персоналом. Показана значимость персонала как стратегического ресурса организации.

Похожие статьи

Корпоративное управление в системе стратегического менеджмента организации

В статье рассмотрены аспекты системы стратегического менеджмента организации. Обобщено понятие корпорации и корпоративного управления, даны рекомендации для обеспечения эффективной деятельности корпорации.

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Эффективность государственного и муниципального управления в России

В работе рассматривается определение понятия эффективность управления, рассмотрены некоторые концептуальные модели, подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.

Место и значение инвестиций предприятия в системе его финансового менеджмента

В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспект...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Антикризисное управление предприятием в современных условиях: теоретико-методологический аспект

В статье рассматриваются актуальные положения теории антикризисного менеджмента в контексте управления хозяйствующими субъектами в социально-экономическом пространстве Российской Федерации.

Социальная политика предприятия и её использование в управлении персоналом

В статье автор рассматривает один из важных инструментов экономического стимулирования трудовой деятельности — социальную политику предприятия. Изучены основные направления социальной политики предприятия и выделены мотивационные решения для стимулир...

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Стратегическое управление деятельностью персонала

В статье рассмотрены ключевые аспекты стратегического управления персоналом. Показана значимость персонала как стратегического ресурса организации.

Задать вопрос