Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 03.07.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. А. Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии / Е. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116366/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье изучены основные причины развития расстройства пищевого поведения у современной молодёжи, а также техники и методы когнитивно-поведенческой терапии при работе с этой проблемой.

Ключевые слова: расстройство пищевого поведения, когнитивно-поведенческая терапия, КПТ при РПП, методы КПТ, пищевое поведение молодёжи.

Тема расстройства пищевого поведения в отечественной науке стала освещаться не так давно, но с каждым годом всё чаще выходит в «свет». Современные СМИ, трактующие радикальные стандарты красоты; ускоренный темп жизни, вызывающий стресс; психологические травмы и социальное давление — всё это возможные причины деструктивного пищевого поведения.

Важно отметить, что данное психическое расстройство — это прежде всего психологическое заболевание, которое проявляется в разрушающих пищевых привычках и негативном отношении к своему телу. Оно числится в МКБ-10 (десятый пересмотр международной классификации болезней). [1]. Разновидностей его проявления много, к примеру: булимия, анорексия, компульсивное переедание, пикацизм и т. д.

Для молодёжи РПП имеет ещё более серьезные последствия: проблемы с пищеварением и сердечно-сосудистой системой, патологии иммунной системы, нарушения менструального цикла, развитие хронических дефицитов, депрессии, усиленная аутоагрессия и другие. Здесь также стоит отметить, что смертность людей с этой патологией выше, чем смертность пациентов с другими психическими заболеваниями.

Почему людей, подверженных такой проблеме всё больше? Современная молодежь, нежели прошлые поколения, испытывает большее давление со стороны медиа, где идеал красоты определяется фотошопом и пластической хирургией. Важную роль играет и доступность, большие объёмы недостоверной информации о диетах, упражнениях, методах похудения и набора массы. Всё это способствует популяризации неправильных пищевых привычек.

Как правило помимо медикаментозного лечения людям с РПП, требуется работа и на ментальном уровне. Хорошо с этим справляется терапия, которая дает возможность сформировать правильные убеждения относительно собственного тела, еды и социальных установок. Больше всего в таком случае подходит когнитивно-поведенческая терапия, в которой можно выделить следующие возможные этапы работы:

  1. Идентификация и изменение негативных мыслей и убеждений по поводу внешнего вида, тенденций красоты и т. п.
  2. Альтернативные здоровые варианты управления стрессом и эмоциями, связанными с перееданием или ограничением пищи. Обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля.
  3. Разработка плана действий для изменения нежелательных пищевых привычек.
  4. Проигрывание определённых ситуаций по ролям для закрепления новых адаптивных убеждений и использование других динамических практик.
  5. Осознанное питание. Люди обучаются внимательно слушать своё тело, различать физический голод от эмоционального. Они обучаются питаться регулярно, разнообразно и сбалансированно, осознавать потребность в пище.

Может использоваться способ ведения личного дневника. В нём необходимо фиксировать: время приёма пищи; состав и количество еды; причину приёма пищи. Это позволит отслеживать привычный график питания и причинно-следственные связи употребления еды, что поможет выстроить дальнейшую работу за счёт выявления устоявшихся паттернов поведения.

Использование стикеров тоже может помочь. Суть заключается в размещении наклеек с важными для человека утверждениями, которые призывают, например, не переедать. Вместе со специалистом придумывают формулировки этих фраз, делая их максимально индивидуальными и эффективными. Это не должны быть популярные мотивационные строчки или аффирмации, а именно то, что будет находить эмоциональный отклик у клиента и служить импульсом к определённому действию лично для него.

Некоторым могут подойти барьеры. Это какие-либо препятствия на пути к определённому виду пищи или еды как таковой. Здесь используются умственные преграды (решить головоломку, сложный пример и т. п.) и физические (какие-нибудь ограничители, замочки, блокировки). Это актуально особенно при сбитом графике питания и ночным «набегам» на холодильник и службы доставки.

Все эти техники помогают изменить негативные паттерны мышления и поведения, следить за своим эмоциональным фоном, развить навыки достижения здорового отношения к еде и своему телу. Методы КПТ помогают, устраняя триггеры переедания и голодания, а также нормализуя самооценку и самовосприятие, работая с ценностями и смежными личностными проблемами.

Таким образом, на сегодняшний день, когнитивно-поведенческая терапия имеет одни из самых высоких показателей результативности и является эффективным методом работы с расстройством пищевого поведения у молодёжи.

Литература:

  1. Кубекова А. С., Бисалиев Р. В. Когнитивно-поведенческая терапия при расстройствах пищевого поведения // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. — 2022. — T. 14, № 2. — URL: http://mprj.ru (дата обращения: 30.06.2024).
  2. Суворова В. В. Расстройства пищевого поведения, их распространенность среди подростков и молодых людей 14–25 лет [Электронный ресурс] // FORCIPE. — 2021. — T. 4, № S1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-pischevogo-povedeniya-ih-rasprostranennost-sredipodrostkovimolodyhlyudey-14–25-let (дата обращения: 22.06.2024).
  3. Шабанова Т. Л. Исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 9. — С. 91–95.
  4. Пономарева Л. Г. Современные представления о расстройствах пищевого поведения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 274- 276. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2165/ (дата обращения: 27.06.2024).
  5. Михайлова М. А. Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 293–296. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66389/ (дата обращения: 24.06.2024).
  6. Аграс В. С., Эпл Р. Ф. Победить расстройство пищевого поведения. Когнитивно-поведенческая терапия при нервной булимии и психогенном переедании. Пошаговое пособие по самопомощи / пер. с англ. — Киев: Диалектика-Вильямс, 2021. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивно-поведенческая терапия, пищевое поведение, современная молодежь.


Ключевые слова

расстройство пищевого поведения, когнитивно-поведенческая терапия, КПТ при РПП, методы КПТ, пищевое поведение молодёжи

Похожие статьи

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения

В статье представлен анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по теме совладающего поведения у девиантных подростков.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Похожие статьи

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения

В статье представлен анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по теме совладающего поведения у девиантных подростков.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задать вопрос