В современном, быстро развивающимся обществе деятельность педагогов-новаторов особенно актуальна, является одной из самых востребованных и дискуссионных.
На сегодняшний день жизненные ценности и приоритеты в обществе быстро меняются, а для стабильного развития государства требуются профессиональные кадры, способные выдержать глобальную конкуренцию. Из этого становится понятно, что значение образования, подготовка высококвалифицированных специалистов и творческий профессиональный потенциал будет только возрастать. Образование становится стратегически важным ресурсом развития и приобретает особое значение, но важно помнить, что развитие современного образования становится невозможным без учителей-новаторов.
Эпоха информатизации и глобализации уже сформировала свой социально-педагогический образ педагога. Такой образ должен включать в себя творческие, новаторские качества, основанные на гуманистических идеалах и характеризующиеся самостоятельным мышлением, четкой гражданской позицией и ответственностью. В психологии такое сознание характеризуется как рефлексивное (мыслящее, анализирующее), в сравнении с другим сознанием технократическим исполнительским [2, С. 107–112].
Современное общество отходит от стереотипов и «инкубаторских» методов в образовании, формирующих только исполнителей, не способных на творческие идеи и эксперименты. Система образования требует кардинальных изменений. Были выработаны десятки новых подходов к преподаванию: разработаны курсы по реализации межпредметных связей, образовательные программы, тренинги, дидактические и ролевые игры, проектные методики, интегрированные уроки, различные исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, системы дистанционного обучения и т.д [1, C. 115].
Различные инновации и нововведения характерные для любой профессиональной деятельности, становятся предметом споров, изучения и анализа. Новаторские идеи и мысли не могут возникнуть сами по себе, они требуют научных исканий, обмена передовым педагогическим опытом отдельных педагогов или целого педагогического коллектива.
Цель исследования — выявить субъективные особенности учителей-новаторов.
Задачи исследования:
- Определить сущность творчества и новаторства в педагогической деятельности.
- Проследить роль творчества и новаторства в системе образования.
- Выделить субъективные особенности учителей- новаторов.
Такое направление общественно-педагогической мысли, как новаторство появилось в конце 70–80- х годов XX века. На сегодняшний день высшим уровнем профессионального мастерства учителя является новаторство. Но не смотря на быстрые темпы развития общества педагогов-новаторов не много. Педагоги-новаторы активно развивают педагогическое сотрудничество, как одно из направлений педагогики [3, С. 260]. Уделяют большое внимание личности ребенка, его нравственным и моральным ценностям [4, С. 103].
Девиз учителей-новаторов: «Творчество учителя — творчество ученика». В этом девизе как нельзя лучше отражена суть педагогического новаторства. Умение заинтересовать своим предметом, уважать личность ученика, поддерживать его с первых дней нахождения в школе. Вот истинные признаки настоящего учителя, но можно ли сказать, что это признаки учителя-новатора?
Субъективные особенности учителей-новаторов. По моему мнению учитель-новатор — это яркая фигура в образовательной деятельности, лидер способный вести за собой, увлекать и поддерживать интерес на каждом своем уроке и вне их.
Особенности учителей-новаторов:
– высокие профессиональные знания по предмету
– широкий кругозор
– разбираться в методах и приемах обучения и воспитания
– выстраивать занятия и объяснять материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся
– умение излагать сложный материал доступно и интересно
– знания особенностей психологии и педагогики
– личностные качества лидера
– творческая активность и инициативность
– способность к научной и исследовательской деятельности
– свобода выбора для себя и своих учеников
– умение увлечь и заинтересовать без принуждения
– способность разнообразить каждый урок увлекательным материалом
– способность за сравнительно короткий срок добиваться успеха от себя и своих учеников
– способность к самообучению и саморазвитию
– способность поддерживать мотивацию и не угасающий интерес у своих учеников
– разбираться в уже имеющихся педагогических технологиях и самостоятельно выявлять новые педагогические технологии
На мой субъективный взгляд были перечислены одни из важнейших компетенций учителей-новаторов. Бесспорно, их гораздо больше и с новым этапом развития образования они продолжают пополняться. Но с уверенностью можно сказать, что нельзя быть педагогически грамотным специалистом, не изучая и не применяя в своей работе новаторские идеи и технологии. В современном обществе постепенно приходит понимание того, что опыт педагогов-новаторов, способствует формированию профессионального будущего педагога.
Примеры собственного педагогического опыта в новаторстве:
– разработка школьных программ обучения и воспитания
– написание и публикация в журналах и СМИ научных статей, планов-конспектов уроков, технологических карт уроков
– применение на своих занятиях и во внеурочной деятельности новых интересных методик и технологий обучения и воспитания
– трансляция и передача педагогического опыта (участие в методических и педагогических семинарах, съездах учителей, проведение открытых уроков и мероприятий, выступление на педагогическом совете, участие в профессиональных грантах и конкурсах)
– участие учеников в различных олимпиадах и конкурсах
– постоянное обучение новому, личностное и профессиональное самосовершенствование
Таким образом, мы приходим к выводу, что деятельность педагогов-новаторов, позволяет раскрыть личностные особенности и качества не только учеников, но и самих учителей, как с профессиональной, так и с психологической позиции, поскольку происходит постоянное взаимодействие педагогов и учащихся.
Литература:
- Формирование интереса к учению у школьников; под ред. А. К. Марковой. — М.: «Просвещение», 1986. — 254 с.
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационность как один из принципов педагогики // Народное образование. — 1999. — № 5. — С.107–112.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. — М.: «Сфера», 1992. — 262 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: «Просвещение», 1983. — 192 с.