В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность, школьники.
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню
Вовлеки меня — и я научусь» .
(Китайская пословица)
В зависимости от того, какой характер носит учебная деятельность, можно выделить несколько уровней обучения. Изначально это репродуктивный уровень ребенок делает по образцу, затем выполняются творческие задания, которые требуют навыков решения конструкторских и технологических задач. И в самом завершении идет осуществление комплексных работ по выполнению творческих проектов. Это как раз и относится к проектной деятельности, цель которой — формирование ключевых компетентностей.
Технология проектной деятельности поможет решить следующие задачи:
– научит применять базовые знания и умения, которые усваиваются на уроках;
– стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, когда он познает и ищет способ решения чего-либо;
– позволяет рассмотреть один и тот же объект с точки зрения нескольких наук, что показывает школьникам то, то все предметы школьной программы взаимосвязаны друг с другом;
– привлекает детей к социально значимой, преобразовательной деятельности, которая поможет сформировать различные социальные компетентности, профессиональные интересы [1].
В педагогической деятельности использование проектной деятельности сможет решить задачи индивидуально ориентированного образования. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок сам выбирает проблему, которая ему интересна, подбирает информацию и ищет способы её решения. Таким образом, она соответствует способностям каждого ребенка и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В данной технологии субъектом является сам ученик, соответственно у него проявляется активная позиция. Это всё содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Субъективность ребенка проявляется в том, что ребенок сам ставит цель, планирует исследование, ход работы, разрабатывает проект, оценивает и защищает его, делится своим опытом.
Особо хочется отметить, что проект предполагает обязательно рефлексию, оценку того, что каждый приобрел, что получилось, а что нет, на что обратить внимание. Школьники осваивают алгоритм действий, учатся самостоятельно определять проблему, находить информацию, искать пути решения, пробуя разные способы и анализировать свою работу. Вырабатывается самостоятельность, плюс ко всему, когда ребенок выступает со своим проектом, рассказывает о нем, он делится этим с другими, учится работать и взаимодействовать в группах.
Но для педагога тоже отводится определенная роль. В проектной деятельности учитель выступает в качестве демократичного руководителя, консультанта, помощника, тьютора, старшего товарища.
Вместе с тем, стоит отметить, что с проектной деятельностью связаны и другие понятия, такие как проектное обучение и метод проектов, которые стоит различать. Разграничить их довольно сложно, поэтому все условно, но это позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.
Проектное обучение может рассматриваться — как дидактическая система, а метод проектов — как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения ряда задач обучения используются разные методы, в том числе и творческие проекты, цель у которых — это включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи и до ее осуществления.
Переход на новый ФГОС подталкивает учителя уже с начального звена начинать выстраивать систему проектного обучения [4].
Проектная деятельность учащихся — компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя. Отсюда следует, что с одной стороны активность и самостоятельность ребенка, а с другой, деятельность педагога [3].
Учитель уже знаком с ребенком, знает его опыт, интересы и возможности школьника, опираясь на это, помогает выбрать направление, цель, содержание деятельности, пути и способы ее организации, метода анализа и оценки результата, выстроить этапы выполнения проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.
Делая вывод, понятия проектное обучение, метод проектов и проектная деятельность взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.
Проектная деятельность представлена технологично: определяются этапы ее организации, действия ребенка, а также учителя на каждом этапе.
Приведем примеры этапов проектной деятельности учащихся.
Согласно Павловой М. Б., структура и соответственно этапы проектной деятельности могут быть представлены линейно: потребность — проблема — исследования — первоначальные идеи — оценка идей — разработка лучшей идеи — планирование — изготовление — апробирование — оценка [3, с.286]
Однако люди, которые более творчески подходят к делу, не всегда могут думать логически. Психология творческих проектов требует, чтобы дети могли выполнять действия в разной последовательности. Данный подход развивает творческие способности и одновременно помогает более глубже понять содержание, выбор, использование необходимых средств, управление деятельностью для достижения намеченных результатов.
М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова выделяют два подхода, которые определяют этапы работы над проектом:
– конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы);
– педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).
Если осмыслить и объединить эти два подхода, то можно выделить следующие этапы:
– подготовка к проекту;
– организация участников проекта;
– выполнение проекта;
– презентация проекта;
– подведение итогов проектной деятельности [2, с.22–25]
Сравнивая различные варианты определения этапов проектной деятельности, мы наблюдаем, что все авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности школьников. Различия в основном связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектной деятельности либо зависят от того, с чьей позиции представлена проектная деятельность: с позиции школьника или с позиции педагога.
В любом случае, организовывая проектную деятельность, учащиеся используют самые разные средства (методы, приемы, технологии, формы), которые обеспечивают высокий уровень мотивации самого ребенка, понимание сущности деятельности, подготовку детей к ее реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.
Таким образом, умение пользоваться технологией проектной деятельности — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Литература:
- Григорьев Д. В. и др. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. — М.: Просвещение, 2011.
- Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод.пособие. — К.: РГУ им. И.Канта, 2009.
- Павлова М. Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. — Н. Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
- Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климова Е. В. Развитие исследовательских умений младших школьников. — М.: Просвещение, 2003.