Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. [5] Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время все больше внимания уделяется поиску одаренных обучающихся, развитию их таланта и способностей. Одаренные дети — это будущее нашей с страны, которые смогут реализовать не только свой интеллектуальный потенциал, но использовать его на благо государства.
Цели и задачи:
— рассмотреть способы выявления и развития одаренного ученика на уроках иностранного языка;
— оказать методическую помощь в работе с одаренными детьми в их подготовке к олимпиаде, конкурсам, конференциям.
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными) [1, c. 28]. Развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, деятельностью ребенка. При этом особое значение имеет собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна [1, c. 54].
Задачи развития и обучения детей иностранному языку с признаками одаренности заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по предмету, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии. [4] Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, я прилагают все усилия, чтобы реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Работу педагога в области развития детской одаренности, в том числе подготовки к олимпиадам, конкурсам можно разделить на два этапа [2]. Первый этап — выявление и отбор одаренных, мотивированных учеников, проявляющих интерес к иностранному языку. Второй этап — непосредственная работа по развитию одаренности.
Выявление и отбор одаренных детей я провожу совместно с классными руководителями и психологом. В своей работе я использую такие методы как:
— педагогическое наблюдение (наблюдение за учениками на уроке или во время внеурочной деятельности, где необходимо проявить личностные качества, а также уровень сформированной предметных и метапредметных умений);
— психологическое тестирование или анкетирование (это помогает получить разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Учитель при тестировании, как правило, пользуется помощью психолога, но некоторые методики можно использовать самостоятельно. В своей работе я использую эффективные методики выявления одаренности детей «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития», «Карта одаренности».)
— анализ предметных результатов и качества знаний (средствами оценки предметных результатов являются тестирования, практические работы, творческие работы, самоанализ, создание портфолио.) [3]
Второй этап — это целенаправленная подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам. Систему работы с одаренными детьми по иностранному языку можно разделить на 4 части [5]:
— урочная деятельность;
— внеурочная деятельность;
— дистанционная работа с использованием интернет-технологий и ресурсов;
— самостоятельная работа школьника.
Интеллектуальное, творческое развитие школьника происходит в основном в ходе учебной деятельности. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся [4].
Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов [3]. Желательно, чтобы на каждом уроке у детей оставалось достаточно времени для свободных, неординарных заданий. Условно урок можно разделить на две части. Первая часть — изучение нового материала и самостоятельная работа. Вторая часть — решение заданий повышенной трудности, обсуждение интересных нестандартных задач.
Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений. Такая форма проведения занятия наиболее эффективна для успешной подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах [5].
Большое внимание я уделяю учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности. В своей работе я использую эффективную методику «Учитель — ученик». Учащиеся работают в группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.
В работе по развитию одаренности школьников, кроме групповых работ, использую индивидуальные формы обучения. Индивидуальная работа строится на основе индивидуального плана и предполагает использование современных информационных технологий, дистанционного обучения, в рамках которой учащийся может получить адресную помощь.
Также в своей работе я использую метод проектов. Применение этого метода на уроках представляет новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку углублять свои знания и выявить собственные ресурсы [5].
В работе с одарёнными учащимися необходимо использовать разнообразные формы и методы преподавания. Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающегося. Таким образом, педагогическое сопровождение одаренных учащихся — это сложный, многоступенчатый процесс, в котором задействованы психологические, интеллектуальные, индивидуальные основы ученика и педагога. Одаренный ребенок обладает большим потенциалом и очень важно, чтобы он вовремя был замечен и подхвачен учителем. Важно выявить способности ребенка еще на начальном этапе обучения и направить его в правильном направлении. И только тогда эта деятельность приведёт высоким учебным достижениям и успешным выступлениям школьников в олимпиадах и конкурсах.
Литература:
- Аллаяров З. А. Методические рекомендации: теория и практика работы образовательных организаций и органов управления образованием комплексному сопровождению развития детской одаренности. — Уфа: Мир печати, 2016г.
- http://www.uchportal.ru/publ/22–1–0–4643
- http://festival.1september.ru/articles/578791/
- https://multiurok.ru/files/formy-i-metody-rabo
- https://infourok.ru/sistema-raboty-s-odarennymi-detmi