В статье проведено исследование и изучение функционирования государственно-правовых институтов в период становления конституционной монархии.
Ключевые слова: конституционная монархия, Государственная дума, форма правления, государственный строй.
В начале ХX века в России сменяется форма правления: абсолютная монархия сменяется на ограниченную. Большое влияние на изменение государственных структур оказала революция 1905–1907 гг., названная Первой русской революцией. Начало правовой реформы в первую очередь связывают с Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года (далее- Манифест от 17 октября года).
Манифест от 17 октября 1905 года был создан в ответ на революционные действия, поэтому его составление происходило в кратчайшие сроки. Законопроект было приказано разработать С. Ю. Витте. Граф был уверен в том, что «Россия переросла форму существующего строя и стремится к строю правовому на основе гражданской свободы. В докладе предложено царю два решения — военная диктатура или преобразование государства.
Военная диктатура была отвергнута, в итоге Николай II, подписав Манифест от 17 октября 1905 года, положил начало становлению конституционализма в Российской Империи.
По своему объему Манифест небольшой, в нем вводятся обобщённо три важных положения: о даровании гражданских свобод, основанных на «началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [1], о привлечении к участию в Государственной Думе классы населения, которые были лишены избирательных прав, и наконец, ограничение законодательной власти императора Государственной Думой.
Первое положение можно охарактеризовать как дарование демократических свобод. При этом законодатель ставит их на первое место, как бы подчеркивая тем самым значимость прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, это положение было особо важным в условиях неспокойной политической обстановки и общественного волнения.
Положения такого рода впервые за долгое существование Российской Империи были закреплены в праве. Политический деятель П. Б. Струве отмечал, что благодаря Манифесту об усовершенствовании государственного порядка «родилась русская свобода, создан русский гражданин» [2, с.15]. Однако, дореволюционные юристы скептически оценивали обещание даровать вольную жизнь народу. По мнению известного правоведа Н. И. Лазаревского: «свободы эти пока не созданы» [3, с. 306]. Так как на тот момент в стране еще действовала цензура, осуществлялись аресты, явно противоречащие содержанию Манифеста от 17 октября 1905 года.
Как отмечает Н. Г. Думова, с возникновением Манифеста была дан простор для деятельности политических объединений [4, с.206]. Манифест от 17 октября зарождает легализацию оппозиции. Этот нормативно-правой акт стал результатом революции и повлиял на общественную мысль начала XX века. Его появление повиляло на то, что в России стала складываться целая система различных политических партий. В своих программах они выступают за преобразования государственного строя.
Второе положение Манифеста от 17 октября 1905 года дословно звучит так: «Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». Фактически, в Манифесте обещано изменение избирательного закона, где будут включены новые слои населения, наделяемые избирательными правами, то есть объявляется о всенародности выборов. Именно шаг выборов привел бы Россию к конституционализму, так как, юридически, до созыва Государственной думы император неизменно обладал полными, неограниченными правами.
Третье положение, можно назвать самым важным с точки зрения правого аспекта, которое оказало влияние на изменение строя империи, так как именно в нем вводится ограничение на самодержавную власть императора. Государственная Дума перестаёт быть законосовещательной и становится законодательной. В Манифесте от 17 октября 1905 года закреплено, что функционирование законодательной власти будет происходить через однопалатный законодательный орган — Государственную Думу, вместе с чем в Россию внедряется парламентаризм. А источником законов становится не воля монарха, а воля народных представителей.
Вопрос об установлении конституционной монархии с выходом Манифеста от 17 октября 1905 года является дискуссионным, так же, как и вопрос о том можно ли называть данный Манифест конституцией. На этот счет было сложено две противоположных точки зрения. Характеризуя Манифест большинство исследователей не называет данный нормативно-правой акт конституцией, по той причине, что его положения не являлись конкретными правовыми нормами. Закрепленные положения «являлись декларацией намерений власти» [5, с.206]. Другая же точка зрения связана с тем, что Манифест, напротив, выступал в роли конституции, с его появлением в России устанавливается дуалистическая монархия [6, с.119].
Положения Манифеста от 17 октября 1905 года с относительно-определенными нормами требовало конкретизации. Поэтому специальной комиссией [7, с.119] был разработан новый Свод Основных Государственных Законов от 23 апреля 1906 года (далее — Основные Государственные Законы).
Мнения юристов касательно смены государственного строя и установления конституционной монархии Основными Государственными законами разнятся. Большинство дореволюционных авторов, анализируя текст документа, характеризуют его как общероссийскую конституцию [8, с.123].
Советские ученные отрицают, что Основные Государственные Законы являлись конституцией. По мнению, O. И. Чистякова «В России создается некое подобие Конституции» [9, с.383]. Свою позицию специалист в области истории отечественного государства и права аргументирует, ссылаясь на мнение такого политического деятеля начала ХХ века как П. Н. Милюкова, который называет законы «мнимой конституцией» [10, с.10]. Тем не менее, необходимо отметить, что вряд ли мнение советских авторов касаемо монархии можно до конца можно считать объективным, ввиду идеологических соображений.
Сложно не согласится с тем, что Основные Государственные Законы нельзя до конца называть конституцией, полагаясь на тот факт, что сам законодатель их так не называет, поэтому среди многих исследователей популярна центристская точка зрения. Россия встает «на пути к конституционному строительству» [11, с.488], в ней не складывается до конца новый государственный строй.
В современных источниках можно выделить такую точку зрения, что Россия по форме правления являлась дуалистической монархией. Данную точку зрения разделяли В. С. Дякин, Б. Н. Миронов, И. А. Христофоров и др. Так, Б. Н. Миронов пишет: «форму государства, которая возникла в России в 1906 году, следует называть дуалистической правовой монархией» [12, с.381].
Таким образом, противоречивость и неоднозначность времени отразилось в праве. Оценки юристов значительно расходятся в характеристике закона и сложившийся формы правления в России в начале ХХ века. В сравнении с другими странами (Германия, Австро-Венгрия, Япония), где формой правления являлась конституционная монархия, в российский конституционализм обладал рядом отличительных черт.
Новая редакция законов 1906 г. вошла в первую часть Свода Законов Российской империи. Раздел первый состоял из введения, 11 глав, разделенных на 124 статьи. Глава первая — О существе Верховной Самодержавной власти (ст. 4–24); глава вторая– О порядке наследования Престола (ст. 25–39); глава третья– О совершеннолетии Императора, о Правительстве и Опеке (ст. 30–52); глава четвертая– О вступлении на Престол и о присяге подданства (ст. 53–56); глава пятая (ст. 57–58)– О священном короновании и миропомазании; глава шестая– О титуле Императорского Величества и о государственном гербе (ст. 59–61); глава седьмая– О вере (ст. 62– 68); глава восьмая– О правах и обязанностях российских подданных (ст. 69–83); глава девятая — О законах (ст. 84–96); глава десятая– О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действия (ст. 97– 119); глава одиннадцатая — О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями (ст. 120–124). Раздел второй «Учреждение об Императорской Фамилии» сохранил прежнюю редакцию. Стоял из введения, 6 глав, включающих в себя 98 статей. Такое деление Свода Законов представляет собой разграничение государственной и императорской фамильно-династической власти.
Литература:
- Манифест об усовершенствовании государственного порядка// Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю. П. Титов. –4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект. 2013. — 464с.
- Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм.- М.: Республика, 1997.- 526с.
- Лазаревский Н. И. Манифест 17-го Октября и погромы//Вестник права.Кн.8.-350с.
- Думова Н. Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции / Н. Г. Думова; Отв. ред. В. Я. Лаверычев; АН СССР, Ин-т истории СССР. —М.: Наука, 1988. —244 с.
- Туманова А. С., Киселев Р. В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX — начала XX века: — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.- 278 с.
- Шаланд Л.А Русское государственное право. Юрьев: Тип. Шнакенбурга,1908.- 269 с.
- Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. Конституционное право; 2-е изд. Спб.: Типография «Слово», 1910. -270 с.
- Захаров Н.А Система русской государственной власти. — Новочеркасск: Юридическое исследование, 1912.- 312 с.
- История отечественного государства и права в 2 ч. Часть первая: Учебник/ Отв. ред. О. И. Чистяков — М.: Юрайт, 2019.- 434 с.
- Милюков П. Н. История второй русской революции, Т.1, вып.1. — Киев: Летопись, 1919. -128 с.
- Исаев И. А. История государства и права России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2004. — 797 с.
- Миронов Б. Н. Историческая социология России: учебное пособие / Б. Н. Миронов. — Санкт-Петербург Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2009. — 536 с.