Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. А. Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией / Е. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116307/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье изучены основные опорные точки в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией: мысли, копинги и навыки.

Ключевые слова: прокрастинация, техники кпт, когнитивно-поведенческая терапия, борьба с прокрастинацией, мысли, копинги, навыки.

Прокрастинация с каждым годом становится всё более актуальной проблемой. С развитием социальных сетей и определённых алгоритмов работы этих площадок, человек оказывается слишком зависимым и вовлечённым в цифровой мир. Тяжелее становится не отвлекаться на быстрый, яркий и разноплановый контент, фокусировать внимание на долгосрочных делах и находить в себе силы заниматься рутинными задачами, так как в интернете много примеров другой, чужой жизни, которая, на самом деле, не всегда является такой радостной и заманчивой, как на первый взгляд.

С этим явлением сталкивался каждый из нас, но не многие осознают, что оно может привести к ухудшению психического и физического здоровья, ухудшению взаимоотношений с окружающими, нереализованности потенциала, а также нанести урон профессиональной и личной жизни. Из-за этого прокрастинация требует пристального внимания специалистов. [5].

Прежде чем углубляться в техники и методы, необходимо дать определение этому явлению. Прокрастинация — привычка откладывать дела на потом в пользу краткосрочных, более интересных, но, при этом, не таких важных дел. Отличие от лени в том, что человек в таком случае не отдыхает, а продолжает тратить свою энергию на действия, которые по сути не первостепенны. [2]. При этом он может успевать сделать всё в последний момент или, наоборот, бояться даже подумать начать работу из-за сомнений и объёма. С одной стороны, это нормальная реакция психики — избегать неприятных или сложных задач. Но она вызывает дискомфорт и подрывает график человека, вместе с его самооценкой и уважением к нему других людей, ведь в таком случае, человек может выглядеть в их глазах безответственным или эгоистичным, так как ставит для себя на первое место не надлежащие проекты, а личные дела. [5].

Чем может быть вызвано такое поведение? Иногда человек не умеет расставлять приоритеты или определять долгосрочные цели, соответственно, ему нелегко определить, чем действительно следует заняться сначала, а чем — потом. Некоторые прокрастинируют из-за неуверенности, потому что не знают, как подступиться к намеченному делу и хватит ли у них знаний. [6]. Это может быть страх неудач или даже страх успеха. Бояться, что что-то получится — это про боязнь дальнейших изменений, ведь всё привычное такое комфортное и знакомое, потому относительно безопасное. Перфекционизм, к слову, ещё одна из возможных причин откладывания дел. Всё должно быть идеально, либо вообще ничего не следует начинать. Такое дихотомическое мышление сильно тормозит и ограничивает развитие человека. [4].

В любом случае, если наличие прокрастинации вызывает фоновый постоянный стресс, снижение продуктивности, самооценки, аутоагрессию или чувство вины, необходимо с этим бороться.

Какие мишени являются главными в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией? Основными, конечно, будут: мысли, копинги и навыки. Рассмотрим их по порядку.

1. Работа прежде всего начинается с обнаружения негативных мыслей и убеждений, приводящих к откладыванию важных дел. Это главная специфика работы в методе КПТ, когда первопричину тех или иных эмоций, чувств и действий ищут в деструктивных мыслях и убеждениях. Клиенту помогают найти их, разобрать, а позже — разработать стратегии изменения.

Здесь может использоваться техника «остужения». Она эффективна не только при работе с гневом, но и во время самобичевания. В первую колонку выписываем свои мысли, без цензуры и смягчения, то есть «горячие», а во вторую — более адаптивные и «прохладные». Это помогает снизить накал и сделать убеждения более объективными. [1].

Актуально будет на первом этапе пересмотреть и свои должествования. Это работа над мыслями по типу: «я должна это сделать в субботу потому, что уже пообещала». Их необходимо переформулировать, сделать некий рефрейминг, например, «в целом я в силах это сделать в субботу, ведь свободна в первую половину дня, заодно сдержу обещание». Так мы облегчим восприятие некоторых обязательств, это даёт возможность ощутить, что они на самом деле не так уж и отягощают нашу жизнь, соответственно, приступить к их выполнению будет проще. [6].

2. Следующим этапом служит развитие уверенности в себе и навыков саморегуляции (копингов). Для сохранения самообладания в период накала тех или иных эмоций хорошим помощником будет, например, аутогенная тренировка, то есть дыхательная практика, направленная на релаксацию. Помогают и письменные варианты выражения эмоций: написать, нарисовать их. Это поможет минимизировать влияние импульса и прийти к относительному равновесию для определения дальнейших действий.

Если возник вопрос с самоценностью, подойдёт практика: перечень личных достижений и сильных качеств. Если трудно её выполнить, можно обратиться за поддержкой и ресурсами к другим людям: друзьям, родителям, знакомым и т. д. [3].

При необходимости срочно стабилизировать эмоциональное состояние, поможет простое отвлечение на музыку, социальные сети или какую-то приятную деятельность. Но потом обязательно нужно будет вернуться к решению возникшей ситуации, полноценно разобрать и прожить отложенные эмоции.

3. Потом уже можно приступать и к развитию навыков. При прокрастинации эффективны методы позитивного подкрепления. Человек создаёт для себя индивидуальную систему поощрений, которая предусматривается за завершение определённых задач, что будет являться приятным стимулом и мотивацией. [1].

Далее уже возможно построение реалистичных целей, которые будут предварительно разложены на простые и понятные задачи. Человеку помогают определить конкретные шаги и разработать план действий. Здесь прокрастинатору также важно отмечать, при необходимости выписывать, какие удовольствия и плюсы от нелюбимого, но важного дела можно получать уже в процессе выполнения, а не только в конечном результате.

Здесь будет актуально и осваивание упражнений, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания. Они особенно нужны при выполнении сложных или монотонных задач, позволяют действовать более продуктивно, игнорируя ненужные или отвлекающие факторы. [3].

Для установления здорового баланса между работой и отдыхом можно использовать обратное планирование, которое сконцентрирует на позитивных моментах. [1]. Человек в этом случае расписывает основные позиции дня отталкиваясь от приятных, но не совсем обязательных дел, вписывая между ними важные. В таком интересном расписании будет проще находить время для обязательных, но не самых любимых задач. Человек будет отвлекаться на важное и возвращаться к приятному, а не наоборот.

Таким образом, мы рассмотрели мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией, способы коррекции и специфику этой привычки. Изучение причин такого поведения важно, если хотим лучше понимать самих себя, свои мотивации и цели, а также разработать стратегии саморазвития и самоконтроля. В целом эти знания помогут нам стать более осознаннее и дисциплинированнее.

Литература:

  1. Кочубей П. Прокрастинация и внутренний критик: техники КПТ [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/prokrastinatsiya_kpt/?ysclid=lxq030br1y704105050 (дата обращения: 23.06.2024).
  2. Курденко А. Н. Прокрастинация и лень: психологическое содержание понятий // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokrastinatsiya-ilenpsihologicheskoesoderzhanie-ponyatiy (дата обращения: 28.06.2024).
  3. Митрухина С. В., Слюсарь Е. С. Копинг-стратегии специалистов по социальной работе // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2023. № 4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kopingstrategiispetsialistovposotsialnoyrabote (да-та обращения: 22.06.2024).
  4. Пушкина А. В. Взаимосвязь показателей перфекционизма и прокрастинации // Вестник БГУ. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-pokazateley-perfektsionizma-i-prokrastinatsii (дата обращения: 24.06.2024).
  5. Слободянюк М. С., Чабаненко С. В. Феномен прокрастинации: теоретическое обоснование, анализ исследований и влияние на человека // Научные известия. 2022. № 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenprokrastinatsiiteoreticheskoeobosnovanieanalizissledovaniyivliyanienacheloveka (дата обращения: 24.06.2024).
  6. Сманов Д. А. Когнитивные особенности и предикторы прокрастинации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-osobennosti-iprediktoryprokrastinatsii (дата обращения: 27.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивно-поведенческая терапия, работа, дело, задача, мысль, самое дело.


Ключевые слова

навыки, прокрастинация, когнитивно-поведенческая терапия, мысли, техники кпт, борьба с прокрастинацией, копинги

Похожие статьи

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные причины развития расстройства пищевого поведения у современной молодёжи, а также техники и методы когнитивно-поведенческой терапии при работе с этой проблемой.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Похожие статьи

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные причины развития расстройства пищевого поведения у современной молодёжи, а также техники и методы когнитивно-поведенческой терапии при работе с этой проблемой.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Задать вопрос