В статье автор исследует основные демократические принципы, на которых базируется федеративное устройство России.
Ключевые слова: федерация, форма государственного устройства, субъекты, равноправие, единство.
Такая форма государственного устройства как федерация характеризуется наличием в её составе государственно-подобных образований — «субъектов», которые хоть и обладают широкими полномочиями во внутренней политике, но не обладают государственным суверенитетом.
Для управления страной с большой территории, на которой проживает многонациональный народ, именно федерация будет наиболее подходящей формой государственного устройства. Бурбина Ю. В. отмечает, что федеративная форма «порой является единственной возможностью сохранения государственного единства, и в этом случае создание федерации будет предпочтительнее искусственного конструирования унитарного государства» [1].
Успешное воплощение основ территориального устройства федеративного государства всегда сопряжено с рядом трудностей.
Как правило, сложности могут возникать в связи с тем, что такая форма государственного устройства снижает интересы самостоятельных, стремящихся к самоопределению государственно-подобных образований. Федеративное устройство подразумевает необходимость согласования с потребностями единой, настроенной на централизацию общегосударственной власти.
Российская Федерация успешно пережила этап противоречий и выстроила федеративное государство. Федеративное устройство также действует в соответствии с основными принципами, закреплёнными в Конституции Российской Федерации.
Следует выделить и проанализировать особенности каждого принципа.
Во-первых, это единство системы государственной власти.
Этот принцип определяет характер осуществления власти в федеративном государстве. Наряду с распространением власти Российской Федерации на всей ее территории, на территорию каждого из субъектов Федерации распространяется власть этого субъекта.
Осуществление власти на каждом уровне осуществляется в соответствии с принципами разделения властей, а также разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Единство обеспечивается также наличием в составе Федерального Собрания Российской Федерации одной из палат — Совета Федерации, которая представляет интересы субъектов Федерации. Так в Совет Федерации по два представителя от каждого субъекта.
Во-вторых, это разграничение предметов ведения.
Конституция Российской Федерации в статьях 71, 72, 73 отмечает, что важнейшим принципом федерализма будет являться конституционное разграничение предметов ведения.
Между Российской Федерацией и её субъектами государственно-властные полномочия распределены, что позволяет наиболее эффективно управлять страной.
В российской модели федеративного государства установлено три сферы компетенции:
— исключительная сфера ведения Федерации;
— исключительная сфера ведения субъектов Российской Федерации;
— сфера совместного ведения.
Такое разграничение необходимо любому федеративному государству, поскольку оно направлено на создание единой системы, где каждый орган занимается своей деятельностью, дополняя другой.
В-третьих, равноправие и самоопределение народов РФ.
В государственном устройстве данный принцип означает равноправие как среди народов, так и среди субъектов Федерации.
Россия является многонациональной страной, в связи с этим принцип равноправия будет иметь основополагающие значение, благодаря которому обеспечивается право всех народов на сохранение своих культурно–исторических традиций.
Более 190 народов, которые проживают на территории России, пользуются равными правами в сфере общественной жизни, правами свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В то же время реализация народом права на самоопределение не может ущемлять права человека или нарушать территориальную целостность и политическое единство суверенного государства.
В-четвертых, равноправие субъектов Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти этот принцип означает, что все они равны и никакой субъект не должен иметь преимуществ перед другими. В состав Российской Федерации входит 89 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области, каждый из которых имеет свои особенности, но не доминирует над другими.
В-пятых, наличие единого гражданства.
Гражданство Российской Федерации единое. Этот принцип определяет единство статуса гражданина Российской Федерации вне зависимости от факта его проживания на территории того или иного субъекта Федерации. Также закрепляется, что гражданство носит равный характер и не зависит от оснований его приобретения.
В-шестых, принцип национально-территориального устройства
Российская Федерация создана на основе смешанного национально-территориального принципа и включает шесть видов субъектов. Соответственно по национальному принципу образованы республики и автономная область, а по территориальному принципу — края, области и города федерального значения.
В-седьмых, конституционно-договорный способ закрепления федеративных связей.
Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами могут строиться не только на основе конституционных положений, но и на основе законов.
Среди таковых можно отметить и закон Оренбургской области от 14 марта 2002 г. № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области», в котором ст. 4 указывает, что «Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Оренбургской области и договором о разграничении предметов ведения и полномочий: к предметам ведения Оренбургской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области» [2].
Таким образом, можно отметить, что федеративное государство базируется на основных, демократических принципах построения современной государственности. Каждый принцип отражает широкое участие субъектов в решении общественно значимых вопросов, их равноправие, но разграничение в предметах ведения.
Литература:
- Бурбина, Ю. В. Основные признаки современных федераций / Ю. В. Бурбина. — Текст: непосредственный // Бизнес в законе. — 2009. — № 1. — С. 63.
- Закон Оренбургской области от 14 марта 2002 г. № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» // Южный Урал. — № 58. — 23.03.2002. — С. 2–4.