Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 30.06.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Фрай, В. С. Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав / В. С. Фрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116276/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности условий и субъектного состава договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: государственный контракт, заказчик, исполнитель, существенные условия.

С целью обеспечение эффективной работы органов государственной власти в Российской Федерации существует правовая конструкция — договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (далее также — государственный контракт), занимающий особенное место в системе договоров гражданско-правового характера.

Необходимо отметить, что в отличие от договора поставки, заключение, исполнение и расторжение которого регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд регулируется положениями ГК РФ только в части, не противоречащей нормам Федерального закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 14.02.2024) (далее — Закона № 44-ФЗ). Здесь в полной мере реализуется приоритет специального закона на общим (лат. — lex specialis derogat generali), где в случае конкуренции норм общего и специального закона применяются нормы специального закона.

Закон № 44-ФЗ содержит обширное количество требований, запретов, и условий, соблюдение которых обязательно для всех участников государственного контракта. Высокий уровень детализации положений данного закона объясняется его особенным субъектным составом, в частности, на стороне заказчика всегда будет выступать публично правовое образование. С целью исключения злоупотреблений, коррупции и различного рода давления на остальных участников договора, законодатель выработал жесткие требований к форме и условиям договора, к процедуре его заключения и исполнения, разработав, в частности, разветвленную систему контроля за действиями органов власти, выступающих от имени Российской Федерации и (или) её субъектов.

Законодателем в ст. 526 ГК РФ закреплено определение государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт), «по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров» [1].

В п. 8. ч. 1 ст. 3 Закона № 44 — ФЗ понятие государственного контракта раскрывается следующим образом: «государственный контракт -гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд» [2].

Таким образом, определение, содержащееся в Законе № 44 — ФЗ, раскрывает закрепленное в ГК РФ определение, путем характеристики предмета договора (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение недвижимого имущества) и указание на субъектов, которые могут выступать на стороне государственного (муниципального) заказчика (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Правовая характеристика договора поставки для государственных и муниципальных нужд невозможна, без рассмотрения вопроса о существенных условиях данного договора. Необходимо обратиться к п. 1 ст. 432 ГК РФ в котором определено, что существенными условиями любого гражданско-правового договора являются «условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида» [1].

Статья 34 Закона № 44-ФЗ хоть и не содержит указания на то, что условия, перечисленные в данной статье, относятся к существенным, но с совместным толкование ст. 432 ГК РФ, эти условия необходимы для заключения государственного контракта и поэтому могут быть признаны существенными. Таким образом, можно разделить существенные условия государственного контракта на две группы: условия обязательные для включения во все контракты и условия, которые необходимо включать в контракт при наличии определенных обстоятельств.

К первой группе условий относятся:

1) цена контракта, которая является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением определенных случаев (ч. 2 ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

2) условие об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки ими исполнения обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

4) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2].

Ко второй группе существенных условий относятся условия о:

1) графике исполнения контракта; (ч. 12, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

2) уменьшении суммы, подлежащей уплате поставщику (исполнителю) на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта (п. 2, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 -ФЗ) [2];

3) банковском сопровождении (ч. 26, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

4) сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (ч. 27, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2].

Возвращаясь к вопросу о субъектном составе государственного контракта, необходимо обозначить несколько ключевых моментов.

Во-первых, как было сказано раннее, на стороне заказчика может выступать только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Закон № 44-ФЗ в п. 5 ч. 1 ст. 3 перечисляет субъектов, правомоченных выступать от имени публично-правового образования:

— государственный орган (в том числе орган государственной власти);

— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

— Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

— публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»;

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Во- вторых, важно, что государственный заказчик должен обладать специальными полномочиями, т. е. он должен быть уполномочен принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В-третьих, ко второй стороне государственного контракта — поставщику (исполнителю), на стороне которого могут выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, Законом № 44-ФЗ также предъявлены обязательные для соблюдения требования: в отношении этих лиц не проводятся процедуры ликвидации, банкротства, открытия конкурсного производства и не применятся административное наказание в виде приостановления деятельности; также ответственные лица поставщика (исполнителя) не имеют судимостей (юридическое лицо — не привлечено к административной отвесности) за преступления, указанные в п. 7 и п. 7.1., ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: отсутствие конфликта интересов между сторонами и статусов офшорной компанией и (или) иноагента.

Механизм действия системы государственных закупок в Российской Федерации отличается своей сложностью и высоким уровнем значимости. Как отмечено Правительством Российской Федерации: «сформированная система закупок позволяют своевременно предотвращать нарушения, затрагивающие как общественные интересы, так и интересы поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на любой стадии закупочного цикла (от планирования до исполнения контракта)» [4].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая — четвертая: (Принят Гос. Думой 22.12.1995 года) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. Ст. 410;
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2013.- № 14. Ст. 1625;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственный контракт, ГК РФ, муниципальное образование, муниципальный заказчик, муниципальный контракт, нужда, государственная власть, Государственная корпорация, гражданско-правовой договор.


Похожие статьи

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...

Договор контрактации: особенности и отличия от договора поставки

В статье автор исследует особенности договора контрактации, проводит сравнительно-правовой анализ договора контрактации и договора поставки. В частности, проводит разграничение между договором контрактации и договором поставки по субъектному составу ...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Правовая природа государственного (муниципального) контракта

В статье автором рассмотрено определение правовой природы государственного (муниципального) контракта.

Права и обязанности сторон по договору поставки

В статье рассматривается содержание правоотношения, возникающего в результате заключения договора поставки в российском гражданском праве.

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

Понятие, существенные условия и порядок заключения договора подряда

В статье автор освещает ключевые вопросы понятийного аппарата, особенности заключения договора подряда, акцентирует внимание на существенных условиях сделки, на основании которых договор подряда считается заключенным.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

В науке гражданского права нет однозначного ответа на вопрос о правовой сущности договоров по поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг для государственных и муниципальных. Дело в том, что они сочетают в себе элементы гражданско-правового д...

Особенности подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта

Исследование посвящено особенностям подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта, как разновидности договора подряда. Раскрыты особенности данного договора и сфера его применения.

Похожие статьи

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское пон...

Договор контрактации: особенности и отличия от договора поставки

В статье автор исследует особенности договора контрактации, проводит сравнительно-правовой анализ договора контрактации и договора поставки. В частности, проводит разграничение между договором контрактации и договором поставки по субъектному составу ...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Правовая природа государственного (муниципального) контракта

В статье автором рассмотрено определение правовой природы государственного (муниципального) контракта.

Права и обязанности сторон по договору поставки

В статье рассматривается содержание правоотношения, возникающего в результате заключения договора поставки в российском гражданском праве.

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

Понятие, существенные условия и порядок заключения договора подряда

В статье автор освещает ключевые вопросы понятийного аппарата, особенности заключения договора подряда, акцентирует внимание на существенных условиях сделки, на основании которых договор подряда считается заключенным.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

В науке гражданского права нет однозначного ответа на вопрос о правовой сущности договоров по поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг для государственных и муниципальных. Дело в том, что они сочетают в себе элементы гражданско-правового д...

Особенности подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта

Исследование посвящено особенностям подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта, как разновидности договора подряда. Раскрыты особенности данного договора и сфера его применения.

Задать вопрос