В данной статье авторы анализируют правовые проблемы, связанные с осуществлением государственного управления. Также рассматривается вопрос относительно легитимности самих управленцев. Обращается внимание на юридическую технику, используемую в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова: правовые проблемы, государственное управление, легитимность власти.
Среди наиболее весомых проблем, связанных с осуществлением государственного управления, и лежащих в правовой плоскости, можно выделить проблему легитимности самих управленцев. Легитимность, равно как и легальность власти является правовой категорией.
Легитимность достаточно лаконично и точно, ссылаясь на труды выдающегося немецкого социолога и историка начала ХХ века Макса Вебера, определяет в первых же строках своей научной работы Р. Л. Иванов [1], говоря, что легитимность — это характеристика, определяющая признание власти населением страны. Данное определения в контексте нашего исследования видится недостаточно узконаправленным. Поэтому нам следует использовать понятие легитимности, применимо не только к власти в целом, но и к государственному управлению и тем, кто его осуществляет, в частности.
Подтверждение того, что степень легитимности государственных управленцев в современной России — существенная проблема правового толка, можно найти во множестве исследований, проведённых одной из крупнейших негосударственных статистических исследовательских организаций России — Левада-Центра.
Низкая легитимность, разумеется, является проблемой сама по себе, но также её можно рассматривать и как индикатор, свидетельствующий о неблагополучии ситуации в государстве в целом. Иными словами, выстраивается чёткая закономерность: управленческие решения ответственных лиц становятся некомпетентными или неактуальными — государство в целом претерпевает кризис — одобрение и легитимность управленцев понижается, что сулит ещё большие проблемы.
Далее видится правильным перейти к следующей проблеме-вызову, которая стоит перед государственным управлением. Речь идёт о государственной службе, а именно, о правоохранительной службе. В изначальной редакции ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] от 2003 года правоохранительная служба упоминалась наряду с военной и государственной гражданской службой. Однако позднее законодатель изменил формулировку статьи 2 [3], в которой содержалось упоминание правоохранительной службы, заменив это наименование на «иные виды службы».
Данное изменение, на наш взгляд, представляет собой проблему, а возможно, даже и угрозу государственному управлению. В. И. Майоров в связи с отсутствием нормативно-правового акта, регулирующего правоохранительную службу, а также отсутствием правоохранительной службы, как таковой, указывает на проблемный характер правового регулирования деятельности субъектов, обеспечивающих общественную безопасность [4]. Учёными отмечается, что масштабность задач, поставленных перед правоохранительными органами, неадекватна уровню их взаимодействия, в борьбе с правонарушениями недостаточно используются оперативные возможности правоохранительных структур и спецслужб [5] обращается внимание на несоответствие нормативной правовой базы, регулирующей взаимодействие рассматриваемых органов, современным потребностям общества, на незавершенность и низкую эффективность государственной стратегии организации взаимодействия правоохранительных органов [6].
Следует отметить, что множество учёных высказывались положительно о возможности создания в России правоохранительной службы, не забывая также о том, что это потребует существенных изменений как государственной структуры, так и правового поля [7]
Системный характер построения органов управления имеет крайне важное значение при определении видов государственной службы, поскольку предопределяет возможность и успешность ее правового регулирования, а также эффективность ее функционирования.
Наконец, ещё одной значимой проблемой государственного управления правового характера следует считать юридическую технику, используемую в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия федеральных органов исполнительной власти. Уточняя сказанное, следует отметить, что полномочия ряда федеральных органов исполнительной власти обозначены весьма расплывчато, что даёт большой разброс для применения усмотрения правоприменителя, а также в ряде случаев полномочия дублируют друг друга или даже пересекаются. Подобные уязвимости встречаются в таких актах, как указы Президента о федеральной службе войск национальной гвардии, о Федеральной службе судебных приставов, о Федеральной службе безопасности и ряде других.
Анализируя данные нормативно-правовые акты, можно вывести закономерность о том, что наибольшие проблемы регулирования государственного управления возникают в аспекте регулирования силовых структур, обеспечивающих безопасность государства. Это создаёт значительную угрозу государственному управлению в целом, так как отсутствие абсолютной чёткости и стройности законодательства в этой сфере потенциально может повлечь последствия, фатальные для всего государства [8].
Литература:
- Иванов Р. Л. Легитимность государственной власти // Вестник Омского университета. Серия «Право». — № 1 (30). — 2012. — С. 6.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 13.07.2015 № 262-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
- Майоров В. И. О нормативно-правовом регулировании деятельности полиции // Полицейское право. — 2005. — № 1. — С. 40.
- Моргунова Н. В., Овчинникова Т. А. Организация взаимодействия правоохранительных органов РФ и правоохранительных организаций зарубежных государств в сфере незаконного оборота наркотиков [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www. rusnauka.com/30_NNM_2012/Pravo/2_119398.doc.htm (дата обращения: 29.06.2024)
- Потапова С. А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности (по материалам Дальневосточного федерального округа): авто-реф. дис.... канд. юрид. наук. — М., — 2010.— С. 5.
- Заводичков Н. О проекте федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2006. — № 5. — С. 22–30.
- Черкесов В. Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев // КоммерсантЪ. — 2007. — № 184 (3760).