Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпирического исследования самоотношения подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностный потенциал, компоненты личностного потенциала, самоотношение.
В нынешней эпохе становится всё более очевидной необходимость понимания уникальных черт и возможностей молодых людей, которые помогают им преодолевать различные жизненные сложности. Эти личностные качества играют ключевую роль не только в поддержании умственного и эмоционального благополучия, но и в профессиональном здоровье, что особенно важно сегодня. [4].
Главной ценностью системы образования в Российской Федерации становится личность ребенка. Поэтому цель образования заключается в развитии личностного потенциала каждого ребенка.
Индивидуальные внутренние качества и личностный потенциал становятся ключевыми факторами, влияющими на направление развития человека и на широкий спектр возможностей, которые перед ним открываются.
Каждый индивид обладает определенным потенциалом к различным сферам работы. С течением времени, человек формирует свои жизненные приоритеты, определяет задачи и стремится их реализовать. [1].
В психологической науке личностный потенциал рассматривается как возможность для самосовершенствования и преодоления препятствий на жизненном пути воспринимаются. Это будет способствовать полностью или частично раскрыть свой потенциал в различных ситуациях [7].
В социологической науке потенциал представляет набор интеллектуальных и физических ресурсов, которые обеспечивают возможность для достижения целей. Считается, что именно благодаря духовным ресурсам и внутренним возможностям человека, он может реализовать свои цели и принимать необходимые жизненные решений. [2].
Современная наука представляет сущность потенциала как резерва, запаса необходимого для осуществления деятельности, через отражение прошлого и представление настоящего.
Д. А. Леонтьев относит личностный потенциал к ключевым особенностям, определяющим сущность человека. Под личностным потенциалом автор рассматривает «определенную систему характеристик индивидуальных психологических особенностей человека, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [5, 6].
Личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Основным фактором, влияющим на развития личностного потенциала, является самосознание в целом и отдельные его компоненты: самоотношение, самооценка, саморегуляция [3].
Подростковый возраст сложный этап развития личности, когда происходят ключевые трансформации в самовосприятии — изменения взгляда на себя, отношения к окружающему миру и развития самостоятельности. Развитие личностного потенциала обусловлено благоприятным отношением к собственным способностям.
Исходя из вышесказанного цель работы заключается в исследовании самоотношения как компонента личностного потенциала обучающихся подросткового возраста.
Эмпирическое исследование личностного потенциала подростков проводилось на базе средней школы № 2 и ОШ «Университетская школа» г. Елабуга. Участие в исследовании приняли старшие подростки в возрасте 14–15 лет (50 человек). Исследование осуществлялось с использованием методики С. Р. Пантилеева «Исследование самоотношения»; методики Ч.Осгуда «Личностный дифференциал».
Исследование, выполненное с использованием теста С. Р. Пантилеева, выявило, что у старших подростков в выборке присутствует высокий уровень самосознания. Они отличаются развитой способностью к самоанализу и самокритике, не избегают признавать свои слабости как перед собой, так и перед другими. Эти подростки воспринимают себя как личности с четко ощущаемым внутренним ядром, что обеспечивает им уверенность в себе и позволяет чувствовать логичность и обоснованность собственных стремлений и целей. Они убеждены в том, что способны производить положительное впечатление на большинство окружающих, вызывая уважение, симпатию и одобрение. Кроме того, они испытывают удовлетворение от своих внутренних мотивов и принимают себя с учетом всех сильных и слабых сторон. Они склонны к застою в развитии своей личности, проявляя упорство в сохранении существующего состояния своего «Я», даже если это ведет к упущению возможностей улучшения. Их отличает отсутствие стремления к самокритике или переживаниям из-за собственных ошибок, что выражается в неспособности испытывать вину за свои действия.
Рис. 1. Результаты исследования самоотношения старших подростков по методике С. Р. Пантилеева (%)
Как видно из рисунка 2 фактор «оценка» выражен у испытуемых на высоком уровне, что не позволяет адекватно оценивать уровень развития самооценки личностного потенциала. Это говорит о том, что старшие подростки недостаточно критически относятся к самому себе, его удовлетворенностью/неудовлетворенностью собственным поведением, уровнем принятия самого себя.
Фактор «Силы» говорит о том, что старшие подростки проявляют недостаточный самоконтроль при решении трудных задач.
Рис. 2. Результаты исследования самоуважения старших подростков по методике «Личностный дифференциал» (%)
Проведенный анализ показывает, что старшие подростки достаточно хорошо осознают своё «Я», уверенны в себе, отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень и испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.
Если рассматривать компоненты самоотношения как проявление личностного потенциала, то наши испытуемые подростки имеют недостаточно высокий личностный потенциал. Старшие подростки уверенны, даже самоуверенны с очень высоким уровнем самооценки. Также они считают себя ответственными за то, что происходит в их жизненном выборе, но подростки еще не готовы решать ситуации с неопределенностью. Но в тоже время можно утверждать, что старшие подростки не совсем критически относятся к своей личности и не стремятся к дальнейшему саморазвитию. Это в свою очередь не будет способствовать развитию личностного потенциала.
В качестве психологи-педагогических рекомендаций по развитию личностного потенциала старших подростков можно осуществлять работу, направленную на развитие самоанализа, самоотношения, волевых качеств личности и жизнестойкости в преодолении изменений и неопределенности реальной действительности.
Литература:
1 Васильева, А. В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли / А. В. Васильева // Человек и образование. — 2016 — № 2(47). — С. 128– 133.
2 Добреньков, В. И. Методы социологических исследований / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — С. 305–307
3 Едиханова, Ю.М. (2019). Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей / Ю. М. Едиханова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63–4. — С. 281–284.
4 Климов, В. М. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха (обзор литературы) / В. М. Климов, И. А. Галай, Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 4.
5 Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. — С.85–105
6 Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. -680 с.
7 Хисамов, А. Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры / А. Р. Хисматов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5–6. — С. 1339–1342.