Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности, которым способствует коммуникативный характер дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа. Автор выделил цели, структуру и содержание военной составляющей курса английского языка, а также предложил приемы и методы работы с подробным описанием процесса применения в образовательном процессе.
Ключевые слова : Федеральный государственный образовательный стандарт, патриотическое воспитание, военный компонент, межкультурная коммуникация, коммуникативная направленность, профильно-ориентированный междисциплинарный подход.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт третьего поколения. В его основу положено воспитание человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Так же изменились и требования к учебным предметам. Теперь необходимо воспитывать детей способных развивать общество так, чтобы укреплять нашу страну.
Главной задачей изучения английского языка в довузовском учебном заведении является формирование всесторонне развитой личности, которая способна свободно ориентироваться в мире и умеет работать с информацией. В связи с этим, задача предмета состоит не только в том, чтобы дать знания о языке, но также и создать условия для приобретения опыта их использования.
Учитывая специфику учебного заведения СПбКВК, помимо развития универсальных учебных действий, я уделяю много внимания процессу формирования ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности, стараюсь сформировать желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать ее безопасность во всех сферах жизни.
На своих уроках я подчеркиваю связь военно-учетных специальностей с другими профессиями национального и международного характера. В этих целях в обучение английскому языку был введен военный компонент, который тесно пересекается с темами (социально-бытового, культурного и страноведческого характера) программы по английскому языку основного общего среднего образования. Подобное сочетание формирует у кадет чувство патриотизма и гордости за свою страну, помогает лучше осознать свою национальную, а также профессиональную принадлежность. Содержание изучаемого материала тесно связано с предметом основы военной подготовки и включает в себя следующие темы: выполнение воинского приветствия, рапорт, построение, строевая подготовка, подготовка к строевому маршу, строевые приемы и движение с оружием и без оружия, строй, его виды и элементы, основные команды, военная форма и амуниция.
Цель военной составляющей на уроках английского языка — расширение и углубление знания английского языка в сфере военной тематики, развитие мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка, подготовка их к осознанному выбору профессии, воспитание достойного гражданина России, патриота своей Родины, воспитание таких качеств, как твердость характера и надежность, физическая выносливость, любовь к отечеству, соблюдение конституционных норм российского государства и уважение к культурному наследию и традициям своей и любой другой нации.
При обучении английскому языку я реализую профильно-ориентированный междисциплинарный подход, а также обучение языку в конкретной профессиональной сфере. Таким образом, возможность практической реализации знаний, полученных на уроке, является мощным стимулом для поддержания у учащихся интереса к изучению языка на протяжении всего занятия. В 5 классе кадеты осваивают рапорт и воинские приветствия на английском языке.
Commands
1. Group! Stand up! |
1. Группа! Встать! |
2. Line up! |
2. Стройся! |
3. Attention! (Shun!) |
3. Смирно! |
4ю As you were! |
4. Отставить! |
5. Rest! |
5. Привести себя в порядок! Заправиться! |
6. At ease! |
6. Вольно! |
7. Be seated! |
7. Садись! |
8. Dismissed! |
8. Разойдись! |
At the beginning of the lesson
Report
Comrade Teacher!
The English group of platoon number _____ is ready for the English lesson. All present and correct. 10 cadets are present but 1/3 cadet(s) is/are absent. Cadet Ivanov is on guard-duty . Cadets Petrov and Sidorov are in hospital . Cadet Sidorov is on the sick-list . Cadet Ivanov is on leave .
Cadet Smirnov reporting.
—Good morning, comrade cadets!
— Good morning, comrade Teacher!
— At ease! Be seated!
At the end of the lesson
— The lesson is over. Cadet on duty, give the command!
— Group, stand up! Attention!
—Good bye, comrade cadets!
— Good bye, comrade Teacher!
— At ease! Dismissed !
Я бы хотела поделиться опытом использования интерактивной доски в 6 классе по теме «Интегративная компонента урока иностранного языка с элементами военной составляющей по теме «Распорядок дня кадета».
Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.
Обоснование и актуальность темы . Учитывая специфику нашего учебного заведения, Военно-лингвистическим университетом было рекомендовано внедрение военной составляющей в программу УМК «Spotlight». Я разработала серию уроков с использованием интерактивной доски Smart Board, которые помогли мне интегрировать военную составляющую в тематику урока «Распорядок дня кадет». Мной были созданы дополнительные упражнения, которые дополнили УМК по теме «Мой день». Заранее кадетам было дано задание сфотографировать однокурсников в течение дня. Зачем это делалось, они не знали, но активно откликнулись на мою идею создать мини-отчет о своей жизни в СПбКВК.
Из фотографий я составила презентацию, которая послужила основой для определения цели урока кадетами (этап — целеполагание).
Тема урока сформулирована в виде вопроса- «How does your daily routine differ?». Кадеты выдвигают различные предположения — чем больше мнений, тем лучше развивается умение слушать друг друга. Данный урок является обобщающим по теме «Распорядок дня», в котором использовались аутентичные фотографии из жизни кадет. Использование элементов арт-технологии на английском языке в рамках физкультминутки «This is the way…» сделало уроки живыми и интересными.
Цель урока:
– Научить учащихся выстраивать монологические высказывания по теме «Распорядок дня» на основе изученного материала;
– Научить учащихся использовать военную терминологию по теме в объеме 6 единиц: «столовая», «комната досуга», «плац», медпункт», «маршировать», «казарма».
Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления, технология парной и групповой работы, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, элементы арт-технологии.
Планируемые результаты: Кадеты научатся составлять монологические высказывания в объеме 4–5 предложений по теме «Распорядок дня кадет», используя военную терминологию.
Формы работы кадет: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Организация деятельности воспитанников на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; определяют тему, цели урока; выполняют упражнения на интерактивной доске: соотносят образ со словом, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, составляют предложения с активной лексикой, выполняют упражнения на интерактивной доске по заполнению пропусков в тексте, составляют монологическое высказывание 4–5 на тему «Распорядок дня» в зависимости от времени суток и озвучивают их.
На уроке используется авторский медиапродукт: наглядная презентация с использованием интерактивной доски Smart board. Вот несколько примеров моей системы упражнений на интерактивной доске:
В 7 классе я разработала урок с военной составляющей по теме — «В здоровом теле — здоровый дух. Меню кадета».
Цель: Формирование монологического высказывания по теме «Еда»
Методическая цель: показать продуктивность использования приемов обучения монологического высказывания при работе над темой «Еда»
Межпредметные связи: русский язык, биология.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, учебник «Английский в фокусе» 7 класс, презентация, раздаточный материал, интерактивная доска.
Основные понятия: лексические единицы и фразы по теме «Еда», «Упаковка»; «Рацион питания»
Технологии : ИКТ, элементы технологии критического мышления, энергосберегающие технологии, технология мини-проекта.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Формируемые компетенции:
– речевая — развитие коммуникативных умений в чтении и говорении;
– языковая — формирование умений и навыков смыслового чтения (выделять главные факты (события), игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова; лексическая сторона (использовать лексику при составлении меню);
– учебно-познавательная — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений (организовывать совместную деятельность, задавать вопросы, ставить и решать познавательные задачи);
– социокультурная — знание социокультурного портрета страны изучаемого языка (знание национальной кухни родной страны и страны изучаемого языка);
– компенсаторная — использование языковой догадки, в том числе контекстуальной.
Инновационные методы и приемы: прием «мозговой штурм», «корзина идей», заполнение таблицы ЗХУ, выполнение упражнений на интерактивной доске.
Организация деятельности воспитанников на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; определяют тему, цели урока; выполняют упражнения на интерактивной доске: соотносят образ со словом, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, составляют предложения с активной лексикой, выражают преференции при выборе продуктов питания, аргументируя свой выбор. После подготовительного этапа кадеты в парах составляют свое «меню» на выбор (завтрак, обед или ужин) — мини-проект.
Заключение
В ходе подготовки и проведения тематических уроков с военной составляющей удалось оптимально решить поставленные задачи:
– за счет сочетаемости различных форм работы и разнообразия упражнений (базового и повышенного уровня).
– за счет использования приемов личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода, технологии сотрудничества и использования аутентичных источников.
Литература:
1. Путин В. В./Президент Российской федерации/Выступление на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования/ В. В. Путин// Вестник образования..- 2016. — № 2.- С.5–25 (Образовательная политика).
2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023г. «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования».