Статья посвящена острой теме — защите авторских прав в условиях бурного развития глобальной сети Интернет. Автор рассматривает международные правовые акты, принятые для защиты авторского права в эпоху распространения информационно-телекоммуникационной сети.
Ключевые слова: авторское право, сеть Интернет, социальная сеть, нарушение авторских прав, международный опыт.
В контексте глобализации и тесного сотрудничества между странами, вопросы авторского права приобретают все большую актуальность в международных отношениях. Непрерывное развитие информационного потока, расширение взаимного культурного и интеллектуального обмена между странами делают изучение этих вопросов особенно важными. Ввиду этих тенденций возникает необходимость в исследовании проблем авторского права в контексте международного права.
Под авторским правом традиционно понимают совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Кроме того, «авторское право» необходимо рассматривать в двух значениях. Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов правами, защите прав авторов и других правообладателей [1, с. 64]. В субъективном смысле авторское право — то право, которое принадлежит создателю, творцу произведения или лицу, которому оно было передано [2, с. 11].
В основе международной системы защиты авторских прав лежит ряд международных договоров, среди которых особое значение имеют Бернская конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года и Всемирная конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 года (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).
Несмотря на то, что Бернская и Женевская конвенции заложили основы международной системы защиты авторских прав, они не в полной мере учитывают особенности информационного оборота в системе Интернет. Это и очевидно, ведь отсутствие норм, регулирующих авторские права в цифровой среде, объясняется тем, что на момент подписания конвенций такая необходимость просто отсутствовала. На тот момент основными объектами авторского права были печатные произведения, музыкальные записи и кинофильмы.
В современном же обществе информация стала одним из ключевых «ресурсов», от которого напрямую зависит благополучие и прогресс человечества. Информационное пространство, хоть и открывает широкие возможности для распространения информации, но не всегда обеспечивает надежную защиту объектов интеллектуальной собственности. И, в первую очередь, речь идет об объектах авторского права, поскольку глобальная сеть «Интернет» стала платформой для неправомерного присвоения чужого интеллектуального труда. В век информационных технологий мы привыкли свободно оперировать информацией, находящейся в открытом доступе, будь то тексты, изображения или музыка. Но многие забывают, что зачастую это может нарушать авторские права. В связи с этим некоторые авторы считают, что эффективная защита своих произведений в онлайн-пространстве зависит от их осведомленности о современных компьютерных технологиях и умения их грамотно применять [3, с. 52]. Действительно, цифровая среда не поддается полному контролю какого-либо одного государства, что, в свою очередь, не позволяет решать проблему охраны авторских прав исключительно на национальном уровне. В связи с этим требуется перейти к международно-правовому регулированию и сотрудничеству в этой области [4, с. 139].
В целях решения проблемы защиты авторских прав в цифровой среде были разработаны Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву. Эти правовые акты вводят новое понятие — информация об управлении правами, которая позволяет однозначно идентифицировать автора конкретного произведения. Такой информацией могут служить: электронная цифровая подпись, знак с указанием имени автора и другие данные [5, с. 197].
Принятие Интернет-договоров ВОИС стало знаменательным шагом на пути к «цифровому будущему», продемонстрировав, что защита авторских и смежных прав в информационных сетях, включая интернет, не является невыполнимой задачей, а является насущной потребностью.
Тем не менее, несмотря на попытки модернизировать систему контроля над информацией в интернете, многие пользователи находят обходные пути для обмена информацией, используя для этого различные ресурсы, в том числе социальные сети. На фоне стремительного развития социальных сетей, превратившихся в неотъемлемую часть жизни для огромного количества людей, вопрос обеспечения защиты авторского права в этой сфере приобретает особую актуальность. К типичным примерам нарушения авторского права в социальных сетях относятся: копирование статей, блогов, книг без разрешения автора; продажа товаров с использованием чужих товарных знаков или логотипов; прямая трансляция защищенного авторским правом контента без разрешения правообладателя; продажа пиратских копий фильмов, музыки, игр и т. д.
Стоит отметить, что участившиеся случаи нарушения авторских прав нередко становятся предметом бурных обсуждений и громких скандалов. Так, к примеру, наследники певца Марвина Гэя подали в суд на Фаррелла Уильямса, Робина Тика и T. I. из-за сильного совпадения музыки композиции «Blurred Lines» с хитом Марвина. Суд обязал Тика и Уильямса выплатить представителям Гэя $5,3 млн. [6] Не обходится без скандалов и в киноиндустрии. В 2011 году пять голливудских студий подали иск к файлообменному сервису Hotfile за нарушение авторских прав. Россия не отстает от мировых тенденций в сфере нарушения авторских прав, о чем свидетельствует множество примеров на отечественном рынке. Одним из примеров может служить история противостояния Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и белгородской фабрики «Славянка». «Славянка» выпускала шоколад «Алина», упаковка которого подозрительно напоминала дизайн «Аленки» от «Красного Октября». После 2,5 лет судебных разбирательств «Славянка» выплатила «Красному Октябрю» 15 млн рублей и прекратила выпуск «Алины»
Таким образом, проведя анализ международного законодательства в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, можно выделить ряд ключевых тенденций в международной практике:
- Необходимо стремиться к унификации законодательства на международном уровне, чтобы обеспечить единообразный подход к защите авторских прав.
- Для всех видов интеллектуальной собственности требуются специальные методы защиты, так называемые «водяные знаки», основная функция которых — идентификация владельца авторских прав.
- Рекомендуется ведение мониторинга контента на популярных медиаресурсах. Это позволит своевременно выявлять факты несанкционированного использования контента и пресекать нарушения.
- Необходимо ужесточить ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет, так как существующие меры зачастую недостаточно эффективны для сдерживания нарушителей.
- Повышение осведомленности о вопросах защиты авторских прав посредством проведения масштабных информационных кампаний в СМИ, социальных сетях; распространения информационных материалов, таких как брошюры, плакаты, статьи; организации семинаров, тренингов и других мероприятий по вопросам защиты авторских прав.
Таким образом, необходимо принять во внимание все вышеперечисленные способы защиты авторских прав и перенести их в белорусскую правовую систему. Реализация этих мер позволит создать эффективную систему защиты авторских прав, соответствующую международным стандартам.
Литература:
- Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Е. А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — Том I. — 704 с.
- Богуславский, М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях / М. М. Богуславский. — М: Издательство «Наука», 1973. — 336 с.
- Гайсин, Ф. Ф. Проблема нарушения авторских прав в сети Интернет / Ф. Ф. Гайсин // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 50–53.
- Эбулесов, С. Ю. Анализ проблемных аспектов международной охраны авторских прав / С. Ю. Эбулесов // Академическая публицистика. — 2019. — № 10. — С. 137–139.
- Путилин, А. Б. Правовое обеспечение информационных технологий: учеб. пособие / А. Б. Путилин. — М.: МГОУ, 2011. — 286 с.
- Встретимся в суде: 7 самых громких судебных разбирательств с музыкантами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://samesound.ru/music/83555-musicians-at-court. — Дата доступа: 27.06.2024.