Федеральная таможенная служба играет важную роль в реализации и осуществлении государственных программ РФ, что обосновывается её статусом в их реализации, а также количеством денежных средств государственного бюджета, выделяемых на данные цели.
Таблица 1
Динамика расходов в части реализации государственных программ 2016–2021 гг.
Год |
Сводная бюджетная роспись , млрд руб. |
2016 |
67,57 |
2017 |
73,21 |
2018 |
74,61 |
2019 |
80,74 |
2020 |
82,10 |
2021 |
89,18 |
Рис. 1. Динамика расходов в части реализации государственных программ с 2016–2021 гг.
Из приведенных данных четко видна динамика ежегодного увеличения денежных средств, выделяемых ФТС России для реализации государственных программ. Наибольший прирост наблюдался с 2018 по 2019 год и с 2020 по 2021 года. Это можно объяснить тем, что в эти периоды вводились новые государственные программы, реализация которых входила в полномочия ФТС и требовала денежных вложений («Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и «Информационное общество»).
Таблица 2
Структура расходов в части реализации государственных программ с 2016–2021 гг. (топ-3 государственных программ, на которые выделяется наибольшее количество средств государственного бюджета)
Год |
Наименование государственной программы |
Сводная бюджетная роспись , млрд руб. |
2016 |
67,57 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
58,83 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы |
1,67 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» |
0,21 |
2017 |
73,21 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
63,31 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы |
1,76 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
0,69 |
2018 |
74,61 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
59,05 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
0,42 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» |
0,11 |
2019 |
80,74 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
64,04 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
0,25 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» |
0,15 |
2020 |
82,10 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
66,32 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» |
1,85 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
0,23 |
2021 |
89,18 |
|
1. |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» |
71,05 |
2. |
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» |
0,78 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
0,23 |
Рис. 2. Структура расходов в части реализации государственных программ с 2016–2021 гг.
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что наиболее актуальной для реализации и выделения денежных средств на реализацию данной программы является Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», сводная бюджетная роспись по данному направлению является наибольшей на протяжении всего периода (составляет порядка 80–85 % к общему количеству средств). Также среди лидеров государственные программы, связанные с образованием, экономическим развитием и социальной политикой.
В таблице 3 приведено кассовое исполнение ФТС России в общем по каждому году в рассматриваемом периоде (2016–2021) (кружками красного цвета выделены категории, значение кассового исполнения которых не достигло 98 %, зеленым — достигло 98 %).
Таблица 3
Кассовое исполнение ФТС России в общем по каждому году в рассматриваемом периоде (2016–2021)
Год |
Кассовое исполнение |
||||
к сводной бюджетной росписи |
|||||
в млрд. руб. |
в % |
||||
2016 |
Федеральная таможенная служба |
-1,34 |
|
||
2017 |
Федеральная таможенная служба |
-1,89 |
|
||
2018 |
Федеральная таможенная служба |
-2,45 |
|
||
2019 |
Федеральная таможенная служба |
-1,83 |
|
||
2020 |
Федеральная таможенная служба |
-1,49 |
|
||
2021 |
Федеральная таможенная служба |
-1,22 |
|
||
Таким образом, рассматривая деятельность ФТС по реализации государственных программ как в целом, так и по отдельным государственным программам, можно убедиться в том, что далеко не каждый год и не каждая программа достигает должного уровня кассового исполнения. Однако, в 2020 и 2021 годах практически по всем государственным программам кассовое исполнение было выше порогового значения в 98 % (за исключением Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»).
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
- Официальный сайт ФТС России/ URL: https://customs.gov.ru/
- Официальный сайт Федерального казначейства/ URL: https://roskazna.gov.ru/